Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 июля 2024

Механизация торфодобычи | ТМ 1939-05

З. ГЛИКМАН

В текущем году советские торфопредприятия получат новые машины, выпускаемые нашими отечественными заводами. Эти машины позволят полностью механизировать различные процессы добычи торфа фрезерным способом.

Работа на торфяном болоте начинается с дренирования, т. е. осушения, его. Дренирование осуществляется путём прорытия целой системы канав. До сих пор эта работа выполнялась вручную. Выпущенная ныне Ивановским машиностроительным заводом «Ивторфмаш» фрездренажная машина типа «ДМВ-3» успешно выполняет эту трудоёмкую работу. Основным рабочим органом фрездренажной машины является двухметровая дисковая фреза, на окружности которой расположено 100 ножей. Фреза приводится в движение гусеничным трактором. Она вращается с окружной скоростью 15—18 метров в секунду и одновременно качается вправо и влево. Благодаря такому двойному движению фреза врезается в землю и выкапывает канаву. Глубина канавы равна 75 сантиметрам, а нижняя ширина её составляет 14 сантиметров.

Машина отличается высокой производительностью: в течение часа она может прорыть 320 метров осушительных канав. Для того чтобы эти канавы не засорялись, они накрываются сверху дёрном. Эта работа выполняется особыми механизмами, смонтированными позади фрездренажной машины.

Фрездренажная машина «ДМВ-3», выпущенная Ивановским машиностроительным заводом.
Фрездренажная машина «ДМВ-3», выпущенная Ивановским машиностроительным заводом.

После дренирования необходимо очистить торфяное болото от различных пней, т. е. произвести раскорчёвку, иначе на болоте не смогут работать торфодобывающие машины. Раскорчёвка производится корчевальной машиной, выпущенной тем же заводом «Ивторфмаш». Машина снабжена лебёдкой, на стреле которой имеется приспособление для захвата пня. Это приспособление — захват — сжимает пень и при подъёме стрелы выдёргивает его из земли. С помощью этой же лебёдки производится и укладка пней в штабели. Новая машина гораздо производительнее других корчевальных механизмов: за час работы она выдёргивает и укладывает в штабели до 70 пней. Корчевальная машина заменяет ручную работу 25 человек.

Корчевальная машина служит для очистки торфяного болота от пней.
Корчевальная машина служит для очистки торфяного болота от пней.

Произведя раскорчёвку торфяного болота, можно перейти непосредственно к добыче торфа по способу фрезерования. Этот способ заключается в том, что с помощью передвигаемого по полю фрезера, т. е. диска с насаженными по его окружности ножами, от почвы отделяется (срезается) верхний слой торфа. При этом получается не цельный слой, а торфяная крошка. Для этой работы псковский машиностроительный завод «Металлист» выпустил новый добывающий фрезер типа «ФД-2». Это высокопроизводительная машина. Работая на прицепе к гусеничному трактору, она может в течение часа обработать почти 1 гектар торфяной залежи при глубине фрезерования до 30 миллиметров. Особенность этой машины заключается в том, что на фрезе укреплены пружинные ножи. Такой нож при попадании на случайно оставшийся пень или камень не ломается, а отводится пружиной за диск. Фрезер и ведущий трактор обслуживаются одним человеком.

Фрезерование торфа, т. е. срезание верхних слоев, осуществляется с помощью фрезера, который работает на прицепе у гусеничного трактора.
Фрезерование торфа, т. е. срезание верхних слоев, осуществляется с помощью фрезера, который работает на прицепе у гусеничного трактора.

Полученная в результате фрезерования торфяная крошка после высушивания убирается в кучи — штабели и караваны. Этот процесс также механизирован. Завод «Ивторфмаш» выпустил новую фрезуборочную машину типа «УМФ-2». Это машина на гусеничном ходу. Передвигаясь по торфяному полю со скоростью 2,5—5 километров в час, фрезуборочная машина сгребает при помощи особой щётки торфяную крошку. За час она убирает 1 гектар торфяного поля. Сгребаемый торф попадает в прицепной саморазгружающийся кузов типа «ЯК-1». Ёмкость кузова — 16 кубометров. Как только кузов наполняется, торф перегружается в бункер приёмника-питателя «ПП-2». Эта машина, выпущенная «Ивторфмашем», приняв торф от фрезуборочной машины, отвозит его к тому месту, где торф ссыпается в штабели. Дно приёмника-питателя состоит из двух идущих один навстречу другому ленточных транспортёров. Они приводятся в движение и подают торф на пластинчатый транспортёр, с которого уже торфяная крошка попадает в бункер штабелёра.

Фрезуборочная машина «УМФ-2», соединенная с саморазгружающимся кузовом.
Фрезуборочная машина «УМФ-2», соединенная с саморазгружающимся кузовом.

Приемник-питатель «ПП-2» с бункером. В бункер ссыпается торфяная крошка из кузова фрезуборочной машины.
Приемник-питатель «ПП-2» с бункером. В бункер ссыпается торфяная крошка из кузова фрезуборочной машины.

Штабелёр представляет собой машину, служащую для окараванивания торфа, т. е. складывания в большие штабели. Калининский завод имени 1 Мая выпускает штабелёры типа «ЯШ-1». Эта машина имеет наклонный ленточный транспортёр, смонтированный на гусеничном ходу. Транспортёр может перемещаться горизонтально и вертикально. В его нижней части имеется небольшой бункер, куда поступает торф от приёмника-питателя. Из бункера по ленте транспортёра торф подаётся в штабели. За час работы штабелёр окараванивает до 240 кубометров торфа.

Штабелер «ЯШ-1» — машина для складывания торфа в кучи —  штабели.
Штабелер «ЯШ-1» — машина для складывания торфа в кучи —  штабели.

Теперь остаётся последний производственный процесс — погрузка торфа из штабелей в железнодорожные вагоны. Эта работа выполняется так называемым ротативным багером «ПРВ-1», выпущенным Торецким машиностроительным заводом имени Ворошилова. Багер имеет колесо с насаженными на нем ковшами. При вращении колеса ковши захватывают торфяную крошку из штабеля и передают её на ленточный транспортёр. С этого транспортёра торф поступает на другой транспортёр, который уже непосредственно грузит торф в вагоны. Багер заменяет работу 45—60 грузчиков. В течение часа он может погрузить 250—300 кубометров торфа.

Ротативный багер «ПРВ-1» грузит торф из штабелей в открытые железнодорожные вагоны.
Ротативный багер «ПРВ-1» грузит торф из штабелей в открытые железнодорожные вагоны.

Так последовательно механизируются все процессы торфодобычи, начиная с дренирования торфяного болота и кончая погрузкой торфяной крошки в железнодорожные составы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Война на море | ТМ 1939-07/08

З. МУРИН Ещё до Начала первой империалистической войны немцы понимали, что им нельзя принимать генеральное сражение на море. 15 лет Германия...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.