Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 апреля 2024

На советских аэростатах | ТМ 1938-12

На советских аэростатах
С. РЕВЗИН

Несколько лет назад на окраине столицы москвичи наблюдали необычайное зрелище: в воздух поднималось странное соединение двух летательных аппаратов — к гондоле большого сферического аэростата был подвешен планер. Это взлетал экспериментальный стратопланер. В гондоле субстратостата сидели комсомольцы-воздухоплаватели Фомин и Полосухин...

Подъемы на стратопланере — один из способов исследования стратосферы. В воздух поднимается стратостат. Его экипаж находится не в сферической гондоле, а в герметически закрытой кабине планера. Произведя необходимые наблюдения, стратонавты движением рычага отцепляют планер от стратостата и возвращаются к месту вылета. Оболочка стратостата освобождается от газа через автоматически вскрытое разрывное полотнище и опускается без людей. Такой подъем в стратосферу наиболее удобен и максимально безопасен.

4 июля 1938 г. на планере, подвешенном к гондоле субстратостата «СССР ВР-61», объемом в 2200 куб. м, поднялись комсомольцы-пилоты тт. Фомин, Крикун, Голышев и Кузьменко. В кабине находился мастер советского планеризма т. Ильченко.

К гондоле большого сферического аэростата был подвешен планер. Это взлетал стратопланер.
К гондоле большого сферического аэростата был подвешен планер. Это взлетал стратопланер.

После 45-минутного подъема, когда субстратостат достиг высоты в 5 тыс. м, планерист дернул кольцо отцепного приспособления, и планер, пикируя, пошел вниз. Тов. Ильченко блестяще приземлился.

Смелость и умение требовались не только от планериста, но и от аэронавтов. В обычных полетах на свободных аэростатах пилоты сразу не сбрасывают большое количество балласта. Лишь в испытательных подъемах это количество достигает 80—100 кг.

При отделении же планера субстратостат мгновенно освободился от огромного груза, весом больше 250 кг, и резко рванулся кверху. Вследствие этого в оболочке и подвесной системе возникли огромные напряжения. В короткое время скорость подъема возросла до 11 м в секунду. Но субстратостат благополучно достиг высоты 6800 м и затем пошел на посадку.

Интересные опыты по изучению подъема аэростатов при мгновенном облегчении их были вскоре проведены снова. На этот раз с аэростатов сбрасывались парашютисты. Впервые в мире происходила высадка парашютного десанта с аэростатов, организованная в честь двадцатилетия Ленинско-Сталинского комсомола.

Как известно, первый парашютный прыжок был совершен с воздушного шара в 1797 г. учеником Шарля — молодым физиком-революционером Жаком Гарнереном.

Его парашют представлял собой раскрытый зонт больших размеров, который подвешивался на канате к гондоле аэростата. В воздухе канат обрезался, и парашют падал вниз. Пионерами прыжков с аэростатов на современном ранцевом парашюте, изобретенном лишь во время мировой войны, явились наши парашютисты-воздухоплаватели тт. Щукин и Полосухин. Щукину принадлежат также первые в СССР прыжки с дирижабля.

15 августа 1938 г. в воздух поднялись пять воздушных шаров с пилотами и парашютистами.

В воздух поднялись пять воздушных шаров с пилотами и парашютистами.
В воздух поднялись пять воздушных шаров с пилотами и парашютистами.

Парашютный прыжок с воздушного шара во многом отличается от прыжка с самолета. Парашютисты говорят, что на самолете вся динамика быстрого движения как бы психологически способствует прыжку. На аэростате же царит тишина, нарушаемая лишь разговором людей да монотонным тиканием часового механизма барографа. На самолете к скорости падения парашютиста прибавляется скорость движения самолета — этого достаточно для моментального открытия парашюта. При прыжке же с аэростата обязательна затяжка.

Парашютисты смело бросились вниз. С субстратостата «СССР ВР-61» (на котором был совершен и подъем планера) прыгали пять человек. Они покидали гондолу в две очереди: сначала два, а затем три человека одновременно. Облегченные аэростаты стремительно взмывали кверху. Они с честью вынесли испытание. Их материальная часть работала отлично.

*

Однажды со стартовой площадки воздухоплавательной группы взлетел воздушный шар с необычной цилиндрической гондолой. Это отправился в полет на аэростате «СССР ВР-31», объемом в 350 куб. м, молодой пилот т. Невернов. Он должен был испытать новую гондолу, сконструированную техником т. Карамышевым.

Издавна гондолы аэростата представляли собой сплетенную из ивовых прутьев четырехугольную корзину. Более высокими качествами обладают гондолы, сделанные из испанского камыша.

*

В 1936 г. на станции сферических аэростатов пришла в негодность гондола одного из воздушных шаров. Техник-комсомолец т. Карамышев взял на себя обязательство к X съезду ВЛКСМ изготовить гондолу собственной конструкции. Он решил сделать такую гондолу, которая смягчала бы удар о землю при посадке аэростата, имела бы небольшой вес и, кроме того, была бы удобна при перевозке. Свое обязательство комсомолец Карамышев выполнил: он построил такую гондолу.

Это был аэростат с цилиндрической гондолой, смягчающей удар о землю при посадке.
Это был аэростат с цилиндрической гондолой, смягчающей удар о землю при посадке.

Стенами гондолы служат два цилиндра, изготовленные из трехслойной прорезиненной материи (перкаля). Цилиндры помещены один внутри другого и соединены 16 матерчатыми перегородками. Пространство между ними наполняется воздухом. Внизу матерчатые цилиндры соединены с днищем гондолы, сделанным из двух фанерных дисков, расчаленных веревками. В верхней же части цилиндров вклеен жесткий обруч, от которого берет начало подвесная система.

*

Первый полет с новой гондолой прошел успешно. На месте посадки аэронавт освободил гондолу от воздуха, удобно сложил и упаковал ее вместе с оболочкой воздушного шара.

При втором полете т. Невернов проверил возможность посадки такого аэростата на воду. Пролетая над Устьинским водохранилищем канала Москва—Волга, он повел аэростат на посадку. Вскоре гондола коснулась воды, и легкий ветерок погнал воздушный шар к берегу. Пилот спокойно стоял в чуть накренившейся набок гондоле. Приблизившись к берегу, он выбросил балласт, снова поднялся в воздух и продолжал свой полет.

*

Впервые на воздушном шаре поднялись французы Шарль и Робер. Это было 165 лет назад, 1 декабря 1783 г.

За полтора века наука и техника далеко шагнули вперед. Появилась авиация, которая за три десятка лет прошла огромный путь совершенствования, и теперь воздух прочно завоеван человеком.

Однако техника свободного воздухоплавания за это время мало изменилась. Современные аэростаты имеют, по существу, те же основные части, какие были изобретены еще Шарлем: вверху сферической оболочки — клапан, и внизу — так называемый аппендикс. Только сетку для подвески гондолы заменили веревочные стропы, идущие от приклеенных к оболочке лап. Иногда гондола подвешивается и на металлических тросах.

*

В нашей стране наряду с мощным развитием авиации ведется большая работа и по использованию всех возможностей воздушных шаров. Отважные советские воздухоплаватели прокладывают новые, еще не изведанные пути в старой технике воздухоплавания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.