Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 июля 2024

Как строятся дороги | ТМ 1939-05

Как строятся дороги
А. КОНСТАНТИНОВ

Царская Россия слыла страной классического бездорожья. Правительство почти не строило дорог и не поощряло к этому земство. К 1914 г. было сооружено лишь около 8 тыс. километров шоссе с усовершенствованным покрытием. Механизмов для постройки не было, все работы велись вручную.

К концу третьей пятилетки в СССР должно быть построено и реконструировано 210 тыс. километров дорог. При этом решительно увеличивается удельный вес усовершенствованных гудронированных, асфальтобетонных и бетонных дорог. Вступает в строй прекрасная автострада Москва—Минск, гордость советской дорожной техники. На строительстве наших шоссейных дорог работают мощные механизмы отечественного производства, выполняющие наиболее трудоёмкие процессы.

*

По голубой кальке проложена тонкая ровная линия. Она пересекает густые леса, прорезает возвышенности, тянется по полям, перепрыгивает через овраги и заканчивается у извилистой реки. Линия эта, заботливо выведенная тушью, — трасса будущей дороги, плод кропотливого труда изыскательской экспедиции.

...На опушку леса прибыла партия строителей. Отсюда начинается их постепенное продвижение вперёд. Стройные сосны, высоко подняв свои зелёные ветви, преграждают строителям путь. Деревья надо снести, пробив в лесу просеку, которая явится основанием для новой дороги.

Раньше деревья срубали или спиливали, а теперь на смену топору и пиле пришёл могучий 60-сильный трактор «ЧТЗ». Рабочий обвивает сосну стальным тросом, прикрепляя конец его к трактору. Трактор гудит, фиолетовые дымки поднимаются в чистом воздухе, трос натягивается, и гордый лесной великан жалобно трещит. Ещё один рывок трактора, и сосна, цепляясь ветвями за кроны, соседних деревьев, валится на землю.

Воздух наполнен гудением тракторов и треском вырываемых с корнем деревьев. Ровная грань простригает лесные заросли.

Деревья вырваны и удалены. Но остался ещё кустарник. Его тоже надо убрать. Теперь для этого не нужно топоров.

Впереди трактора прикрепляется кусторез — плоский широкий нож, входящий на небольшую глубину под почву и срезающий при движении трактора кусты под корень. Дорога становится более гладкой и ровной.

Затем надо вырыть с боков новой дороги канавы, предназначенные для стока вод. Раньше их рыли лопатами, теперь эту работу выполняет машина, называемая грейдером. Это — повозка, внизу которой расположен нож, но не прямой, как у кустореза, а изогнутый. Трактор движется по краю дороги, грейдер врезается своим ножом в землю на 5—10 сантиметров и отбрасывает её на дорогу. Чтобы вырыть канаву нужной глубины, приходится пройти грейдером пять-шесть раз. Грейдер разравнивает также землю по дороге. За восьмичасовой рабочий день эта машина строит до 2 километров готовой дороги.

Грунтовая дорога почти готова. Иногда на грузовиках и повозках привозят землю для подсыпки. Затем подсыпка уплотняется собственным весом тракторов и автомобилей, а также специальными машинами, называемыми взрывными трамбовками, или «лягушками». Такие машины весят до 1000 килограммов.

Внутри цилиндра «лягушки» происходит взрыв рабочей смеси из бензина и воздуха. Вследствие этого основание машины нажимается на насыпь, а затем вся машина подпрыгивает вверх на 30—40 сантиметров и, падая вниз, ещё больше уплотняет землю. Ось рабочего цилиндра «лягушки» наклонена немного вперёд. Таким образом, машина подпрыгивает не строго вертикально, а наклонно, каждый раз передвигаясь вперёд на 15—20 сантиметров. В среднем такая трамбовочная машина делает 50—70 прыжков в минуту.

После трамбовки остаётся только сделать скат в стороны канав, чтобы шоссе было слегка выпуклым и в ненастье не задерживало воду. Эту работу выполняет грейдер, нож которого ставится под некоторым углом. Грейдер как бы выравнивает дорогу, придавая ей нужную форму.

Теперь грунтовое шоссе вполне готово.

Следующий участок более труден — начинается возвышенность, поросшая лесом. Чтобы дорога была ровной, возвышенность придётся «срезать», или, как говорят строители, сделать выемку. Это очень трудоёмкий, дорогостоящий процесс.

Но чтобы сделать выемку, сперва надо землю разрыхлить. Строители используют для этого дорожные плуги и риппер — повозку с пятью острыми изогнутыми зубцами, разрыхляющими землю. Риппер буксируется трактором. За 8 часов эта машина может разрыхлить более 3 гектаров земли.

Разрыхлённую землю следует убрать. В прошлом её относили на носилках или же насыпали в повозку и отвозили. Затем для этой цели приспособили «конскую лопату» (скрепер), прозванный в народном обиходе «волокушей».

Представьте себе, что за лошадью вместо повозки волочится ковш ёмкостью в 0,1 кубометра с нижним острым краем. Во время движения ковш наполняется разрыхлённой землёй и в таком виде волочится до того места, где опоражнивается. Этот ковш и называется «конской лопатой».

Такой малопроизводительный способ выемки земли сейчас уже заменяется более совершенным. Трактор тащит за собой пять лопат (скреперов). Эти лопаты представляют собой ковши с острыми нижними краями. Они подвешены на колёсах и во время движения трактора наполняются землёй. За одну поездку такой «поезд» забирает грунта в тридцать раз больше, чем «волокуша».

Применяются для земляных работ и грейдеры-элеваторы, которые подрезают землю ножами и отбрасывают её на движущийся ленточный транспортёр (элеватор), откуда она ссыпается в идущий рядом грузовик или тележку. 3а рабочий день грейдер-элеватор может переработать 1500 кубометров грунта.

Для этой же цели используются также и экскаваторы. Своими ковшами они черпают землю и, поднимая её, относят в сторону, где и выбрасывают. Но на строительстве дорог экскаваторы работают мало: они громоздки, и для их передвижения требуются удобные пути. Поэтому экскаваторы используются больше на карьерах, при рытье каналов, котлованов.

В последнее время начинают применяться большегрузные лопаты (скреперы), берущие одновременно по 6 кубометров земли (вдвое больше тракторного поезда). Большегрузная лопата буксируется трактором, водитель которого и управляет ею. Своим громадным ковшом большегрузная лопата зачерпывает землю и отвозит её на место сброса. За 8—10 часов при небольшом расстоянии от места работы до места сброса (150—200 метров) такая машина может перевезти до 1000 кубометров земли

Выемка закончена. Дорога уплотняется. Грейдер роет канавы и, окончив их, разравнивает своим ножом дорогу, которая становится от этого слегка выпуклой.

Следующий участок — ровное поле. Здесь дорогу строить легко. Кусторез срезает кусты, грейдер роет канавы, возводит насыпь и разравнивает дорогу. Поле заканчивается крутым оврагом, за которым протекает река.

По плану дорога должна быть подведена к реке без резких спусков. Поэтому к концу оврага на скреперах, автомобилях и тележках свозят грунт. Ссыпать его прямо в овраг опасно: одно неосторожное движение, и машина или телега упадёт вниз. На помощь строителям приходит «бульдозер» — металлический отвал, прикреплённый спереди трактора. Этим отвалом трактор сдвигает кучи грунта в овраг.

Насыпь растёт. Дорога подходит к реке.

*

Дорога с усовершенствованным покрытием строится в той же последовательности, как и грунтовая, только поверху настилается ещё слой из камня, смеси битума со щебнем и цементобетона.

Чтобы грунтовую дорогу переделать в шоссе с усовершенствованным покрытием, надо в верхнем покрове вынуть идущий во всю длину дороги пласт наподобие «корыта» и заполнить его нужным строительным материалом. Такую выемку грунта производит грейдер, ножу которого придаётся соответствующее положение.

Есть много видов покрытий дорог. Белое шоссе — это дорога, покрытая булыжником или щебнем. По цвету (белому) булыжника или щебня эти дороги и получили своё название. Клинкерное шоссе сооружается из специально обожжённых кирпичей; брусчаточная дорога — из твёрдых гранитных брусчаток; торцовая — из дерева; мозаичная — из гранитных кубиков, называемых клеймпфлястерами.

Сейчас самыми лучшими покрытиями считаются асфальтобетонное и цементобетонное. Основные материалы таких дорог — щебень или дроблёный камень, связанные вяжущими веществами. Щебень приготовляется преимущественно из твёрдых пород, добываемых в карьерах и раздробляемых в камнедробильных машинах.

Асфальтобетонная дорога состоит из двух слоёв: нижнего и верхнего. На подушку из песка накладывают цементобетонное основание, а на него — два слоя асфальтобетона: нижний — из смеси щебня и битума, верхний — из песка, битума и известняковой муки. Иногда вместо цементобетонного основания кладут булыжное. Асфальтобетонное покрытие обязательно укатывается катками.

Цементобетонные дороги являются самыми совершенными. Покрытие таких дорог может служил веками, так оно прочно.

Цементобетонную дорогу строят следующим образом. На песчаное основание разбрасывается цементобетон, затем по рельсам, уложенным вдоль будущей дороги, движется финишёр, последовательно выполняющий ряд операций. Сперва машина разравнивает при помощи особого бруса свеженасыпанный цементобетон соответственно профилю дороги Проходя второй раз она уплотняет цементобетон ударами трамбующего бруса (до 150 ударов в минуту), и одновременно производится уплотнение вибрированием. Делается это с помощью особого бруса, который совершает до 2,5 тыс. колебаний в минуту. Напоследок дорога выглаживается специальной лентой.

Нововыстроенную дорогу покрывают на несколько дней увлажнённым брезентом или рогожами. Это предохраняет её от влияния света и атмосферных осадков. Дорога готова, но пускается она в эксплуатацию спустя две недели, чтобы покрытие хорошо затвердело.

Автотранспорт на дорогах с усовершенствованным покрытием расходует горючего значительно меньше, чем на обычных.

Автострада — это автомобильная дорога высокого класса, предназначенная для прямого автомобильного движения без пересечений. Автострада Москва—Минск — первая в СССР. Принцип устройства автострад такой же, как и дорог с асфальтобетонным или с цементобетонным покрытием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.