Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

02 июля 2024

Смотрите и слушайте! | ТМ 1939-04

Смотрите и слушайте!
Л. НИКОЛАЕВ, Фото автора

Гремит бодрая, жизнерадостная музыка. Яркий свет заливает сцену. На ней все полно движения и красок. Ловкий, расторопный Фигаро поёт свою знаменитую арию:

Фигаро здесь,
Фигаро там...

Исполняется опера композитора Россини «Севильский цирюльник». Исполнители — артисты театра имени К. С. Станиславского.

Но где же зрители? Артисты их не видят. Зрители сидят дома, у своих телевизорных экранов, и совершенно отчётливо видят и слышат все происходящее на сцене. А сцена — это студия Московского телецентра, построенного по последнему слову мировой радиотехники.

Микрофон включен. Студия телецентра начинает передачу в эфир оперы Россини «Севильский цирюльник».
Микрофон включен. Студия телецентра начинает передачу в эфир оперы Россини «Севильский цирюльник».

Радиозрителю представляют действующих лиц.
Радиозрителю представляют действующих лиц.

Стены студии, как и её потолок, сделаны двойными и выложены изнутри особым звукопоглощающим материалом. Внутренний потолок не закреплён жёстко, а подвешен на специальных пружинах.

Сама студия опирается на самостоятельный, независимый от остального здания фундамент.

Таким образом, огромная студия с площадью почти в 300 квадратных метров заключена как бы внутрь громадного звуконепроницаемого колпака. Даже вход в студию идёт через особый «звуковой шлюз» — небольшой коридорчик, ограниченный двумя дверями. Последние напоминают своей толщиной двери гигантского сейфа. Они, как и стены, двойные.

Внутри студия похожа на киноателье. Весь потолок увешан мощными электрическими лампами. На особом балконе размещена двумя рядами целая батарея прожекторов. Такие же прожекторы расставлены в различных местах на полу и на высоких подставках. Если зажечь все лампы и прожекторы, то действительно получится море света. Мощность всех осветительных приборов студии превышает 150 киловатт. Электростанция такой мощности могла бы с успехом удовлетворить нужды целого городка.

Включаются осветительные приборы, и море света заливает сцену.
Включаются осветительные приборы, и море света заливает сцену.

Все эти многочисленные и разнообразные источники света управляются шефом-осветителем и его помощником. Это они, по указанию режиссёра включая и переключая в различных комбинациях осветительные приборы, создают такую симфонию света, при которой изображение, передаваемое в эфир, приобретает наилучшую выразительность.

Шеф-осветитель находится в помещении, изолированном от студии, и наблюдает все происходящее в ней через большое, наглухо застеклённое окно. Перед ним широкий пульт с множеством рычажков, а выше — доска, густо усеянная небольшими разноцветными лампочками. Эта доска называется мнемоническим (памятным) табло. Глядя на табло, шеф-осветитель видит, какие лампы и прожекторы в студии горят, какие выключены. С помощью рычажков на пульте можно включать и выключать целые группы ламп, быстро меняя характер освещения на сцене.

Если включить множество осветительных приборов, то температура в студии может легко подняться до 50° выше нуля. Работать при такой тропической жаре невозможно. На помощь приходит установка «искусственного климата», которая автоматически поддерживает умеренную температуру и нормальную влажность воздуха, а также очищает его от пыли.

*

Интересно побывать в студии перед началом концерта. Артисты репетируют свои номера; операторы проверяют звуковую аппаратуру; осветители контролируют работу световых приборов; инженеры и техники ведут подготовку в аппаратной, которая отделена от студии звуконепроницаемой стеной. Нижняя половина этой стены сделана из трех рядов стекла. Благодаря этому из аппаратной можно наблюдать все происходящее в студии.

Шеф-оператор из своей кабины внимательно наблюдает за всем происходящим на сцене.
Шеф-оператор из своей кабины внимательно наблюдает за всем происходящим на сцене.

Внезапно из динамика, установленного в студии, раздаётся спокойный голос:

— Внимание, товарищи! Сейчас начинаем передачу в эфир. Присутствующим в студии соблюдать полную тишину. Операторам приготовиться. Обслуживающим передачу передвигаться как можно тише.

Это говорит режиссёр передачи, находящийся в аппаратной. Он руководит всем происходящим в студии.

Аппаратная — сердце телецентра. Режиссер передачи, дежурный инженер и техник сидят у своих пультов и внимательно следят за действием на сцене.
Аппаратная — сердце телецентра. Режиссер передачи, дежурный инженер и техник сидят у своих пультов и внимательно следят за действием на сцене.

Наступает полная тишина. Загораются транспаранты: «Микрофон включён». С этого момента все звуки, даже незначительные шорохи, попадают в эфир.

Бесшумно ступая по мягкому ковру, выходит диктор, ведущий программу. Так же бесшумно к диктору подкатывают странный аппарат, похожий на большую кинокамеру. Это камера «иконоскопа» (от греческих слов: «иконос» — вижу и «скопо» — записываю). В камере иконоскопа световое изображение превращается в электрические импульсы. Сейчас оператор, управляющий этим аппаратом, показывает радиозрителям диктора, который объявляет:

— Товарищи радиозрители, сейчас перед вами выступит народная артистка СССР, орденоносец Алла Константиновна Тарасова, которая прочтёт отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Едва умолкает диктор, как гаснет транспарант: микрофон, передающий в эфир звуковую часть программы, на несколько секунд выключается. Снова в студии раздаётся голос режиссёра. Он даёт последние указания артистке: где ей стоять или сидеть, как передвигаться, как закончить чтение, в какую сторону уйти и т. п. Если исполнительнице что-либо непонятно, она может спросить режиссёра: он её услышит, так как связь между студией и аппаратной двусторонняя. Радиозритель во время этих разговоров ничего не слышит.

Но вот снова включается микрофон. Концерт начинается.

Артистка сидит за столом. В процессе чтения она приподнимается, встаёт, ходит, делает резкое движение вперёд, словно бросается под поезд.

Тысячи невидимых зрителей напряженно следят за игрой артистки. Но с ещё большим напряжением за всем происходящим в студии наблюдают работники телецентра.

Оператор, управляющий камерой иконоскопа, внимательно следит за всеми движениями артистки. Передвигаясь по сцене, она то и дело выходит из «фокуса» зрения его аппарата.

Камера иконоскопа наклоняется, следуя за движениями артистов.
Камера иконоскопа наклоняется, следуя за движениями артистов.

Оптическая часть камеры иконоскопа напоминает современную фотокамеру. У неё два спаренных объектива, имеющих одинаковое фокусное расстояние. Один объектив предназначен для приёма изображения, а другой служит для наводки на резкость. Непрерывно следя по видоискателю за движениями артистки, оператор постоянно держит изображение резким и в «кадре» — так называется прямоугольная рамка камеры иконоскопа.

Несмотря на свою массивность, камера иконоскопа очень подвижна. Оператор управляет её движениями, легко нажимая на соответствующие рычаги. То он приближается к артистке, давая крупным планом её лицо, то отходит от неё, показывая зрителям всю фигуру...

Звуковой аппаратурой управляют микрофонные звукооператоры. В их распоряжении имеются высокие «журавли», длинный рычаг которых позволяет легко перемещать микрофоны за двигающимся по сцене исполнителем.

Внизу — на сцене студии во время передачи. Справа — Соединенные друг с другом в целые батареи, эти электрические лампы служат для бокового освещения.
Внизу — на сцене студии во время передачи. Справа — Соединенные друг с другом в целые батареи, эти электрические лампы служат для бокового освещения.

Справа микрофонный оператор следит за тем, чтобы микрофон хорошо улавливал звуки и в то же время не попадал в поле зрения камеры иконоскопа.
Справа микрофонный оператор следит за тем, чтобы микрофон хорошо улавливал звуки и в то же время не попадал в поле зрения камеры иконоскопа.

Концерт продолжается. Номера, уложенные с точностью до нескольких секунд в жёсткие рамки расписания, следуют один за другим.

Что же делается в это время в аппаратной, являющейся сердцем телецентра? Во время передачи здесь царит полутьма. Только несколько контрольных лампочек, прикрытых непрозрачными абажурами, слабо освещают основные узлы тонкой и сложной аппаратуры.

Режиссёр передачи, дежурный инженер, главный звукооператор и два техника на своих рабочих местах. Их пульты расположены у стены, отделяющей аппаратную от студии. В верхней части стены виден световой квадрат зеленоватого цвета. Это контрольный телеэкран. Он служит для приёма изображения по внутренней трансляции телецентра, т. е. до того, как изображение «вышло» в эфир. Окончательную «продукцию» телецентра — то, что уже принимает радиозритель, — можно видеть здесь же, в аппаратной, на другом, контрольном телевизоре.

В аппаратной. Техник у панели усиления видеосигналов.
В аппаратной. Техник у панели усиления видеосигналов.

Концерт в разгаре. Выступает лауреат всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей пианист Исаак Михновский...

Художественная и оперативная сторона передачи сосредоточена в руках режиссёра. Он внимательно следит за звуком и действием на сцене и одновременно наблюдает за контрольным телеэкраном. Перед режиссёром — часы и несколько микрофонов для связи со студией. Вот он чувствует, что однообразные движения пианиста становятся утомительными для зрения. Он наклоняется к одному из микрофонов, отдаёт краткое распоряжение, и через несколько секунд лицо пианиста выплывает на экране крупным планом. Следующий кадр показывает ноты, затем виртуозную работу рук пианиста и т. д. Такая разбивка кадров производится путём соответствующих перемещений камеры иконоскопа. Указания режиссёра оператор принимает через трубки-наушники.

Слева от режиссёра, за соседним пультом, сидит главный звукооператор, который «командует» всеми звуками, выходящими из студии. Двусторонняя связь соединяет его с микрофонными операторами. Над ним висит динамик, передающий звуковую часть программы. Звукооператор может менять «окраску» звука, т. е. выделять, усиливать звуки, нужные режиссёру, «гасить» второстепенные звуки, создавать тот или иной музыкальный «фон».

Несмотря на свои огромные размеры, студия все же акустически мала для выступлений оркестра, хора и т. д. Для того чтобы звуки не получались приглушенными, применяются особые приспособления, создающие гулкость. Так, например, в стенах студии устроены ниши, наподобие тех, в которых устанавливаются отопительные радиаторы. Эти ниши выложены звукопоглощающей массой и закрыты железными листами, в которых просверлено множество отверстий. Приближая или удаляя от этих ниш деревянные щиты, звукооператоры регулируют гулкость в соответствии с характером концертного номера. Но часто этих средств бывает недостаточно. И тогда главный звукооператор включает в звукопроводящую цепь так называемую «комнату-эхо». Эта комната, помещающаяся под студией, удивительна тем, что в ней, кроме динамика и микрофона, ничего нет. Комната-эхо обладает большой гулкостью. Звуки, выходящие из динамика, приобретают должную гулкость и уходят в микрофон.

*

Если снять одну из стенок камеры иконоскопа, то можно увидеть внутри камеры стеклянную колбу с длинной узкой горловиной. Эта колба и есть иконоскоп. В нем совершается главный процесс телепередачи — преобразование световых лучей в электрические импульсы. Как это происходит? Световые лучи, идущие от изображения, проходят объектив камеры иконоскопа и падают на тонкую слюдяную пластинку, которая находится внутри колбы. Пластинка эта особенная. Та сторона её, которая обращена к лучам, идущим из объектива, покрыта огромным количеством (порядка миллиона) изолированных друг от друга мельчайших серебряных зёрнышек. Пластинка эта называется «мозаикой». Благодаря присутствию в зёрнышках металла цезия они чувствительны к свету, и каждое из них представляет как бы миниатюрный фотоэлемент. Другая сторона слюдяной пластинки покрыта тонким слоем платины.

Когда на мозаику падает свет, то серебряные зёрнышки излучают мельчайшие отрицательные частицы электричества — электроны. А теряя электроны, они тем самым заряжаются положительно. Однако их заряды так же неодинаковы по величине, как неодинаковы по силе те световые лучи, которые падают на мозаику. Происходит это потому, что изображение, освещаемое в студии, отражает лучи разной силы. Свет, идущий от изображения, весьма разнороден по своей силе. Так же разнородно заряжаются и зёрнышки мозаики. Каждое зёрнышко становится мельчайшим конденсатором, имеющим заряд той или иной величины. Получается электростатическая картина передаваемого изображения.

Что же дальше? Как реализовать эту невидимую картину, разложенную на множество различных электрических зарядов? В горлышке колбы имеется катод, который, подобно прожектору, испускает тонкий луч диаметром всего в 0,1 миллиметра. Этот луч представляет непрерывный поток электронов. Электронный луч падает на мозаику, причём благодаря особому устройству катодных катушек он перемещается таким образом, что прочерчивает всю пластинку в 343 строки. За сколько времени? Всего лишь за... 1/25 секунды! Таким образом, каждую секунду электронный луч двадцать пять раз обегает всю площадь пластинки.

Что же происходит на пластинке при этом молниеносном скольжении по её поверхности электронного луча? Каждое зёрнышко мозаики заряжено положительно, электронный луч несёт отрицательное электричество. Происходит разрядка, которая вызывает электрические импульсы.

Оборотная сторона слюдяной пластинки покрыта слоем платины. Эта сторона называется сигнальной, потому что от неё отходят по проводу в виде импульсов электрические сигналы и изображения, или, как их называют, «видеосигналы». Импульсы следуют в строгой очерёдности друг за другом.

Видеосигналы, пройдя усилительные приборы, поступают на передатчик. К антенне сигналы звуковой передачи и сигналы изображения подходят разными путями. И только с антенны они уже совместно сходят в эфир.

Справа — аппарат для передачи в эфир звуковых кинофильмов. Внизу — машинный зал передатчика.
Справа — аппарат для передачи в эфир звуковых кинофильмов.
Внизу — машинный зал передатчика.

*

Теперь перенесёмся мысленно через эфир к приёмному экрану телевизора и посмотрим, как здесь видеосигналы преобразуются в изображение. В приёмном телевизоре помещается стеклянная вакуумная колба. Она имеет несколько иную форму и другое устройство, чем иконоскоп, и называется «кинескоп». В узкой горловине кинескопа находится катод, испускающий электронный луч. Дно кинескопа, покрытое флюоресцирующим слоем, и представляет, собственно, экран телевизора. Этот экран начинает светиться от прикосновения к нему электронного луча. Приходящие из эфира видеосигналы то усиливают, то ослабляют электронный луч. Двигаясь по экрану (так же, как и по мозаике иконоскопа), он последовательно воспроизводит все точки передаваемого изображения. Таким образом, по экрану с огромной скоростью мчится световая точка, успевая в течение 1/25 секунды нанести 750 тыс. элементов изображения. Но человеческий глаз обладает свойством сохранять зрительное впечатление от картины в течение 1/8 секунды, после того как картина исчезла. Вот почему на экране телевизора радиозритель видит не бегущую точку, не элементы изображения, а все изображение в целом, так же как в кино он видит не сменяющие друг друга отдельные кадры киноплёнки, а непрерывно развёртывающееся действие.

*

Концерт окончился. Диктор объявляет, что сейчас будет демонстрироваться кинофильм «Александр Невский».

*

Московский телецентр уже начал свою работу. Ежедневно с 7 час. 50 мин. вечера передаются в эфир концерты и кинофильмы. С каждым днём растёт число радиозрителей, и уже недалеко то время, когда телевидение станет таким же массовым, как и радиовещание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Редкие газы | ТМ 1939-04

Инж. Д. ГАМБУРГ, Рисунки А. КАТКОВСКОГО Однажды знаменитый английский химик Генри Кавендиш, изучая свойства азота, проделал интересный опыт....

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.