Инж. Б. ТЕРЕБЕНИН
Советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке увенчан громадной статуей рабочего с рубиновой звездой в поднятой руке. Статуя установлена на высоком обелиске, который воздвигнут в центре площади, образуемой крыльями здания.
Эта исполинская фигура высотой в 25 метров изготовлена из нержавеющей стали на одном из московских заводов по проекту скульптора В. А. Андреева. Скульптор, разумеется, не мог вылепить такую фигуру в натуральную величину. Заводу была передана гипсовая скульптура высотой 3,2 метра. Эту фигуру нужно было увеличить в восемь раз и облечь в металл.
Общий вид советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. |
В мировой практике это уже второй случай изготовления большой статуи из листового материала. Первой подобной скульптурой была группа «Рабочий и колхозница» скульптора Мухиной, украшавшая советский павильон на Всемирной парижской выставке, а ныне установленная при въезде на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку под Москвой. (Описание этой скульптуры см. в журнале «Техника—молодёжи», 1937 г., № 5.) Однако статуя рабочего для Нью-Йоркской выставки изготовлена по-новому, более совершенному методу.
Заводу была передана гипсовая скульптура высотой 3,2 м. Эту фигуру нужно было увеличить в восемь раз и облечь в металл. |
Прежде всего при помощи специально сконструированного прибора были сняты на бумагу контуры гипсовой скульптуры. Прибор действовал таким образом: копировщик водил особой стрелкой по поверхности скульптуры; а перо, расположенное на противоположном конце прибора, вычерчивало тушью на бумаге все мельчайшие детали контура. Так как стрелка обходила статую каждый раз только на одном уровне, то на бумаге получалось как бы горизонтальное сечение фигуры. Эти поперечные сечения брались через каждые 5 миллиметров.
Вычерченные на бумаге контуры фотографировались и печатались на диапозитивных пластинках. Пластинки вставлялись в проекционный фонарь, луч света которого направлялся на листы фанеры. Между фонарём и «экраном» устанавливалось такое расстояние, чтобы проектируемое изображение было в восемь раз больше оригинала. Увеличенные контуры, получаемые на фанере, обводились карандашом.
По этим карандашным линиям фанерные листы вырезались ленточной пилой и сколачивались посредством деревянных планок в щиты. Толщина каждого щита вместе с планками равнялась 40 миллиметрам. Такой щит представлял собой как бы поперечный «ломтик» фигуры, увеличенный в восемь раз.
На снимке — часть деревянной модели, составленной из фанерных щитов. Ботинок покрыт листами нержавеющей стала. |
Щиты затем последовательно укладывались друг на друга, начиная снизу. Расстояние между фанерными листами (равное толщине щита) получалось ровно в восемь раз больше, чем промежутки между соответствующими горизонтальными сечениями скульптуры. В результате из щитов стала складываться деревянная модель статуи, увеличенная во всех размерах в восемь раз.
Гигантская деревянная модель сооружалась не сразу, а по частям. Эти крупные части модели, так называемые блоки, обмазывались смесью из алебастра и песка. Обмазка заполняла зазоры между фанерными листами и делала поверхность блоков более ровной. Блоки головы и кистей рук были вылеплены в натуральную величину скульптором В. А. Андреевым.
Так выглядит кисть руки исполинской фигуры по сравнению с человеком. Рабочий производит примерку металлической оболочки. |
После того как блоки были готовы, началось изготовление металлической оболочки для статуи. Для этого были взяты листы холоднокатаной нержавеющей стали с примесью титана. Как показали последние исследования, эта сталь лучше всего противостоит коррозии в атмосферных условиях. Кроме того, она хорошо сваривается. Сталь была термически обработана для придания ей мягкости: такой металл легче принимает различную форму.
Оболочка статуи «сшита» из кусков стали самых различных размеров, начиная с маленьких — в ладонь человека — и кончая листами больше квадратного метра. Чем сложнее поверхность фигуры, тем из меньших кусочков состоит в этом месте оболочка. Чтобы придать каждому такому кусочку нужную форму, его клали на стальной «гриб» и осторожными ударами молотком создавали выпуклости или впадины, соответствующие контурам фигуры. Оболочка время от времени накладывалась на блок; рабочий следил, в точности ли прилегает стальной лист к модели. Готовые мелкие части оболочки соединялись с помощью электросварки в большие куски.
Торс статуи-гиганта. К торсу «для примерки» приставлена голова. На снимке видно, как точно повторяются на увеличенной модели торса все очертания первоначальной гипсовой скульптуры. |
Толщина стальной оболочки равна 1 миллиметру. С внутренней стороны она укреплена обручами, расположенными на расстоянии в 32 сантиметра друг от друга. Обручи сделаны также из нержавеющей стали и приварены к оболочке. Эта операция была проделана при помощи так называемой «точечной» электросварки.
Вся оболочка посредством ажурной конструкций из нержавеющей стали держится на каркасе, состоящем из мощных клёпаных стальных ферм. Каркас рассчитан на то, чтобы статуя могла выдерживать напор сильного ветра.
Собранная статуя в лесах. |
Статуя опирается почти всем своим весом на правую ногу. Для большей устойчивости металлический остов правой ноги значительно удлинён. Его нижний конец проходит сквозь мраморный пьедестал статуи и соединён болтами со стальным каркасом здания павильона. Левая нога как опора имеет второстепенное значение.
В правой руке статуи укреплена рубиновая звезда диаметром в 3 метра. Внутри руки устроена шахта, по которой может пролезть человек для осмотра и смены ламп, находящихся в звезде. Звезда имеет стальной остов, в который вставлено рубиновое стекло с позолоченной окантовкой. По конструкции она аналогична кремлёвским звёздам. Особое устройство даёт возможность промыть наружную поверхность звезды сильными струями воды и просушить её затем тёплым воздухом.
Для удобства транспортировки большие детали статуи, как, например, торс, разрезались на куски. У левого плеча можно заметить шов, по которому оболочка «распарывалась» на время перевозки. |
Предварительная сборка статуи-гиганта в Москве перед отправкой в США. Виден мощный каркас, представляющий собой как бы металлический «скелет» фигуры. |
Полный вес статуи вместе с каркасом составляет около 30 тонн. При перевозке через океан статуя была упакована в одиннадцати громадных ящиках, некоторые из которых были величиной с железнодорожный вагон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий