Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 апреля 2024

Легковая газогенераторная машина | ТМ 1938-12

Легковая газогенераторная машина
Инж. Ю. ЧИЖОВ

По внешнему виду эта машина почти ничем не отличается от легкового автомобиля «М-1». Та же форма, те же размеры. Только позади кузова пристроен изящный багажник, которого нет у машины «М-1». Однако напрасно думать, что в этот багажник складываются вещи пассажиров — в нем находится газогенераторная установка.

Так выглядит советский легковой газогенераторный автомобиль, сконструированный инженером А. И. Пельтцером.

В «багажник» загружаются древесные чурки, из которых вырабатывается газ. Отсюда газ идет в отстойник-успокоитель для очистки от наиболее тяжелых частиц. Отстойник смонтирован под левой подножкой автомобиля. Это не что иное, как четырехугольная коробка объемом в 30 л.

Загрузка дров в газогенератор.
Загрузка дров в газогенератор.

На правом переднем крыле установлен кожух для запасного колеса. Однако внутри кожуха никакого запасного колеса нет — в кожухе помещается тонкий фильтр для окончательной очистки газа. Предварительная очистка и охлаждение газа происходят в 9 охладительных трубах, соединенных между собой наподобие змеевика. Они располагаются перед радиатором.

Газ, приходящий из отстойника, попадает в нижнюю коробку и, поднимаясь верх по змеевику, охлаждается. При этом содержащиеся в газе пары воды конденсируются. Вода эта стекает вниз по змеевику, попутно омывая встречные потоки газа.

Прошедший охладительные трубы газ собирается в верхней коробке и пропускается через так называемый тонкий фильтр. Здесь он подвергается окончательной очистке.

Очищенный и охлажденный газ поступает в смеситель. Последний находится на двигателе, в том месте, где в обычной машине «М-1» помещается карбюратор. Газогенераторная машина в карбюраторе не нуждается.

Такова схема работы легковой газогенераторной машины.

Газогенераторный автомобиль, сконструированный инженером А. Я. Пельтцером.
Газогенераторный автомобиль, сконструированный инженером А. Я. Пельтцером.

В чем же ее преимущества перед обычной машиной «М-1»? Основное и главное преимущество заключается в том, что она вместо дорого стоящего бензина потребляет древесное топливо. При этом данная машина отличается высокими эксплуатационными качествами. Например, розжиг холодного газогенератора и запуск двигателя после большой стоянки требуют не более 5—6 минут. После двухчасовой стоянки на запуск двигателя затрачивается всего 1,5—2 минуты. Если же машина простояла только 20—25 минут, то ее легко можно запустить сразу, так же как нормальную бензиновую машину. Максимальная скорость автомобиля достигает 90 км в час.

Недавно были проведены интересные скоростные испытания этой новой машины. На Варшавском шоссе под Москвой был выбран 100-километровый участок, который машина проехала почти без остановок 50 раз, т. е. прошла путь в 5 тыс. км.

Короткие остановки на несколько минут устраивались лишь для загрузки в газогенератор топлива — древесных чурок. Во все время пробега в машине находились контролеры — спортивные комиссары.

Весь пробег занял 82 ч. 01 м., т. е. дистанцию в 5 тыс. км машина прошла со средней скоростью 61 км в час. При этом первые 3 тыс. км были пройдены ровно за двое суток, т. е. со скоростью 63 км в час.

До последнего времени рекорд скорости в безостановочном пробеге газогенераторных автомобилей на большую дистанцию был поставлен на легковом газогенераторном автомобиле французской фирмы «Панар-Левассор». На специально оборудованном для гоночных испытаний автодроме в Монтлери этот автомобиль прошел дистанцию в 3 тыс. км со средней скоростью 58,6 км в час. И эта скорость отмечалась как наивысшее достижение.

Автомобиль конструкции А. И. Пельтцера испытывался на обычном заасфальтированном шоссе, он двигался не по кругу автодрома и поэтому должен был замедлять движение перед поворотами на конечных пунктах испытательного участка, при приближении встречных машин и т. д. Тем не менее результаты пробега намного превышают мировой рекорд, поставленный в благоприятных условиях лучшей французской машиной.

За весь пробег — 5 тыс. км — машина израсходовала несколько более 1,5 т обыкновенных дров. Автомобилю, работающему на бензине, потребовалось бы для прохождения этого же пути 700—800 л дорого стоящего горючего.

В скором времени наши автомобильные заводы наладят серийный выпуск газогенераторных машин, широкое применение которых позволит стране сэкономить на сотни миллионов рублей дорого стоящее жидкое топливо.

Вездеход, выпущенный экспериментальным цехом Горьковского автозавода им. Молотова.
Вездеход, выпущенный экспериментальным цехом Горьковского автозавода им. Молотова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.