Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 июня 2022

Скульптура из нержавеющей стали

Инж. А. ФЕДОРОВ

Первого мая текущего года в Париже открывается грандиозная всемирная выставка, посвященная искусству и технике в современной жизни.

Центральная, 33-метровая, башня советского павильона, построенного по проекту архитектора Б. М. Иофана, будет увенчана гигантской скульптурной группой, изготовленной из нержавеющей стали.

В стремительном порыве молодые рабочий и колхозница высоко поднимают эмблему Советского Союза —  серп и молот.

Изготовление скульптурной группы было поручено Центральному научно-исследовательскому институту машиностроения и металлообработки.

До сих пор большие скульптурные произведения — статуи, памятники —  делались из бронзы, чугуна, наконец, из бетона, но никогда и нигде в мире в качестве материала для скульптурных работ не применялась нержавеющая сталь.

Работники института абсолютно не имели опыта по изготовлению подобных сооружений. Не было специальных сварочных машин, необходимых для выполнения такого сложного задания; поэтому прежде всего пришлось заняться конструированием и изготовлением соответствующих механизмов и приспособлений, а также тщательным составлением технологического процесса предстоящей работы.

В качестве образца для изготовления скульптурной группы опытному заводу института была передана гипсовая модель скульптуры высотою в 1 м, т. е. в 1/25 натуральной величины.

В цехе эту модель разрезали на большое число отдельных частей, а каждая из них внешними линиями разбивалась на мелкие объемные клетки-кубики. Многие из наших читателей, желая увеличить какой-нибудь рисунок или географическую карту, вероятно, пробовали покрывать оригинал сеткой клеток и с их помощью довольно точно переносить рисунок на лист бумаги с нанесенными на нем большими клетками. Подобно этому, по отдельным, разделенным на клетки частям скульптуры с помощью шаблонов делались массивные деревянные формы большой величины. На внутренней поверхности этих форм укладывались листы нержавеющей стали толщиной от 0,5 до 1 мм. Легкими ударами молотка пластичные стальные листки всеми точками своей поверхности прижимались к деревянной форме, образуя отдельные части будущей скульптуры.

Для придания отштампованным таким образом частям необходимой жесткости и их внутренней поверхности приваривались выгнутые по шаблону стальные уголки, образующие тонкий каркас.

Более сложные по форме элементы скульптуры — лица рабочего и колхозницы, их руки, сжимающие серп и молот, — были изготовлены другим путем. Прежде всего эти части скульптуры были вылеплены из глины в натуральную величину. Затем эти глиняные макеты обшивались специально выкроенными кусочками нержавеющей стали. С помощью электросварки эти куски прочно соединялись друг с другом, образуя точную копию глиняного макета. Получившаяся таким образом стальная маска снималась с макета, а к ее внутренней стороне для обеспечения жесткости приваривался ажурный стальной каркас.

Так, одна за другой, рождались отдельные части будущей скульптурной группы. Здесь же, в цехе, эти части подгонялись друг к другу — гигантские трехметровые башмаки с толстой стомиллиметровой подошвой, руки, длиной почти в 9 м другие детали.

Одновременно с этим во дворе института монтировался остов скульптуры, ее «скелет» — тяжелый стальной каркас. С помощью крана-деррика, высотой 36 м, этот каркас впоследствии был обшит отдельными частями скульптуры, которые крепко привинчивались болтами к своему стальному «скелету».

В течение трех месяцев в три смены шло строительство статуи. На этой работе было занято 160 специально нанятых рабочих самых различных профессий — плотников, столяров, слесарей, электросварщиков и т. д.

Скульптурная группа изготовлялась под руководством автора проекта скульптуры — В. И. Мухиной; сварочными работами руководил известный специалист по электросварке — орденоносец профессор Н. Н. Львов.

Для того чтобы судить о грандиозности сооруженной скульптуры, достаточно указать, что ее общая высота составляет 25 м. На изготовление скульптуры пошло 9 т листовой нержавеющей стали, а вся скульптура, вместе с каркасом, весит около 75 т. Для того чтобы отправить в Париж детали скульптуры вместе с необходимыми для монтажа приспособлениями, понадобились 23 железнодорожных платформы и 1 крытый вагон.



Сложные по форме элементы скульптуры были вылеплены из глины в натуральную величину. Затем эти глиняные макеты обшивались специальна выкроенными кусочками нержавеющей стали, которые прочно соединялись Друг с другом с помощью электросварки (см. рис. слева).

Пробный монтаж скульптуры производился с помощью крана-деррика.

Отдельные части поднимались вверх и прикреплялись к своему стальному скелету. На фото: заключительный момент монтажа — прикрепление рук, сжимающих серп и молот.

Этот палец — лишь незначительная деталь гигантской скульптуры.

К внутренней поверхности скульптуры приваривался тонкий каркас.

Вот еще одна часть скульптуры —  башмак.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.