Е. ДМИТРИЕВ
Советской столице Москве стало тесно на старых, вековых улицах, многие из которых возникли ещё в феодальном городе. Таковы, например, Садовое кольцо и улица Горького — наиболее загруженные магистрали.
В 1937 г. Садовое кольцо преобразилось. Оно было расширено, спрямлено и покрыто асфальтом от Крымского моста до площади Маяковского и от Самотёки до Высокояузского моста. Реконструируется и улица Горького.
В том месте, где Садовое кольцо пересекает улицу Горького, находится площадь Маяковского. Эта площадь — одна из наиболее оживлённых и загруженных в столице. Ещё в 1936 г. было подсчитано, что за 12 часов по этой площади промчалось 25 тыс. автомашин. Это было три года назад. Но с тех пор огромное количество новых автомашин дали советской столице наши автозаводы, и городское движение сильно возросло.
Автомобильный транспорт буквально задыхается на тесных улицах. Но даже на расширенном Садовом кольце, на его узловых перекрёстках красный глаз светофора — сигнал «стоп» — неизбежно ведёт к задержке движения. За несколько секунд перед светофором выстраивается в затылок 10—15 рядов автомобилей, троллейбусов, автобусов: снижается скорость движения, нарушается ритм большого города, пульс его даёт перебои.
Уже сейчас пропускная способность площади Маяковского почти исчерпана, а ведь к 1942 г. по улице Горького должно проходить свыше 9 млн. машин в год, по Садовому кольцу к 1945 г. — 17 млн. машин.
Улица Горького реконструируется, превращаясь в благоустроенный участок огромной, 27-километровой магистрали от Ленинградского шоссе до Автозавода им. Сталина. Эта магистраль пересечёт весь город и соединит его северо-западные границы с центром города и Южным портом. Вдоль этой магистрали расположены: аэропорт, стадион «Динамо», Белорусский вокзал, Московский совет, ансамбли новых многоэтажных зданий.
Но даже расширенные улицы не смогут быстро «переработать» транспортные потоки на перекрёстках.
Разгрузить перекрёстки можно, перекинув над ними мостики и эстакады либо построив уходящие под землю тоннели. В Москве первые эстакады построены у новых москворецких мостов. Теперь движение по мостам и движение по набережным происходит на разных уровнях, не мешая друг другу.
Однако в центре города строить такие эстакады нерационально. Они загромоздят и затемнят улицы, испортят их внешний облик, усилят шум. Вот почему на перекрёстках московских проспектов будут строиться подземные тоннели — как транспортные, так и, отдельно от них, пешеходные.
В недалёком будущем землекопы, бурильщики и нивелировщики выйдут на трассу первого транспортного тоннеля. Он будет проложен под улицей Горького и явится подземным продолжением Садового кольца и площади Маяковского.
По обе стороны от улицы Горького магистраль Садового кольца идёт под уклон. С этих сторон и будут вести к подземному тоннелю две рампы — постепенно углубляющиеся открытые выемки. Длина подземной части тоннеля — 40 метров — будет равна ширине улицы Горького на этом участке после её реконструкции. Выемки, ведущие к тоннелю, будут опускаться на глубину 7 метров. Высота тоннеля — 5,5 метра — будет вполне достаточна для проезда самых высоких машин, вплоть до двухэтажных троллейбусов.
Конструкция тоннеля — железобетонная, с двухпролётным перекрытием.
Тоннель будет наглухо изолирован от вторжения вод не только наружных, но и грунтовых — самого коварного врага всех подземных сооружений. Для этого внутренние поверхности стенок будут защищены слоем водонепроницаемого битума, а ниже линии грунтовых вод тоннель будет обмазан жирным цементным раствором. В борьбе с водами будет использован опыт строителей московского метро.
В подземном тоннеле будет непрерывно двигаться большое количество автомашин. Поэтому казалось бы, что в нем должно быть скопление угарного газа — продукта неполного сгорания горючего, — если не создать вентиляции. Однако расположение тоннеля позволит обойтись без искусственной вентиляции, без обычных воздухопроводов, фильтров и прочих сооружений. Тоннель стоит на оси преобладающих здесь юго-западных ветров и будет непрерывно «продуваться». Природную вентиляцию усилит непрерывное движение машин, вместе с которыми движется и воздух. Кроме того, надо учесть, что время пребывания автомобиля в тоннеле не превысит 17 секунд.
Наклонные стенки рамп будут одеты серым гранитом. Над гранитным карнизом будут расположены чугунные решётки с фонарями. Начало каждой рампы отметят гранитные пилоны с высокими фонарями. Внутри тоннели будут отделаны гранитом с узкими рядами полированного мрамора. В углублениях на потолке расположатся плафоны освещения.
Два отдельных тоннеля будут построены на углах улицы Горького для пешеходов. Надземные мостики для пешеходов пришлось бы поднять на высоту 6 метров, и, следовательно, для перехода улицы пешеход вынужден был бы каждый раз подниматься на 40 ступеней. Построить тоннели значительно труднее, чем мостики, но зато тоннели намного удобнее для пешеходов.
Пешеходные тоннели расположатся на глубине 3,5 метра. К ним будут подведены пологие пандусы — лестницы без ступеней. Входы в эти тоннели будут расположены в особых вестибюлях в нижних этажах угловых домов.
Подземные тоннели позволят транспортным потокам проходить мимо перекрёстков наиболее оживлённых магистралей столицы, не задерживаясь ни на секунду. Такие же подземные тоннели будут проложены и под Пушкинской и Смоленской площадями.
Вслед за московским метро и плеядой речных мостов советская столица обогатится новыми сооружениями, которые создадут ещё большие удобства населению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий