Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 июня 2024

Великим северным путем | ТМ 1939-03

Великим северным путем
«Превратить к концу третьей пятилетки Северный Морской Путь в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком». (Из тезисов доклада товарища МОЛОТОВА наXVIII съезде ВКП(б).

(Из дневника туриста)

15 июля.

Покупая утром в Мурманске билет на пароход «Третья пятилетка», я невольно почувствовал волнение. Да и было от чего! Я собирался провести свой двухмесячный отпуск, путешествуя по Северному морскому пути, по пути, овеянному славой и героизмом.

Вместе с другими пассажирами сел я на пароход, совершающий свой регулярный рейс Мурманск—Камчатка. В час дня, точно по расписанию, наш пароход отчалил от пристани. Медленно отодвигались белые корпуса огромного судостроительного завода, красивые многоэтажные жилые здания... Я смотрел до тех пор, пока два дока, вырубленные в скале у берегов Мурманска, стали совсем маленькими.

18 июля.

Третий день плавания по Баренцеву морю. Перед нами открылись величественные, покрытые снегом берега Новой Земли.

19 июля.

Мы проплыли через узкий пролив Маточкин Шар и остановились в благоустроенном советском порту «Лагерная». Здесь мы познакомились с председателем совета т. Вылкой, который несколько лет бессменно работает в этом порту. Он рассказал нам замечательную историю бывшего поселка «Лагерная». Еще недавно здесь было всего лишь несколько небольших домов. А теперь это столица Новой Земли, которую населяют ненцы. Тов. Вылка показывал нам, как идет механизированная разгрузка судов, приходящих в порт с товарами для Новой Земли. Здесь эти суда загружаются пушниной, тюленьими шкурами и тюленьим салом для отправки на Большую землю.

20 июля.

Тепло распрощавшись с хозяевами, мы снова двинулись в путь. У выхода в Карское море нас встретил поджидавший дежурный ледокол «В. Молотов». Эта мощная машина, легко разбивая льды, повезла за собой шесть пароходов, из которых три — наш пароход, «С. Леваневский» и «Москва» — только недавно выпушены судостроительным заводом.

21 июля.

На пути к острову Диксон льды были легкие. Пользуясь радиомаяками, указывающими правильное направление, мы благополучно вошли в бухту. Здесь ледокол и пароходы пополнялись топливом.

Жизнь кипит в этом новом большом порту Арктики. Кругом стоят лихтеры — специальные железные баржи, наполненные углем. Они прибыли сюда по реке Енисею из Норильска — крупнейшего угольного центра этого района.

С грохотом работают краны, грейферы и транспортеры. Новейшие механизированные способы погрузки позволили за 4 часа заполнить запасами топлива все суда нашего каравана.

22 июля.

Караван медленно отчалил от Диксона. Сегодня с утра начались тяжелые льды. Движение становилось все медленнее. Капитан по радио сообщил в порт о затруднениях и потребовал авиационную разведку. Вскоре с авиационной базы Диксона вылетели два гидросамолета. Рев их моторов заглушил треск ломающегося льда. Самолеты направились по трассе Северного морского пути в сторону мыса Челюскин.

Только что авиаразведка по радио сообщила, что льды легче у островов Кирова. Туда и направляет свой путь наш караван.

Мощный ледокол, разбивая льды, повел за собой целый караван пароходов. Авиаразведка по радио указывала путь каравану, выбирая места, где ледовые условия были легче.
Мощный ледокол, разбивая льды, повел за собой целый караван пароходов. Авиаразведка по радио указывала путь каравану, выбирая места, где ледовые условия были легче.

23 июля.

Лед под лучами незаходящего северного солнца нестерпимо сверкает. Без дымчатых очков долго смотреть на него невозможно. Несколько неосторожных пассажиров уже «обожгли» себе щеки и глаза яркими северными лучами. Сегодня несколько белых медведей подошли совсем близко к нашему каравану, до них было не больше 100 метров. Этих забавных северных жителей привлек, очевидно, вкусный запах еды на наших судах. Конечно, убить медведя выстрелом из ружья на таком близком расстоянии очень легко, но мы не сделали ни одного выстрела, потому что охота на этого зверя здесь запрещена. Запретили охоту еще 4 года назад — в 1938 г. За это время здесь развелось огромное количество белых медведей.

Льды становятся все тяжелее, и мы плывем все медленнее.

26 июля.

У входа в пролив Вилькицкого нас встретил флагманский ледокол «Сталин». Этот красивый, мощный ледокол поможет нам пройти самый трудный участок пути. Мы разбились на две группы по три парохода. Одну группу повел флагман «Сталин», другую — ледокол «В. Молотов».

27 июля.

До мыса Челюскин осталось 60 километров. Льды пошли такие тяжелые, что ледоколы вынуждены брать на буксир и проводить через пролив по одному пароходу и, таким образом, три раза совершать одни и тот же рейс. Говорят, что на это потребуется не менее трех суток.

28 июля.

Я на ледоколе «Сталин». Когда наш пароход брали на буксир, мы подошли совсем близко к ледоколу. Капитан разрешил мне пересесть и осмотреть эту замечательную машину, пока мы будем плыть до мыса Челюскин. Мощность этого ледокола — 10 тыс. лошадиных сил. Все здесь автоматизировано и сделано на основе современной техники. Для команды ледокола построены комфортабельные двухместные каюты, ничем не отличающиеся от пассажирских кают современного корабля.

С сильным шумом, рывками, с разбега разбивает ледокол своим острым носом — форштевнем — глыбы льда. Временами он взбирается на льдины и просто давит их своим колоссальным весом.

29 июля.

Мы у мыса Челюскин. Полярная станция встретила нас, расцвеченная флагами в честь первого в этом году каравана.

С флагманом «Сталин» мы только что расстались, так как капитан узнал по телефону, что в море Лаптевых лед значительно легче.

Несколько пароходов нашего каравана ушли к огромным соляным копям бухты Кожевникова. Они повезли туда продовольствие и новую смену рабочих. Остальные суда, во главе с ледоколом «В. Молотов», завтра направятся к бухте Тикси.

5 августа.

Бухта Тикси. Бросили якорь в только что отстроенном большом порту, близ устья Лены. Здесь нас уже поджидал флот речных судов. Они приплыли сюда по Лене за грузами для колхозов и предприятий советской Якутии. Наши пароходы привезли для них легковые машины, грузовики, тракторы, станки и всевозможные товары.

7 августа.

От Тикси до устья Колымы не было льда. Пароход шел без помощи ледокола. Мы догнали целый караван судов, везущих соль из бухты Кожевникова на Дальний Восток.

Сегодня мы проплываем мимо Новосибирских островов. Буи и многочисленные створные знаки — густо расставленные столбики — указывают дорогу в этом мелководном месте. Здесь встретились с ледоколами «Седов» и «Малыгин». Они были, по обыкновению, заняты гидрографическими исследованиями.

9 августа.

В Колыме мы застали более десяти судов с грузом для золотых приисков Колымского района. Эти суда пришли под проводкой всем известных ледоколов «Л. Каганович» и «Красин».

Мы присоединились к этим ледоколам и вместе с ними продолжаем наше путешествие.

12 августа.

Наши мощные ледоколы легко разбивают лед Чукотского моря. Мы движемся со скоростью 15 километров в час. Смутно выделяются очертания острова Врангеля и величественные скалистые берега Чукотского полуострова. Мы проходим мимо места, где восемь лет назад погиб «Челюскин» и где развевалось знамя ледового лагеря. По традиции советских моряков капитан приказал дать салют гудками в память героической эпопеи...

15 августа.

Сегодня ровно месяц нашего плавания. Пароход прошел мимо мыса Дежнева — восточной оконечности Советского Союза. Мы направляемся через Берингов пролив в бухту Лаврентия, где должна высадиться часть пассажиров. В большинстве своем это педагоги и врачи. Бухта Лаврентия — это полярная культбаза. Здесь есть большая школа-десятилетка, интернат на 200 человек для детей эскимосов и чукчей, больница на 250 человек, театр и клубы.

16 августа.

Мы едем на юг. Кончился непрерывный полярный день. Солнце по ночам уже заходит.

17 августа.

Бухта Провидения окружена бесчисленными скалами. Мы зашли в нее, пользуясь белыми, красными и зелеными автоматическими маяками. Одни из них горели непрерывно, другие все время мигали, третьи загорались через определенные промежутки на несколько секунд. Это была сложная сигнализация, которая помогала нам лавировать между скалами.

Бухта Провидения — третий большой порт Арктики. Здесь идет сейчас полным ходом строительство жилых домов, портовых сооружений, консервных и других заводов.

В бухтах Ледовитого океана выросли новые морские порты, оборудованные мощными механизмами для погрузки и разгрузки пароходов.
В бухтах Ледовитого океана выросли новые морские порты, оборудованные мощными механизмами для погрузки и разгрузки пароходов.

18 августа.

Северный морской путь пройден. Наш пароход направляется дальше на юг, к одному из самых красивых мест в мире — к берегам Камчатки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.