А. ЯЦЫКОВ
Осень 1864 г. была длинная и гнилая. Дождь сменялся снегом, который быстро таял. Финский залив то покрывался тонким слоем льда, то очищался от него. Пароходное сообщение прекратилось, а санный путь никак не мог установиться. Хитроумный купец Бритнев измышлял способы, как бы поддерживать связь с Ораниенбаумом и Петербургом. Ему пришло на ум перестроить один из своих буксирных пароходов, «Пайлот», таким образом, чтобы он мог пробивать себе путь во льду. Нос судна сделали отлогим, чтобы оно могло взбегать на лёд и своим весом раздавливать его. Расчёты Бритиева оправдались: «Пайлот» ломал на рейде лёд.
Вскоре Бритнев перестроил таким же образом буксир «Бой». Эти два парохода и поддерживали сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом осенью, пока не устанавливался надёжный санный путь, и весною, когда езда по льду становилась опасной.
На редкость холодная зима 1871 г. сковала льдом Гамбургский порт. В Кронштадт к Бритневу приехали немецкие инженеры поучиться ледокольному искусству. Бритнев продал немцам чертежи ледокола. Гамбург построил свои ледоколы, и с тех пор навигация поддерживалась в порту круглый год. За Гамбургом последовал соседний порт Любек и также выстроил портовый ледокол. Появились ледоколы и в Америке, на озере Мичиган. А на родине ледоколов — в России — замерзающие порты оставались запертыми на всю зиму. Идея Бритнева не пошла дальше Кронштадта. Вся внешняя торговля на Балтике зимой замирала.
Так обстояло дело к тому времени, когда в марте 1897 г. высокопоставленное общество собралось во дворце великого князя Константина Романова слушать доклад талантливого русского адмирала Степана Осиповича Макарова о необходимости постройки ледоколов.
— Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия, — говорил Макаров. — Природа сковала наши моря льдами, но техника даёт теперь огромные средства, и надо признать, что в настоящее время ледяной покров не представляет более непреодолимого препятствия к судоходству.
Макаров предлагал не просто скопировать маленький «Пайлот» или какой-нибудь другой из существующих ледоколов, а строить мощные ледоколы совершенно нового типа, проект которых он разработал. Но пользы от высокопоставленных слушателей было мало. Не раз обращался Макаров с ходатайством о поддержке своей идеи в Академию наук, в Географическое общество и к отдельным «сиятельным» лицам. «Сиятельные» особы либо вовсе не отвечали, либо отвечали отказом. Вот, например, какую резолюцию наложил управляющий морским министерством адмирал Тыртов на докладной записке Макарова:
«...Может быть идея адмирала Макарова и осуществима, но так как она, по моему мнению, никоим образом не может служить на пользу флота, то морское министерство никоим образом не может оказать содействие адмиралу ни денежными средствами, ни тем более готовыми судами, которыми русский военный флот вовсе не так богат, чтобы жертвовать их для учёных, к тому же для разрешения проблематических задач».
Но Макаров был упорен. Он не отказался от задуманного плана. Его энергия и настойчивость привели к тому, что осенью 1897 г. при министерстве финансов была образована специальная техническая комиссия. В эту комиссию вошёл и великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. К участию в строительстве ледокола комиссия привлекла несколько известных иностранных судостроительных фирм. В декабре 1897 г. чертежи Макарова были отправлены в Англию на судостроительную верфь Армстронга, которому была поручена постройка ледокола. Макаров часто бывал на этой верфи. Он входил во все детали постройки судна и ввёл ряд усовершенствований.
В сентябре 1898 г. корпус ледокола, получившего название «Ермак», был спущен на воду. 21 февраля 1899 г. «Ермак» распрощался с берегами Англии, а 4 марта Кронштадт встречал первый мощный ледокол русского флота.
Прошло почти два десятилетия, пока появился второй мощный ледокол. Во время империалистической войны был закуплен в Англии ледокол, который впоследствии стал известен всему миру под именем «Красин». В умелых руках большевиков-полярников оба эти славных ледокола не один раз совершали героические рейсы в необъятные просторы суровой Арктики, не одни раз им приходилось пробивать дорогу караванам судов по Великому Северному морскому пути.
В третьей сталинской пятилетке большевики должны окончательно освоить Северный морской путь. Выполнение этой задачи немыслимо без создания мощного ледокольного флота. Поэтому партия и правительство по личной инициативе товарища Сталина дали нашей судостроительной промышленности боевое задание — построить новые мощные ледоколы. В октябре 1935 г. на судостроительных заводах Союза были заложены четыре мощных линейных ледокола.
Первый из этих ледоколов, флагман советского арктического флота, выстроенный в Ленинграде на заводе им. Орджоникидзе, носит имя вождя народов товарища Сталина. Это самый мощный ледокольный корабль в мире. И по мощности, и по размерам, и по качественным показателям «Иосиф Сталин» далеко оставляет позади ледоколы «Ермак» и «Красин». Водоизмещение флагманского ледокола — 11 тыс. тонн; длина — 106 метров; ширина — 23 метра; мощность главных паровых машин — около 10 тыс. лошадиных сил.
В машинном отделении. Вахтенный механик внимательно следит за циферблатом машинного телеграфа. |
Постройка ледокола таких размеров представляет весьма сложную техническую проблему. Ледокол должен обладать исключительной прочностью, поэтому корпус его выстроен из высококачественной стали, а остов делается из густой сети перекрытий. Количество рёбер — шпангоутов — вдвое больше, чем обычно, поэтому и скелет корабля вдвое прочнее обычного. Борта корабля состоят из двенадцати параллельных поясов. Шесть нижних покрыты двойной обшивкой. Это так называемый ледовый пояс. Толщина двойной обшивки достигает 45—50 миллиметров. Толстые стальные листы пригнаны друг к другу большим количеством заклёпок. Их так много, что издали корпус ледокола кажется покрытым пунктиром из заклёпок, из которых каждая величиной с детский кулак. В корпусе ледокола около двух миллионов заклёпок. Вся конструкция корабля клёпаная.
Рабочие за сборкой одного из девяти паровых котлов ледокола. |
Корпус имеет яйцевидную форму, что сохраняет его от раздавливания при сжатии льдов. По всей длине корабля устроено двойное дно. Ледокол разделён на водонепроницаемые отсеки двенадцатью сварными переборками. Отсеки сообщаются друг с другом при помощи специальных клинкетных дверей с электрическими приводами. Управление клинкетными дверями производится из рулевой рубки. Это обеспечивает быструю изоляцию отсека, если в случае пробоины в него попадёт вода. Вся эта детально продуманная система гарантирует непотопляемость судна.
Корабль имеет пять палуб. Самая нижняя называется платформой, затем следуют нижняя, главная, жилая и верхняя палубы. Каждая палуба застлана стальными листами толщиной 8—12 миллиметров. На жилой и верхней палубах металлические листы укрыты деревянным настилом.
Сердце ледокола «Иосиф Сталин» — три главные паровые машины в 3300 лошадиных сил каждая. Они расположены в двух машинных отделениях кормовой части корабля. Каждая машина вращает четырёхлопастный винт специальной конструкции — со съёмными лопастями. Во время плавания судов во льдах Арктики нередки случаи повреждений лопастей или утери их, поэтому винты ледокола «Иосиф Сталин» и снабжены съёмными лопастями. Диаметр винта равен 4,6 метра, а вес его достигает 19 тонн.
Для питания главных машин и большого количества вспомогательных механизмов на ледоколе установлено девять паровых котлов, основным топливом для которых служит уголь.
В котельном отделении. |
На ледоколе устроено несколько электростанций. Кроме главной электростанции, на верхней палубе в специальном помещении смонтирована аварийная электростанция. При повреждении главной станции нагрузка переключается на аварийную. Если же из строя выбывает и аварийная станция, то освещение корабля автоматически переключается на аккумуляторные батареи, установленные независимо друг от друга в каждом водонепроницаемом отсеке.
Специальная система проведённых по всему кораблю трубопроводов диаметром в 0,5 метра даёт возможность производить перекачку больших масс воды из одних отсеков в другие — с носа на корму и с борта на борт, чтобы перемещать центр тяжести судна и выравнивать крен. Кроме основных насосов, приводимых в действие паром, на корабле имеются ещё мотопомпы и электропомпы.
Ледокол имеет большое вспомогательное хозяйство. Он вооружён тремя самолётами. Специальная катапульта будет выбрасывать два лёгких гидросамолёта, отправляющихся на ледовую разведку. Третья машина — большой многомоторный самолёт.
Флагман Арктики имеет свой воздушный флот. Он состоит из трех самолетов. На снимке: один из самолетов на борту ледокола. |
В кормовой части корабля, около грот-мачты, находятся две электролебёдки. Они обслуживают две грузовые стрелы, при помощи которых и поднимаются на корабль самолёты.
На верхней палубе — по бортам и на носу — установлены электрокраны для погрузки на корабль угля, оборудования и провианта. На верхней палубе размещена также целая флотилия спасательных моторных шлюпок и катеров.
Корабль оснащён новейшими электронавигационными приборами, которые избавят его от опасности аварий в малоизученных районах. Кроме типового комплекта навигационного оборудования, ледокол снабжён целым рядом новейших приборов: гирокомпасами, лагами различных систем для указания скорости и пройдённого расстояния, магнитострикционным эхолотом, служащим для измерения глубины и работающим на принципе определения скорости звука, отражённого от дна моря.
Новейшие навигационные приборы обеспечивают кораблю безопасное и надежное плавание. В радионавигационной рубке. |
В штурманской рубке ледокола установлен радиопеленгатор, позволяющий определить местонахождение корабля при отсутствии всякой видимости — в туманах и мгле, когда все прочие приборы не могут быть использованы.
Прорезая мглу полярной ночи, путь корабля освещают мощные прожекторы. Два из них установлены на крыльях ходового мостика, а два других — на площадках фок-мачты и грот-мачты.
На корабле устроена первоклассно оборудованная ремонтная мастерская. Здесь установлены новейшие станки: универсально-фрезерные, сверлильные и т. д. Имеется и рефрижераторная установка, поддерживающая нужную температуру в провиантских кладовых.
Перед фок-мачтой расположен капитанский мостик. Здесь находится центр управления и связи: рулевая рубка, штурманская, радиорубка, АТС, аккумуляторная. В рулевой рубке расположены станция управления клинкетных дверей и управление всем кораблём. Сеть электрических проводов связывает рубку со всеми уголками корабля. Для управления работой такого сложного механизма, как современный ледокол, нужна хорошо налаженная и безотказно действующая связь. На ледоколе имеется целая система переговорных труб, автоматическая телефонная станция на шестьдесят номеров, целый ряд телефонных групп прямой связи, позволяющих командирам корабля в любое время непосредственно связываться с нужными центрами корабля. Чтобы дать представление о сложности системы электрооборудования и связи, достаточно сказать, что для монтажа этой системы потребовалось около 100 километров кабеля.
Высоко над водой высится капитанский мостик ледокола. |
Три мощные радиостанции связывают ледокол «Иосиф Сталин» со всем миром. Радиорубка оборудована по последнему слову техники. Все три радиостанции — длинноволновая, коротковолновая и аварийная — снабжены новейшей аппаратурой отечественного производства. В период ходовых испытаний, когда ледокол «Иосиф Сталин» плавал в Финском заливе, радисты флагманского корабля поддерживали непрерывную связь с ледоколом «Лазарь Каганович» в Черном море и с дедушкой ледокольного флота «Ермаком» в Арктике.
Рация оборудована быстродействующей аппаратурой, при помощи которой с большой скоростью автоматически передаются и принимаются телеграммы.
Строители этого замечательного ледокола проявили большую заботу об удобствах и уюте будущих жителей корабля — полярных моряков и учёных. Огромный корабль, высотой с шестиэтажный дом, строился с исключительной заботой о человеке. На старых ледоколах для команды имеются лишь общие кубрики на двадцать-тридцать человек. На ледоколе «Иосиф Сталин» кочегары, механики, матросы, члены экспедиции, учёные разместятся в удобных светлых каютах на двух-четырёх человек каждая. В каютах есть все необходимое: никелированные кровати, письменные столы, полки для книг, зеркала и т. д. Кают-компания, столовая команды, красный уголок, каюты комсостава отделаны ценными породами дерева. На корабле есть души, баня, ванные, лазарет, усовершенствованная кухня с электрическими мясорубками, тестомесилками, картофелечистками и т. д. Культурный отдых экипажа и экспедиции обеспечен звуковой киноустановкой, радиоприёмниками, музыкальными инструментами, прекрасной библиотекой, радиоузлом, транслирующим передачу радиостанции в каюты и общественные помещения. Во всех каютах стоят телефоны-автоматы. Здесь имеется даже собственная типография.
Каюта старшего механика. Рабочий кабинет. |
Учёные, которые отправятся в дальнее плавание, найдут на ледоколе «Иосиф Сталин» прекрасные лаборатории, оборудованные по указаниям Арктического института. Эти лаборатории дадут возможность гидрологам, гидрохимикам, биологам, гидрографам и другим специалистам спокойно и плодотворно вести научные исследования.
Удобно я комфортабельно в просторной кают-компании флагмана Арктики. |
На корабле установлены особые приборы — прогибомеры, с помощью которых кораблестроители смогут установить поведение судна во время сжатия льдов. Эти приборы дадут ценный материал для судостроения.
*
23 августа 1938 г. ледокол «Иосиф Сталин», построенный целиком из отечественных материалов, всесторонне проверенный на швартовых и ходовых испытаниях, отвалил от стенки Ленинградского порта и вышел в свои первый, арктический рейс. Команда ледокола — славные советские полярники. На капитанском мостике — ледовый капитан орденоносец В. И. Воронин. Буккеры корабля доверху загружены углём, трюмы — провизией, снаряжением, материалами.
Ледовый капитан орденоносец В. И. Воронин на мостике ледокольного флагмана. |
На борту три самолёта и весь лётный состав.
Ледокол «Иосиф Сталин» перед спуском на воду. |
Корабль лёг на курс. Балтийское море. Команда внимательно следит за работой механизмов. Работа машин безукоризненна.
Северное море. Здесь впервые ледокол встретился с сильной качкой. Мощный корабль превосходно выдержал и это испытание. Из Мурманска, приняв бункер угля, зимовочный запас, ледокол «Иосиф Сталин» взял курс на Арктику. В Карском море встретили ледокол «Садко», дальше — «Ермак».
29 сентября «Иосиф Сталин» достиг 83-й параллели. Испытания в высоких широтах Ледовитого океана прошли превосходно. Радиостанция ледокола передала на Большую землю радиограмму:
«Находимся широте 83° 11', долготе 140° 30'. Флагман экзамен выдержал. Возвращаемся назад».
*
В то самое время как первенец советского ледокольного флота проводил испытания в высоких широтах Арктики, в Черном море заканчивал ходовые испытания второй гигант ледокол «Лазарь Каганович», выстроенный на Судостроительном заводе им. Марти в Николаеве.
Оба корабля сейчас вступили в строй действующих судов. Ледокольный флот пополнился также ледокольным пароходом «Дежнёв». В Николаеве спущен со стапелей и находится в стадии монтажа ледокол «Отто Шмидт». 8 марта этого года в честь XVIII съезда партии спущен на воду ледокол «Вячеслав Молотов». Строящийся по типу ледокольного парохода «Дежнёв» пароход «Леваневский» стоит у причальной стенки ленинградского завода им. Марти.
*
Советский ледокольный флот вырастает в мощную силу. Он превратит Северный морской путь в нормально действующую транспортную магистраль и крепко свяжет нас водным путём с Дальним Востоком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий