З. ЭМИ, Рисунки Н. ЕЛИЗАРОВА
Из окна вагона быстро мчащегося поезда вы
роняете камень. Вы видите, что он упал вертикально вниз, как это и должно быть,
если тело свободно падает.
А что увидит наблюдатель, стоящий на полотне
железной дороги? Он будет утверждать, что камень описал в пространстве кривую
линию — параболу.
Кому же из вас верить?
Всякого, кто склонен поверить второму наблюдателю, мы принуждены разочаровать: какой-нибудь третий наблюдатель, находящийся на Солнце, дал бы совершенно иное описание траектории камня. Он утверждал бы, что камень полетел по прямой, параллельно земной орбите.
В самом деле, «солнечный» наблюдатель видит
перемещение земного шара в пространстве, а вместе с ним и камня (остальные
движения камня ничтожно малы). Скорость движения Земли вокруг Солнца равна
почти 30 км в секунду, причем отрезки земной орбиты должны казаться с Солнца
прямыми линиями.
Быть может, читатель готов уже признать
правильным утверждение третьего наблюдателя? Послушаем в таком случае, что
скажет четвертый, помещающийся «над» центром Галактики — нашей звездной
системы. Он сообщит, что камень описал дугу, и притом со скоростью 275 км в
секунду: с такой именно скоростью обращается вся солнечная система вокруг
центра Галактики.
Если бы мы спросили бесконечное число
наблюдателей, находящихся на самолетах, на Луне, Марсе, различных звездах и т.
д., какую траекторию описал камень, мы получили бы бесконечное число
противоречивых ответов. Кто же из всех наблюдателей прав?
![]() |
Из окна вагона быстро мчащегося поезда вы уронили камень. Вы видите, что он упал вертикально вниз. |
![]() |
А наблюдатель, стоящий на полотне железной дороги, будет утверждать, что камень описал в пространстве кривую линию — параболу. |
Ясно, что каждый из них прав по-своему: все
дело в «классическом принципе относительности», с которым читатель встречался
уже на страницах нашего журнала («Парадоксы принципа относительности» в № 5«Техника — молодежи»).
А вот другой случай. Вообразим, что ваш поезд
мчится с чудовищной скоростью — 500 м в секунду. На расстоянии 500 м от него
параллельно движется с точно такой же скоростью другой поезд. На крыше одного
из вагонов второго поезда, напротив вашего вагона, укреплена мишень. Вы
стреляете в нее из ружья и попадаете в цель. Скорость полета пули равна 500 м в
секунду. В каком направлении летела пуля?
Для вас — в направлении, перпендикулярном
движению поездов. Однако снимок, сделанный сверху, с мачты столба, показал бы,
что пуля летела по прямой линии, пересекающей направление движения поездов под
углом в 45°. Почему именно в 45°, понятно: относительно неподвижного
фотоаппарата пуля передвигалась с одинаковой скоростью не только по направлению
к мишени, но и вместе с поездом. Почему же в таком случае траектория камня,
выпавшего из окна вагона, не прямая, а парабола? И что это за кривая —
парабола?
![]() |
Таким видит направление пули человек, стреляющий с мчащегося поезда в мишень, которая движется с такой же скоростью. |
![]() |
Снимок, сделанный сверху, с мачты столба, показал бы, что пуля летела по прямой линии, пересекающей направление движения поездов под углом в 45°. |
Тут мы сталкиваемся с «методом координат»
известного французского философа и математика Рене Декарта (1596 — 1650 гг.).
Этот метод дал возможность исследовать различные кривые, которые до этого
изучить было нельзя.
В чем же заключается метод координат Декарта?
Положение точки рассматривается относительно какой-то выбранной системы.
Простейшей из таких систем является прямоугольная система координат на
плоскости — «декартова система». Она состоит из двух взаимно перпендикулярных пересекающихся
прямых линий — «осей координат».
Горизонтальная ось называется «осью абсцисс»,
вертикальная — «осью ординат», а точка их пересечения — «началом координат».
Если известны расстояния какой-либо точки от каждой из осей — ее «координаты»,
— то тем самым положение точки на плоскости строго определено. Горизонтальная
координата точки называется «абсциссой», а вертикальная — «ординатой».
![]() |
Декартова система координат. |
Математически простейшую параболу изображают
таким квадратным уравнением:
Теперь нам станет ясно, почему камень описал
именно параболу. Ведь он двигался одновременно в двух направлениях: вместе с
поездом в горизонтальном (ось абсцисс) и под действием силы тяжести — в вертикальном (ось ординат).
Горизонтальное движение — равномерное, а вертикальное — равноускоренное (о
земном ускорении
Итак, длина вертикальною пути камня
пропорциональна квадрату времени, горизонтального же — первой степени времени.
Следовательно, зависимость между обоими движениями камня — квадратная, типа
![]() |
Математически простейшую параболу изображают квадратным уравнением: |
![]() |
Различные формы параболических траекторий тел (при отсутствии сопротивления воздуха). |
Но почему же вы видели из окна вагона, что
камень упал вертикально? Вяжется ли это с системой координат? Да. Сама система,
в которой мы наблюдали падение камня (поезд), двигалась вперед с такой же
скоростью, что и камень. Следовательно, в этой системе горизонтальная скорость
камня равнялась нулю, и, значит, он двигался только в одном направлении — по
оси ординат, вертикально.
Итак, форма траектории движущегося тела
относительна. Так, например, греческий астроном Птолемей рассматривал движение
небесных тел относительно системы, в начале координат которой находится Земля.
Земля кажется в этой системе неподвижной, а
весь мир — вращающимся. Таким он и представляется земным обитателям. А великий
астроном Коперник, показавший, что не Солнце вращается вокруг Земли, а
наоборот, поместил в начало координат Солнце. Таким образом, в коперниковой
системе координат Солнце неподвижно. В действительности же оно движется: Солнце
обращается вокруг центра Галактики, совершая полный оборот в 224 млн. лет. Следовательно,
можно рассматривать движение тел в системе координат начало которой находится в
центре Галактики.
![]() |
Если с Солнца наблюдать траекторию движения камня, то она покажется прямой линией, параллельной орбите земного шара. |
Если центром системы принимается Солнце, Земля
обращается вокруг Солнца по эллипсу (почти кругу), Луна же совершает в этой
системе уже не одно, а два основных движения: почти круговое около Земли и
вместе с Землей — сложное вокруг Солнца.
Тут мы сталкиваемся с относительностью
масштабов. Скорость обращения Луны вокруг Земли равна примерно 1 км в секунду,
а Земли вокруг Солнца — 30 км и секунду. Полный оборот вокруг
Земли Луна совершает примерно в 27 суток, а
Земля вокруг Солнца — примерно в 365 суток. Среднее расстояние между Землей и
Солнцем равно 149,5 млн. км, а между Луной и Землей — почти в 400 раз меньше,
т. е. 384,4 тыс. км. Следовательно, в то время как Земля совершает один оборот
вокруг Солнца, Луна успевает обойти Землю более 13 раз. Поэтому путь Луны
вокруг Солнца представляет собой волнистую пинию, изогнутую в виде круга.
Вычертим орбиту Луны вокруг Солнца в
правильном масштабе. Если масштаб выбрать так, что радиус земной орбиты равен
38,8 мм, то расстояние между Землей и Луной будет равно 0,1 мм. Эта величина
настолько мала, что на чертеже совершенно незаметна. Масштаб как бы «съел»
орбиту Луны вокруг Земли... Поэтому при малом масштабе путь Луны в коперниковой
системе сольется с орбитой Земли, т е. будет представлять собой круг. В центре
этого круга будет находиться Солнце.
![]() |
При малом масштабе путь Луны в коперниковой системе координат сольется с орбитой Земли, т. е. будет представлять собой круг. В центре этого круга будет находиться Солнце. |
В заключение заметим, что система Земля—Луна
представляет собой единственный случай двойной планеты в солнечной системе. Так
как размеры Земли и Луны сравнимы (диаметр Луны всего в 3,68 раза меньше
диаметра Земли), то глазам наблюдателей, попавших, например, на Венеру,
представилась бы эффектная картина: пара как бы танцующих в пространстве
звездочек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий