Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

06 июня 2024

Сталь из руды | ТМ 1939-03

Сталь из руды
«Начать строительство новых металлургических заводов на Южном Урале (на халиловских и бакальских рудах)...» (Из тезисов доклада товарища МОЛОТОВА на XVIII съезде ВКП(б).

(Письмо с одного из строительств третьей пятилетки)

Дорогой друг!

Прошлый раз я писал тебе из Чкаловска. Здесь поезд стоял недолго, и мне не удалось осмотреть город. За Чкаловском потянулись бесконечные степи. Казалось, им не будет конца. Но вот на горизонте возникли неясные очертания каких-то грандиозных сооружений. То была станция Халилово.

По мере приближения к ней перед нами все отчетливей и ярче разворачивалась панорама нового индустриального центра. Одни заводы уже работали, другие строились, третьи только закладывались. Давно вступили в эксплуатацию паровозостроительный завод, нефтеперегонный, никелевый. В стройке находился металлургический гигант — цель моей поездки. Этот завод в недалеком будущем начнет давать стране десятки тысяч тонн высококачественных сталей. О нем хотелось бы рассказать подробней.

Тебе, должно быть, известно, какое огромное значение приобрели в нашей стране высококачественные стали. В них нуждается авиация, химическое машиностроение, железнодорожный транспорт, строительство и даже медицина.

Главную массу качественного проката составляют легированные стали. Если ты с этим названием не знаком, то должен тебе сказать, что так называют те стали, к которым добавлены в том или ином количестве некоторые элементы. Такими добавками могут быть хром, никель, ванадий, молибден, вольфрам и многие другие. Оказывается, что эти добавки весьма сильно изменяют физические и механические свойства стали. Добавив, например, к стали 1% хрома и 3% никеля, можно значительно повысить ее прочность. А это имеет колоссальное значение. Если, скажем, легированная сталь в полтора раза прочнее обычной, то листы, из которых делаются, например, железнодорожные вагоны, могут быть в полтора раза тоньше. Уменьшается расход металла, уменьшается и вес конструкции. Такой вагон может взять значительно больше груза, чем обычный. Особенно важно облегчение металлических конструкций в авиации.

Если ввести в сталь 12% хрома, то она становится кислотоупорной. Такой металл незаменим в химическом производстве. Есть жароупорная сталь, которая сохраняет свою твердость даже при очень высоких температурах.

Из всего этого можешь понять, что значат для нашего хозяйства легированные стали. Недаром качественный прокат за третью пятилетку почти удваивается.

Ты спросишь: в чем же здесь проблема? Проблема кроется в легирующих элементах. Они встречаются в природе сравнительно редко, их добыча и переработка — дело очень сложное и дорогое. Тонна никеля в 30 раз дороже тонны стали. Природа поступила весьма неблагоразумно, отделив железную руду от легирующих элементов. К счастью, есть исключения. Халиловские руды, на базе которых строится сейчас металлургический завод, замечательны именно тем, что, помимо окислов железа, содержат и окислы легирующих элементов — никеля, хрома, ванадия, кобальта и титана. Это так называемые комплексные руды, из которых можно сразу выплавлять легированную сталь.

В нашей стране есть немало месторождений комплексных руд, но самые богатые из них — Халиловские. Кроме того, эти руды имеют еще одно крупное преимущество: они залегают в земле на небольшой глубине. Поэтому их можно разрабатывать открытым способом. Не к чему строить глубокие, дорогостоящие шахты, требующие огромных капиталовложений. Представь себе огромные котлованы, на дне которых работает множество различных экскаваторов и всяких других механизмов. Так будут выглядеть Халиловские разработки.

Руда из котлованов будет передаваться по транспортерам в большие саморазгружающиеся вагоны. Часть руды пойдет на агломерационную фабрику для обжига и обогащения, а другая часть направится к трубчатым наклонным печам. В этих печах будет происходить нечто удивительное — прямое восстановление железа из руды без доменного процесса. Дело в том, что халиловские руды содержат много хрома. Присутствие хрома в стали и чугуне полезно. Однако при переплавке хромистого чугуна в мартеновской печи образуются густые шлаки, затрудняющие процесс сталеварения. Для того чтобы избавиться от хрома, решено прибегнуть к прямому восстановлению железа в наклонных печах. В них железо и никель восстанавливаются полностью, а хром почти целиком остается в пустой породе, из которой он извлекается отдельно.

Прямое восстановление железа в наклонных печах не исключает доменного процесса. Поэтому здесь строятся и домны.

В качестве шихты, которой будут загружаться мартеновские печи, вместе с чугуном пойдет и железо, полученное методом прямого восстановления. Благодаря этому общее содержание хрома в мартеновской шихте будет невелико.

Сейчас уже в сталелитейном цехе монтируются трехсоттонные качающиеся мартены. Эти печи удобны тем, что из них легко удалять шлак и, кроме того, можно выливать сталь по частям. Такие печи давно существуют на заводах «Азовстали» и других металлургических заводах Союза.

В стройке находился огромный металлургический комбинат...
В стройке находился огромный металлургический комбинат...

Хотелось бы еще рассказать много интересных вещей о других цехах комбината, но об этом в следующий раз.

С приветом, твой друг Евгений.

Халилово, 5 марта 1942 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Объявление!

Уважаемые читатели данного блога! По причинам от меня не зависящим я пока не имею возможности далее публиковать статьи в данном блоге. Как т...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.