Инж. А. ФЕДОРОВ
Первого мая текущего года в Париже открывается грандиозная всемирная выставка, посвященная искусству и технике в современной жизни.
Центральная, 33-метровая, башня советского павильона, построенного по проекту архитектора Б. М. Иофана, будет увенчана гигантской скульптурной группой, изготовленной из нержавеющей стали.
В стремительном порыве молодые рабочий и колхозница высоко поднимают эмблему Советского Союза — серп и молот.
Изготовление скульптурной группы было поручено Центральному научно-исследовательскому институту машиностроения и металлообработки.
До сих пор большие скульптурные произведения — статуи, памятники — делались из бронзы, чугуна, наконец, из бетона, но никогда и нигде в мире в качестве материала для скульптурных работ не применялась нержавеющая сталь.
Работники института абсолютно не имели опыта по изготовлению подобных сооружений. Не было специальных сварочных машин, необходимых для выполнения такого сложного задания; поэтому прежде всего пришлось заняться конструированием и изготовлением соответствующих механизмов и приспособлений, а также тщательным составлением технологического процесса предстоящей работы.
В качестве образца для изготовления скульптурной группы опытному заводу института была передана гипсовая модель скульптуры высотою в 1 м, т. е. в 1/25 натуральной величины.
В цехе эту модель разрезали на большое число отдельных частей, а каждая из них внешними линиями разбивалась на мелкие объемные клетки-кубики. Многие из наших читателей, желая увеличить какой-нибудь рисунок или географическую карту, вероятно, пробовали покрывать оригинал сеткой клеток и с их помощью довольно точно переносить рисунок на лист бумаги с нанесенными на нем большими клетками. Подобно этому, по отдельным, разделенным на клетки частям скульптуры с помощью шаблонов делались массивные деревянные формы большой величины. На внутренней поверхности этих форм укладывались листы нержавеющей стали толщиной от 0,5 до 1 мм. Легкими ударами молотка пластичные стальные листки всеми точками своей поверхности прижимались к деревянной форме, образуя отдельные части будущей скульптуры.Для придания отштампованным таким образом частям необходимой жесткости и их внутренней поверхности приваривались выгнутые по шаблону стальные уголки, образующие тонкий каркас.
Более сложные по форме элементы скульптуры — лица рабочего и колхозницы, их руки, сжимающие серп и молот, — были изготовлены другим путем. Прежде всего эти части скульптуры были вылеплены из глины в натуральную величину. Затем эти глиняные макеты обшивались специально выкроенными кусочками нержавеющей стали. С помощью электросварки эти куски прочно соединялись друг с другом, образуя точную копию глиняного макета. Получившаяся таким образом стальная маска снималась с макета, а к ее внутренней стороне для обеспечения жесткости приваривался ажурный стальной каркас.
Так, одна за другой, рождались отдельные части будущей скульптурной группы. Здесь же, в цехе, эти части подгонялись друг к другу — гигантские трехметровые башмаки с толстой стомиллиметровой подошвой, руки, длиной почти в 9 м другие детали.
Одновременно с этим во дворе института монтировался остов скульптуры, ее «скелет» — тяжелый стальной каркас. С помощью крана-деррика, высотой 36 м, этот каркас впоследствии был обшит отдельными частями скульптуры, которые крепко привинчивались болтами к своему стальному «скелету».
В течение трех месяцев в три смены шло строительство статуи. На этой работе было занято 160 специально нанятых рабочих самых различных профессий — плотников, столяров, слесарей, электросварщиков и т. д.
Скульптурная группа изготовлялась под руководством автора проекта скульптуры — В. И. Мухиной; сварочными работами руководил известный специалист по электросварке — орденоносец профессор Н. Н. Львов.
Для того чтобы судить о грандиозности сооруженной скульптуры, достаточно указать, что ее общая высота составляет 25 м. На изготовление скульптуры пошло 9 т листовой нержавеющей стали, а вся скульптура, вместе с каркасом, весит около 75 т. Для того чтобы отправить в Париж детали скульптуры вместе с необходимыми для монтажа приспособлениями, понадобились 23 железнодорожных платформы и 1 крытый вагон.
Пробный монтаж скульптуры производился с помощью крана-деррика. |
Отдельные части поднимались вверх и прикреплялись к своему стальному скелету. На фото: заключительный момент монтажа — прикрепление рук, сжимающих серп и молот. |
Этот палец — лишь незначительная деталь гигантской скульптуры. |
К внутренней поверхности скульптуры приваривался тонкий каркас. |
Вот еще одна часть скульптуры — башмак. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий