В. ДЛУГАЧ и С. РОМАНОВ
Стряпчий Лафарж медленно умирал.
У постели больного старика неотлучно находилась его жена. Из её рук он принимал пищу, долгими вечерами она читала ему вслух, терпеливо переносила старческое брюзжание и постоянное недовольство больного. Совсем ещё молодая женщина, она перестала посещать знакомых, театр, забросила музыку, уйдя целиком в заботы о муже. Летом 1839 г. Лафарж умер. Его весьма значительное денежное состояние перешло к жене.
Родственники умершего обвинили наследницу в преднамеренном отравлении мужа и возбудили против неё уголовный процесс. Тело покойного было извлечено из могилы. Знаменитый французский судебный медик Орфила́ произвёл исследование трупа и доказал присутствие мышьяка в печени.
Это был первый в истории судебной медицины случай нахождения яда в организме человека.
На суде обвиняемая под давлением неопровержимых улик, представленных наукой, созналась в отравлении мужа. На протяжении длительного времени она вводила в организм старика вместе с пищей малые дозы мышьяка, полагая, что хроническое отравление будет принято за обычное медленное старческое умирание.
Открытие Орфила́, широко опубликованное в печати, выбило из рук отравителей опаснейшее орудие преступления; с тех пор количество отравлений стало резко уменьшаться.
За истекшие 100 лет судебная медицина ушла далеко вперёд; теперь она владеет новыми, разносторонними методами исследования, которые помогают раскрывать самые разнообразные преступления.
*
В одном из тихих московских переулков в обширном здании разместились лаборатории Государственного научно-исследовательского института судебной медицины Наркомздрава СССР. Здесь ведётся необычайно интересная и ответственная работа.
Каждое утро из различных уголков Союза в институт поступают разнообразной формы свёртки, большие и малые ящики, пакеты с сургучными печатями. Их содержимое поражает своим неожиданным разнообразием: выстрелянная гильза, кепка с пятном, похожим на кровь, обуглившаяся записка, кусок холщовой материи, обыкновенные человеческие волосы.
Это — вещественные доказательства, следы преступления, «немые свидетели» совершенных убийств, краж, подлогов. Их нашли следователи на месте преступления, изъяли с необходимыми предосторожностями и направили в Московский институт на экспертизу.
Задача института состоит в том, чтобы разгадать тайный смысл присланного, обнаружить невидимое в документе, заставить заговорить «немых свидетелей» и тем самым помочь советскому суду покарать преступника или же снять подозрение с невинного.
*
Ранним утром длинная цепь телег тянулась из пригородных колхозов в город. На асфальтированном полотне дороги, у обочины шоссе, стояла легковая автомашина — такси. Мимо неё проехали первые телеги и тотчас остановились. Неподвижность автомобиля и фары, горевшие при дневном свете, удивили колхозников. С телег сошли люди и направились к такси. Они увидели сидящего за рулём шофёра. Голова его неестественно откинулась на спинку сиденья, руки безжизненно свисали.
Судебно-медицинский эксперт, прибывший вместе со следователем, констатировал смерть от удара тупым орудием по голове. В кузове таксомотора была найдена накладная мясной базы.
Конечно, шофёр возил в течение дня многих пассажиров, но возможно, что потерял накладную именно убийца. Никаких других посторонних предметов на месте преступления не нашли.
Владелец накладной был разыскан и задержан. Он оказался работником мясной базы М. Не отрицая своей поездки в такси, допуская потерю накладной именно в этой машине, обвиняемый решительно отвергал свою причастность к убийству шофёра. Личный обыск обвиняемого дал в руки следствия пачку весьма потрёпанных трёхрублёвок: видимо, они побывали во многих руках. На нескольких трёхрублёвках были заметны бурые пятна. Они возбудили подозрение.
В лаборатории института деньги были подвергнуты всестороннему исследованию. Белый луч света проник через микроспектроскоп и, преломившись в трёхгранной призме, распался на составные части. Глаз эксперта увидел разноцветный спектр. Но вот белый луч встретил на своём пути препятствие: на предметном стекле микроскопа лежал размельчённый кусочек исследуемой трёхрублёвки, обработанный едкой щёлочью и восстановителем. И тогда на фоне сплошного спектра появились тёмные полосы. Их количество, место расположения и некоторые другие свойства указывали на присутствие крови в исследуемом веществе.
![]() |
![]() |
Когда обвиняемому предъявили в качестве вещественного доказательства результаты исследования, он объяснил происхождение кровавых пятен на деньгах своей работой на мясной базе.
Однако институт продолжал свои исследования. В новой экспертизе приняла участие ещё одна лаборатория — сывороточная. Здесь готовятся особые белковые вещества, так называемые преципитирующие сыворотки. Одному кролику впрыскивают сыворотку, полученную из крови человека, другим кроликам вводят сыворотки различных животных — быка, собаки, кошки и т. д. Благодаря этим впрыскиваниям в крови кроликов возникают преципитирующие сыворотки — преципитины. При этом у различных кроликов в зависимости от того, какую сыворотку им впрыскивали, получаются различные преципитины — человека, быка, собаки и т. д.
Преципитины обладают весьма ценным свойством: если их соединять с однородным белковым веществом, т. е. преципитин человека с обычной сывороткой человека, преципитин быка с обычной сывороткой быка и т. д„ то на дно пробирки выпадает осадок.
В лаборатории была сделана при помощи физиологического раствора хлористого натра вытяжка из исследуемых пятен на деньгах и разлита в несколько пробирок. На самое дно пробирок с этими вытяжками эксперт начал вводить преципитирующие сыворотки животных и человека. Сыворотки быка, барана и свиньи — животных, с кровью которых обвиняемый мог соприкасаться, — не дали никакого изменения. В последней пробирке, куда была введена преципитирующая сыворотка человека, на границе соприкосновения двух жидкостей образовался белый осадок в виде кольца, который спустя некоторое время опустился на дно пробирки. Это была реакция преципитации. Так было доказано наличие на деньгах именно человеческой крови. Но чьей — убитого или обвиняемого?
М. упорно продолжал отрицать свою вину. Происхождение пятен на деньгах в этот раз он объяснял случайным ранением пальца в день убийства.
Кровь убитого шофёра и обвиняемого М была доставлена в лабораторию в отдельных пробирках. В лаборатории содержимое каждой пробирки разложили на две составные части: желтоватого цвета жидкость — сыворотку и красные кровяные тельца — эритроциты. Эритроциты поместили в физиологический раствор хлористого натра, в результате чего образовалась эмульсия.
Так началась последняя проверка показаний обвиняемого — групповое исследование крови.
Известно, что кровь всех людей по своим особым свойствам делится на четыре группы. Весьма сложными и тщательными исследованиями лаборатория неопровержимо доказала, что кровь убитого и кровь на деньгах относятся к одной группе.
![]() |
![]() |
![]() |
Последняя версия обвиняемого М. о происхождении пятен крови на деньгах была опровергнута. Он сознался в убийстве.
*
Два выстрела, один за другим, разбудили село Ф.
Залаяли собаки, захлопали ставни окон, нехотя, со скрипом, приоткрылись двери изб. Улица, за минуту до того погруженная в темноту, вдруг осветилась огоньками.
У стены колхозной аптеки, согнувшись и прикрывая лицо обеими руками, стоял сельский учитель, а по дороге, уходящей в поле, бежал человек. Учителя окружили колхозники. Волнуясь, проглатывая окончания слов, он рассказал о случившемся. Он возвращался домой с собрания. Возле аптеки к нему подошёл сзади неизвестный и молча ударил его. Учитель бросился бежать. Вдогонку раздались выстрелы...
К толпе, окружившей учителя, подошёл старик-конюх. Он пошатывался, его серый пиджак, лицо и руки были покрыты грязью. Старик ругался и упрямо твердил о каком-то хромом, толкнувшем его в лужу. У крыльца аптеки конюх опустился на скамейку и тотчас заснул.
Через два часа из районного центра приехал следователь. Были допрошены жители соседних с аптекой изб и протрезвившийся конюх. Кто-то напомнил ему о хромом. Старик мог только сказать, что его сильно толкнул бежавший по дороге человек, Лица его он не разглядел, но, падая, заметил, что беглец хромал на левую ногу.
В стене аптеки следователь обнаружил две дробины. Затем он произвёл обыск у старика-конюха, странное поведение которого в ночь происшествия вызвало подозрение, а также у проживавших в селе хромых 3. и X. Обыск дал неожиданные результаты: дробины были найдены у всех троих. Следователь отправил свою находку в Москву.
И вот на столе спектрографической лаборатории института очутились дробины из далёкого села Ф. Здесь были два заряда, изъятые следователем из стены аптеки, и образцы дробин, обнаруженных им у трех подозреваемых лиц.
Эксперту предстояло определить, какие же из этих образцов сходны с дробинами, изъятыми из стены аптеки? Ударом молотка они были расплюснуты: получились небольшие кружочки. Их. пронумеровали и приступили к спектральному анализу.
![]() |
![]() |
Исследуемая дробина была закреплена в нижнем зажиме искрового разрядника спектрографа. Над ней в другой зажим вставлен уголёк. Включается ток напряжением в 7 тыс. вольт, и между угольком и дробиной начинают проскакивать яркие искры. Световые лучи, испускаемые искрой, проходят двояковыпуклую линзу и падают на светочувствительную пластинку. На ней запечатлеваются линии, характерные для исследуемого химического вещества. Получается спектрограмма.
Сначала таким образом были исследованы дробины, извлечённые из стены аптеки. Спектрограммы показали, что химический состав этих дробин одинаков. В них содержался свинец, железо, медь и кадмий.
Оставалось проверить образцы дробин, найденных у трех подозреваемых лиц. В спектрограммах двух дробин не было линий, характерных для кадмия. Они содержали только свинец, железо и медь. И лишь в последней дробине оказались свинец, железо, медь и кадмий, причём в тех же пропорциях, что и в двух зарядах, изъятых из стены аптеки.
![]() |
В спектрографической лаборатории Института судебной медицины |
![]() |
Эта дробина принадлежала хромому З. После некоторого запирательства он вынужден был сознаться в покушении на убийство учителя.
*
Весь день работали маляры. К вечеру ремонт комнаты был закончен. Хозяин перенёс из коридора вещи, расставил их кое-как, а сам отправился ночевать к соседям: в комнате стоял резкий и неприятный запах олифы.
Утром, войдя к себе, хозяин увидел окно открытым. Ящики комода были выдвинуты. Отсутствие многих ценных вещей говорило, что ночью здесь был непрошенный гость. Хозяин обратился в милицию. Сотрудник уголовного розыска подробно опросил пострадавшего, соседей. В результате опроса подозрение пало на гражданина П. Был произведён тщательный осмотр комнаты, где произошла кража. На оконной раме сотрудник розыска нашёл 6 волос, приставших к свежей, ещё не просохшей краске. Эту находку он унёс с собой.
Волосы, найденные на оконной раме, и образцы волос гражданина П. попали в лабораторию исследования вещественных доказательств Института судебной медицины. Теперь причастность П. к краже решали микроскоп и микрометр.
Началось тщательное исследование каждого волоса в отдельности. Эксперт осторожно кладёт волосы на предметное стекло микроскопа и смачивает его при помощи пипетки несколькими каплями ксилола. Затем сверху кладётся тонкое, покровное стёклышко. Получается препарат, готовый для исследования.
Поверхностный слой волоса, так называемая кутикула, представляет собой непрозрачную ороговевшую оболочку. Под действием ксилола кутикула осветляется, делается как бы прозрачной. Благодаря этому можно при помощи микроскопа проникнуть взглядом в самую сердцевину волоса, детально изучить корковое вещество, клетки и окраску зёрен пигмента в них. Кроме того, посредством микрометра определяется толщина волоса.
![]() |
Поперечные срезы волос. Вверху — волос человека, внизу — волос куницы. |
![]() |
Узоры на продольных срезах волос, различаемые под микроскопом, позволяют судить о принадлежности этих волос человеку или какому-либо животному. |
Но это — первые этапы исследования. Чтобы сличить кутикулы волос гражданина П. и волос, найденных на оконной раме, потребовалось произвести весьма сложную дополнительную работу.
Из лабораторного шкафа следователь взял небольшую фотографическую пластинку. Эта пластинка была предварительно обработана при красном свете фиксажем. Фиксаж удалил соли, и на стекле остался лишь тонкий слой желатина.
Смочив это стекло водой, эксперт положил на него исследуемые волосы, накрыл их тонкой плёнкой, затем покровным стеклом и сверху поставил небольшую гирьку.
Разбухший в воде желатин цепко, как болотистая тина, вбирает в себя волосы. Через полчаса груз, покровное стекло и плёнка снимаются. Волос, вдавленный в желатин, после просыхания легко отстаёт, и тогда на желатине чётко видны отпечатки кутикулы. По этим отпечаткам с помощью микроскопа можно определить рисунок кутикулы.
Оставалось ещё исследовать поперечные срезы волос. Без этого картина была бы неполной. Детали строения волос, в особенности характер и расположение пигмента, в поперечных срезах обнаруживаются наиболее ясно.
Волосы помещаются между двумя целлулоидными пластинками. Эти пластинки склеиваются, сжимаются, и образуется так называемый «блочок». На особом аппарате — микротоме — с блочка делается ряд срезов. Толщина каждого среза не превышает 10—15 микронов.
![]() |
Эксперт приготовляет на микротоме поперечные срезы волос. |
Начинается исследование срезов. Два микроскопа три помощи сравнительного окуляра соединяются в один прибор. Если смотреть в окуляр такого прибора, то можно видеть одним глазом одновременно оба предметных стекла микроскопов. Эти стекла оказываются как бы по соседству, в одном поле зрения, благодаря чему можно сравнивать лежащие на них предметы.
![]() |
Сравнительный окуляр, с помощью которого можно видеть в одном поле зрения два различных препарата. |
Эксперт положил на одно из этих стёкол поперечный срез волоса гражданина П., а на другое — срез волоса, обнаруженного на оконной раме. Теперь он мог произвести наглядное сравнение.
Такое сравнение показало полное тождество обоих срезов.
На суде, в числе других улик, фигурировали фотоснимки исследованных в лаборатории волос. П. сознался в краже.
*
Толстая массивная дверь склада аптекарских товаров была настежь раскрыта. У самого порога её валялись, видимо оброненные в спешке, коробки с медикаментами, осколки разбитых склянок. Полки внутри склада были пусты.
На металлической ручке двери сотрудник уголовного розыска обнаружил следы чьих-то пальцев.
В криминалистической лаборатории с присланного отпечатка был сделан фотоснимок и увеличен в несколько раз. Фотографическая бумага запечатлела отчётливо видимые филигранные узоры и линии. Это была «расписка», оставленная взломщиком на дверной ручке.
На всем земном шаре не существует и не может существовать двух людей с тождественными пальцевыми узорами. Это категорическое утверждение подкрепляется неоспоримыми научными данными.
Во второй половине прошлого столетия французский анатом Пуркинье научно обосновал следующие законы: рисунки узоров и линий на пальцах неизменяемы, строго индивидуальны и после повреждения надкожицы восстанавливаются в первоначальном виде.
Положения, обоснованные Пуркинье, легли в основу особой науки — дактилоскопии (от греческий слов: дактилос — палец, скопо — смотрю). Она служит для опознавания человека по отпечаткам узоров на его пальцах. В конце прошлого столетия дактилоскопия начинает применяться для регистрации преступников. Этот метод был принят во всем мире в качестве способа, позволяющего опознавать преступника при повторном задержании.
Снимок, сделанный с отпечатка пальцев неизвестного вора, ограбившего аптекарский склад, попал на проверку в дактилоскопическое бюро. Экспертиза установила, что присланный пальцевой отпечаток полностью сходен с отпечатками некоего П., который уже однажды был задержан и, в связи с этим был зарегистрирован в дактилоскопическом бюро.
![]() |
Дверная ручка со следами отпечатков пальцев. |
Гражданина П. удалось разыскать, но оказалось, что в ночь совершения кражи он находился на излечении в больнице.
Оставалось признать, что основы дактилоскопии поколеблены. Однако этого никак не могло быть. Среди различных методов опознавания личности дактилоскопии принадлежит первое место как по объективности, так и по точности результатов.
И П. был привлечён к ответственности. Неопровержимая улика — точное сходство отпечатков — вынудила его сознаться в совершении кражи. Ночью он незаметно ушёл из больницы, очень быстро взломал двери склада и так же незаметно вернулся в свою палату. Остальную «работу» закончили его сообщники.
*
Во дворе колхозницы Н., возле разросшегося мохнатого куста шиповника, лежал небольшой мешочек. Вернувшийся из школы девятилетний сын колхозницы Н. поднял его. В обыкновенном холщовом мешочке были ещё тёплые пирожки и каша. Дома мальчик поделился своей находкой с сестрой и матерью. За обедом они съели несколько пирожков, а через несколько часов все трое с признаками отравления были отвезены в больницу.
В остатках пирожков судебно-химическое исследование обнаружило мышьяк. По некоторым данным, в отравлении была заподозрена соседка пострадавшей. При обыске среди вещей этой соседки нашли разорванную детскую распашонку. Следователю показалось, что распашонка сделана из того же материала, что и мешочек. Но это была только догадка, которая требовала ещё подтверждения.
Распашонка и мешочек поступили в криминалистическую лабораторию института.
Предстояла очень сложная и длительная экспертиза по исследованию волокна ткани. Но экспериментаторская мысль эксперта-криминалиста сумела эту, казалось очень сложную задачу разрешить чрезвычайно просто. С распашонки и распоротого мешочка, приложенных вплотную друг к другу, сделали фотоснимки с большим увеличением. При помощи этих фотографий удалось установить полное совпадение линий разреза обоих кусков материи. Отравительница вынуждена была сознаться в преступлении.
![]() |
Экспертиза доказала, что эти два куска материи составляли раньше одно целое. Заключение экспертизы помогло раскрыть виновников тягчайшего преступления. |
Последнее исследование представляет собой пример простейшего применения фотографии в борьбе с преступностью.
Фотография весьма широко применяется в Институте судебной медицины для самых разнообразных исследований. С её помощью можно, например, прочесть вытравленный или зачёркнутый текст на документе, обнаружить тщательно замытые пятна крови на материи и в некоторых случаях решить даже вопрос: имели место убийство или самоубийство. Присутствие копоти в области входного отверстия раны указывает, что выстрел произведён с близкого расстояния, т. е. произошло самоубийство. Эту копоть, когда рана залита кровью, можно обнаружить фотосъёмкой в инфракрасных лучах.
Криминалистической лаборатории иногда приходится восстанавливать текст сгоревшего документа. В таких случаях остатки документа помещаются в специальное приспособление и подвергаются дальнейшему обугливанию. Частицы карандашного графита от высокой температуры не изменяются и отчётливо проступают на белом фоне испепелившейся бумаги.
«Походка» автомобиля, «почерк» пишущей машинки, след босой ноги, свойства крови, волос и многое другое являются предметами изучения работниками института. Каждый новый научный метод раскрытия преступлений даёт в руки следствию новое оружие для борьбы с преступностью и этим снижает количество преступлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий