Н. СОБОЛЕВ
В ответ на ноту германского правительства, в которой фашистские бандиты сделали неуклюжую попытку юридически обосновать и оправдать грабительский захват Чехословакии, народный комиссариат иностранных дел СССР в ноте от 18 марта с. г. указал: «Трудно допустить, чтобы какой-либо народ добровольно соглашался на уничтожение своей самостоятельности и своё включение в состав другого государства, а тем более такой народ, который сотни лет боролся за свою независимость».
Ниже мы рассказываем об отдельных эпизодах героической борьбы, которую вёл чешский народ в XV в. против немецких захватчиков.
В 1415 г., по приговору католического немецкого духовенства, был сожжён на костре как «нераскаявшийся еретик» знаменитый вождь чешского национального движения, профессор Пражского университета Ян Гус. Чехия была в то время вассальным государством и управлялась королями немецкой династии. Чешский король подчинялся германскому императору, который, в союзе с римским папой, стоял во главе так называемой Священной Римской империи. Немецкие промышленники и церковники завладели землями и богатствами Чехии и жестоко угнетали чешских крестьян и ремесленников. Ян Гус был ненавистен немецким правителям за его проповеди, в которых он восставал против немецкого засилья, против папской церковной власти и пробуждал чешское национальное самосознание.
Средневековая гравюра, изображающая вторжение немецких войск в чешскую деревню. Немецкие грабители поджигают дома, избивают и уводят в плен жителей. |
Но казнь Яна Гуса не устрашила чешский народ и ещё больше разожгла национально-освободительное движение. Даже чешские бароны и богатые горожане на первых порах примкнули к этому так называемому гуситскому движению, хотя преследовали лишь свои узкие цели: изгнать католических церковников и отобрать захваченные ими земли. Таким образом, движение, охватившее Чехию после казни Яна Гуса, отражало очень сложную классовую и национальную борьбу. Среди восставших были и «умеренные» — чешские богатые дворяне и рыцари, и «крайние» — мелкие рыцари, крестьяне, ремесленники.
«Крайние» — эти обездоленные люди — мечтали не только о новой вере, но и о лучшем порядке на земле, когда не будет бедных и богатых и всем будет обеспечен справедливый достаток из общего имущества. Они не только требовали преобразования всего церковного строя Чехии, но провозглашали даже отмену частной собственности. Все государственные и военные дела «крайних» решало собрание народа — «табор». Отсюда они и получили своё название «таборитов».
В начале 1420 г. император Сигизмунд стал собирать немецкое рыцарское войско для борьбы с гуситами. В марте того же года папа Мартин V объявил крестовый поход против чехов. Организаторы этого захватнического похода разжигали старинную вражду между немцами и славянами. В этой борьбе столкнулись и религиозные, и классовые, и национальные интересы, что сообщало войне особую жестокость и упорство.
Войну с войсками Сигизмунда вели лишь крайние гуситы — табориты. «Умеренные» же — чешские бароны и сеньоры — отсиживались в своих замках и крепостях и шли на всякие соглашения с крестоносцами. Нередко они открыто предавали свои национальные интересы и сами разгоняли массовые скопления таборитов — крестьян и ремесленников.
Организатором военных сил таборитов был чешский рыцарь Ян Жижка. Это был опытный воин, прошедший суровую боевую школу. В одном из сражений Ян Жижка потерял глаз, но, несмотря на это увечье, он не оставил боевой службы. Жижка был военным по профессии, он сражался в рядах разных войск, выступая и с чехами против поляков, и с англичанами против французов, и с венграми против турок, — это было тогда обычным явлением для рыцарей, смотревших на войну как на свою специальность.
Ян Жижка — полководец таборитов, организатор многочисленных побед чешского народа над средневековыми немецкими захватчиками. |
Но когда в Чехии поднялось освободительное движение, Жижка с самого начала примкнул к крайнему гуситскому течению, и здесь он показал себя не только как храбрый и опытный боец, но и как энергичный и талантливый вождь-организатор, борющийся за родное и дорогое ему дело.
Жижка становится во главе таборитов при первом же столкновении их с королевскими войсками в Праге. И в этом бою, и в последующих сражениях табориты под его предводительством одерживают ряд блестящих побед. Первое большое сражение с крестоносцами произошло в июне 1420 г. Армия крестоносцев под предводительством самого императора Сигизмунда подошла к стенам Праги. Армия состояла главным образом из авантюристов всех стран Европы, устремившихся в богатую страну в поисках наживы. Жижка во главе 4 тыс. таборитов на Витковой горе, перед Прагой, разбил эту тридцатитысячную армию, что привело в ужас Сигизмунда и заставило его отказаться от осады. Однако начавшиеся мирные переговоры не увенчались успехом, так как римская церковь отвергла даже минимальные требования гуситов.
Потянулись долгие годы ожесточённой борьбы. Пять раз, с 1420 по 1431 г., в Чехию приходили немецкие войска, но каждый раз чешский народ выбрасывал их из своей страны.
Чрезвычайно интересны новые методы войны, которые применяли табориты в борьбе с немецкими рыцарями. В те годы огнестрельное оружие ещё не нашло широкого применения. Главную боевую силу составляли отряды конных рыцарей, вооружённых холодным оружием и защищённых металлическими доспехами. Тяжёлые доспехи, весившие до двух пудов, покрывали почти все тело рыцаря, а частично даже и его коня, защищая всадника и лошадь от ударов мечей и копий. У восставших чехов не было ни турнирных навыков, ни боевых знаний, ни оборонительного вооружения, так как металлические доспехи представляли собой изрядную ценность. Надо было находить какие-то новые формы коллективной защиты.
Организаторский талант Яна Жижки подсказал ему единственно правильный способ защиты, а также и всю тактику ведения войны. Табориты разделялись на две общины. Члены одной общины оставались дома, занимались ремёслами и сельским хозяйством, доставляя все необходимое для войны, а члены второй, боевой общины воевали. Эти общины поочерёдно сменяли друг друга.
Гуситские армии были главным образом пешими и вооружались чем попало — пиками, алебардами, цепами, луками и т. д. Жижка установил среди таборитов твёрдую воинскую дисциплину. Он избегал сражений в открытом поле. В боевой поход табориты отправлялись на повозках со своими семьями — жёнами и детьми. Эти-то повозки Ян Жижка и использовал для коллективной защиты от закованных в броню рыцарей. Повозки располагались особым порядком, образуя так называемый «вагенбург», что в переводе означает «крепость из телег». Готовясь к бою, табориты выпрягали лошадей, оглобли задней телеги поднимали на задок передней и прикрепляли цепью. Соединённые таким образом повозки располагались четырёхугольником. На телегах под укрытием деревянных щитов помещались бойцы, вооружённые железными цепами. Между повозками, также под защитой подвешенных на цепях щитов, становились воины с длинными крюками, которыми они стаскивали рыцарей с седел. За повозками становился ещё один ряд бойцов, вооружённых луками, арбалетами и даже фитильными ружьями, которые тогда только ещё начинали входить в употребление. Кое-где на повозках устанавливались и небольшие пушки, которые были прикреплены к платформе наглухо и стреляли обычно без всякого прицела, не столько поражая рыцарей, сколько создавая в их среде панику.
Подвижная артиллерия таборитов. Пушки, установленные на деревянных плат-формах, сопровождали войска таборитов в их боевых походах. |
Бой под защитой телег вызывал удивление у современников Жижки и подлинный ужас у неприятеля. Рыцарям, одетым в тяжёлые латы, приходилось спешиваться и вести бой в очень невыгодных условиях. Выбирая место для «вагенбурга», табориты тщательно учитывали своеобразие местности. Обыкновенно они старались расположиться на возвышенности, чтобы утомить тяжело вооружённого противника ещё до начала боя. Тактика Жижки заключалась в том, чтобы вызвать рыцарей на атаку, отбить наступление и в свою очередь сделать вылазку на расстроенные ряды неприятеля в самый невыгодный для него момент.
Эта тактика неизменно вела таборитов от одной победы к другой и вызывала неудержимый ужас у крестоносцев. Иногда немецкие рыцари обращались в бегство при одном виде недвижно стоящего табора.
Конечно, для манёвренной войны и для наступательных операций «вагенбург» был слишком громоздок. Все же табориты не только отражали нападение, но и сами предпринимали наступательные операции.
Осенью 1420 г. Жижка разбил крестоносцев и овладел крепостью Вышеград. Вскоре, при осаде замка, Жижка потерял в бою свой второй глаз, но и ослепший, он продолжал руководить боевыми операциями не только против императорских войск Сигизмунда, но и против так называемых «умеренных» гуситов, которые уже в то время искали примирения с Сигизмундом. В 1422 г. Жижка снова разгромил Сигизмунда, предпринял широкую наступательную операцию и вступил в Моравию и Австрию. Жижка заставил «умеренных» отказаться от примирения с Сигизмундом и во главе объединённых сил выступил в поход против германского императора, но ему не удалось довести этот поход до конца. В 1424 г., при осаде крепости Пшибыслав, предводитель таборитов умер от чумы.
После смерти Жижки среди таборитов возник раскол. Часть приверженцев Жижки, назвав себя в знак траура «сиротами», продолжала борьбу с войсками Сигизмунда под руководством двух выбранных вождей. Страх перед таборитами был так велик, что им удавалось ещё не раз обращать в бегство немецкие полчища, как, например, в 1431 г., в битве при Таусее. Но более умеренные гуситы стали все больше отслаиваться от таборитов и позорно предали народное чешское движение. В 1433 г. Сигизмунд и «умеренные» пошли на взаимные уступки и заключили перемирие. Крайние табориты остались в меньшинстве. Последняя битва таборитов произошла с предавшими их умеренными гуситами в 1434 г., при Ликане, и закончилась поражением «крайних».
Ян Жижка был похоронен в чешском городе Чаславе. Через 200 лет после его смерти, в первые годы Тридцатилетней войны, вспыхнувшей в 1618 г. между католиками и протестантами, Чехия подпала под власть германского императора Фердинанда II. Стремясь убить в чешском народе всякую мысль о борьбе за национальное освобождение, Фердинанд II приказал разгромить гробницу Жижки, выкинуть из могилы его прах и развеять его по ветру. Этот пример показывает, как велик был страх немецких поработителей перед памятью того, чьё имя неразрывно связано с замечательной эпохой борьбы чешского народа за свою свободу и независимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий