ПРОФ. Г. ЧИЖ
Страна, обладающая большими лесными площадями,
может по праву считать себя богатой, потому что леса — это крупная ценность в
народном хозяйстве. Обильных лесом стран на свете не так много. Сравнительно
мало государств может без ввоза покрывать свои потребности в лесных материалах;
таких же, которые могли бы сверх того вывозить лес, еще меньше.
СССР по величине своих лесных запасов занимает первое место в мире. Его лесные богатства почти вдвое больше, чем у всех стран Северной и Южной Америки, почти вчетверо превышают лесные площади всех азиатских государств (без СССР), в семь раз больше, чем у стран Европы, и в десятки раз больше, чем в Австралии и Африке.
Древесина хвойных пород советских лесов и по
качеству лучшая в мире. Это обстоятельство сыграло очень важную роль в первые
годы существования советской власти. Англии во что бы то ни стало нужно было
получить советский лес, и благодаря этому разомкнулось кольцо блокады, которым
империалисты окружили Советское государство. Значение этого факта для дальнейшего
укрепления советской власти отметил в свое время товарищ Ленин: по его указанию
была создана специальная лесоэкспортная организация, к которой прикрепили
лучшие лесозаводы.
Несмотря на сравнительную ничтожность своих
лесных запасов, наши конкуренты вывозят довольно много леса; очень часто они
при этом не считаются с опасностью преждевременной вырубкой истощить леса.
Такое маленькое государство, как Финляндия, вывозит столько же леса, сколько и
богатая Канада — 8 с лишним миллионов кубометров. Это лишь в полтора раза
меньше вывоза СССР. Вся лесная площадь Финляндии занимает лишь немного больше
25 млн. га, а Канады — 298 млн. га. У Швеции лесные запасы еще меньше — около
22 млн. га, но она ухитряется вывозить больше 4 млн. кубометров лесоматериалов.
Вывозят лес даже такие маленькие и бедные лесом государства, как Австрия,
Польша, Югославия.
Вывоз леса занимает видное место в нашей
внешней торговле. В прошлом году он составил почти шестую часть всего нашего
экспорта. Мы могли бы вывозить еще больше, потому что возможности наши
безграничны, но нам мешают введенные по международному соглашению лимиты. В
лесах СССР сейчас больше 35 млрд. кубометров спелой, вполне пригодной для
употребления древесины. На все наши потребности, вместе с вывозом, мы
употребили в прошлом году только маленькую часть наших запасов — немногим
больше четверти миллиарда кубометров. Если даже мы удвоим вырубку леса, то и
тогда мы сможем лет 70 пользоваться нашими запасами, не истощая своих лесов.
Нам нечего бояться, что мы потеряем или уменьшим
наши лесные богатства. Но пользоваться ими надо расчетливо и правильно. Леса
СССР на три четверти состоят из так называемых перестойных, т. е. переспелых,
деревьев. Их следует вырубить за 30—40 лет, иначе они потеряют свои высокие
технические качества. Чтобы разумно и с выгодой вести лесное хозяйство, надо
составить план освоения лесов, а это немыслимо без их всестороннего изучения.
Изучить наши леса не так просто. Самые обширные лесные массивы расположены
далеко на севере, в малонаселенных и труднопроходимых местах. Там почти нет
дорог, климат суров, людей мало. Царское правительство почти не интересовалось
лесными богатствами страны и не заботилось об их изучении, вот почему у нас
пока изучена лишь меньшая часть лесов.
Еще не так давно для описания леса существовал
только один способ — наземная съемка и техническая оценка. Это дорогая,
кропотливая и отнимающая массу времени работа. Изучить таким способом площадь в
1 млрд, га — а наши леса занимают примерно такую площадь — сложное и дорогое
дело. Для ускорения работы в помощь наземной съемке начали применять так
называемый метод статистического обследования: в лесных массивах прокладываются
вдоль и поперек узкие просеки (визири); затем в лесу выделяются небольшие пробные
площадки — делянки; лесные насаждения изучают вдоль визиров и на делянках, а
сделанные наблюдения относят ко всей площади леса. Способ этот достаточно
точен, и с его помощью были изучены огромные леса Печоры, Кольского
полуострова, Сибири (на Ангаре) и других мест.
Но таким способом нельзя составить карты
фактического расположения лесов в той или иной местности, и поэтому, организуя
лесное хозяйство, приходится проводить большую дополнительную работу.
Гораздо удобнее, быстрее и дешевле идет
изучение лесов с помощью самолетов. Впервые самолеты для описания обширных и
малодоступных лесов применила Канада. Это было двадцать лет назад. Теперь в
Канаде изучено таким способом 100 млн. га. У нас самолеты в лесном хозяйстве
появились впервые в 1925 г. В течение последующих двух лет с их помощью были
обследованы леса Марийской области. Обследование прошло гораздо быстрее и
дешевле, чем при наземном способе, и потребовало вдвое меньше работников.
С тех пор воздушный способ изучения лесов
вытесняет наземный. Самолет стал полезен при любой работе в лесном хозяйстве: с
помощью самолетов определяют лесные запасы, собирают материалы для
проектирования рабочих поселков, дорог, сплавных путей, борются с лесными
пожарами, уничтожают лесных вредителей, обсеменяют вырубленные участки.
Самый распространенный способ изучения лесов с
помощью самолета — это воздушно-глазомерный, или аэровизуальный (от латинских
слов аэро — воздух и визуалис —- видимый).
Представим себе заросшие лесом районы в
десятки миллионов гектаров, покрытые толстым рыхлым слоем валежника. Всюду
разбросаны гниющие стволы бурелома и ветровала. Лес пересечен глубокими
оврагами, речками, заросшими камышом озерами. На много километров вокруг — ни
жилья, ни тропинок. Северное короткое лето, тучи мошкары, истязающей людей и
животных. Легко ли в такой обстановке вести сложное и трудное дело — изучение
лесов? При наземном: способе работы ее следовало бы начать с рубки просек,
прокладки дорог и мостов, устройства продовольственных баз, строительства
жилищ. Пришлось бы нанять много рабочих.
При работе с самолетами всего этого не нужно.
Стоит только расчистить небольшую площадку где-нибудь вблизи селения, хотя бы в
нескольких десятках километров от изучаемого района, — и подготовка закончена.
Двадцати-тридцати специалистов достаточно для того, чтобы произвести сначала
лесную рекогносцировку, а затем подробное изучение леса.
Аэровизуальное обследование — очень интересная
работа, но требующая опытности, выносливости, уменья быстро ориентироваться в
обстановке и хорошо владеть инструментами. Обычно специалисты еще до начала
полетов знакомятся на земле с наиболее характерными участками леса, намечают
маршруты. На каждом самолете чаще всего работают два летчика-наблюдателя, не
считая пилота. Один летнаб-навигатор по аппаратам и инструментам указывает
пилоту дорогу и попутно производит аэросъемку и описание (таксацию) леса.
Второй летнаб занят только съемкой и описанием. Разложив перед собой особую
планшетку с катушками для перемотки миллиметровой бумаги, он через каждые 15—20
км пути делает съемку. Полет происходит на высоте 1500—2000 м.
Воздушная рекогносцировка дает ценные
сведения: какая площадь занята лесом, есть ли на ней сельскохозяйственные
угодья, водоемы, пески, болота, скалы. В покрытых лесом местах по цветам и
оттенкам различают хвойные и лиственные деревья, молодняк и спелый лес; по
просветам между деревьями определяют густоту, или, как говорят, полноту леса.
О быстроте наблюдений с самолета можно судить
по такому сравнению. Один летнаб за 35—40 летных часов может обследовать и
описать, т. е. «протаксировать», около 2 млн. га. При наземной таксации тут
пришлось бы поработать 35 таксаторам, да еще понадобилось бы 20 тыс. трудодней
рабочих. В Сибири, в бассейне реки Чулым, четыре самолета обследовали 10 млн.
га. Наблюдатели не только изучили огромный лесной массив, но и попутно определили,
как лучше организовать сплав, сухопутный транспорт, наметили места
сельскохозяйственных баз, произвели аэрофотосъемку 200 тыс. га.
Когда нужна особенно большая точность
обследования, например для составления карт крупного масштаба, при прокладке
дорог, изучении сплавных рек, прибегают к аэрофотографированию. Фотосъемка с
самолета идет очень быстро: за 10—15 дней с одного самолета можно снять до 200
тыс. га в масштабе 1:10000.
Не специалист, пожалуй, с недоумением будет
разглядывать снимки, полученные в результате аэрофотографирования. На снимке
видны лишь зерна, «икринки» — мелкие полоски, точки, извилистые линии и пятна
причудливой, неправильной формы. Снимки надо уметь читать, или «дешифрировать».
Зерна — это кроны и тени отдельных деревьев. Они неодинаковы, и по их виду
можно различить породу деревьев. У ели и пихты тень остроконечная, а крона —
овальная крохотная точка. У сосны крона круглая, а тень закругленная, более
светлая. Береза представляется в виде неправильных тёмно-серых зернышек, осина
— широкими неправильными белесоватыми пятнышками. Еще более узорчатые, тоже
белесоватые пятна дает на снимках дуб. Белые, исчезающие под деревьями ленточки
и ниточки — это дороги и тропинки. Прямые, пересекающие лес линии — просеки.
Сваленные на лесосеках и гарях деревья выходят на снимках в виде крошечных
точек. Поля узнают по их правильной форме, луга — по ровному серому оттенку и
по отдельным группам кустарников. Населенные места легко распознать по
отчетливой форме домов, огородов, улиц. Ясно выделяются на снимках озера,
пруды, реки. Чтобы безошибочно разбираться в значении изображений на снимках,
приготовляют заранее аэрофотоснимки типичных и известных частное леса.
Фотосъемка с самолета дает очень верное
изображение местности. На фото в масштабе 1:10000 площадь различных
хозяйственных участков определяется с точностью до 100%, состав сложных лесов
по породам — с точностью до 75%, возраст леса (молодые деревья,
средневозрастные и спелые), густота и запасы древесины — с точностью до 80%.
Каждый снимок обычно захватывает кусочек
участка, заснятого перед этим. Пользуясь этим и рассматривая снимки в
стереоскоп, можно получить стереоскопическое изображение местности. Это
помогает яснее различать рельеф.
Авиация оказывает огромную услугу лесному
хозяйству СССР. За последние семь лет с помощью самолетов обследовано 113 млн.
га, а в прошлом году сфотографировано 7 млн. га леса. В третьей пятилетке
аэроназемным способом будет изучаться 70 млн. га ежегодно.
Очень полезна авиация в борьбе с лесными
пожарами. От пожаров гибнет и портится огромное количество леса. Подсчитано,
что в СССР лесные пожары повреждают ежегодно 600—800 млн. га. Древесины,
собранной с такой площади, нам хватило бы на целую треть года.
Самолет — незаменимое средство в борьбе с
лесными пожарами. Он ведет разведку, предупреждает охрану о возникших очагах
огня, доставляет рабочих и инструменты, помогает тушить огонь химическими
средствами. Обнаружив лесной пожар, самолет устанавливает направление огня и
ветра, затем спешит к ближайшему городку или селу и бросает вымпел с далеко
заметными цветными лентами. Вместе с вымпелом сбрасывается и соответствующее
письменное сообщение. Один самолет заменяет в противопожарной службе 400
сторожей, наблюдающих с вышек.
Большой ущерб лесам наносят также насекомые.
Самолеты пригодны и для борьбы с ними. В 1926 г. в Горьковском крае был
произведен первый опыт уничтожения с самолетов гусеницы-монашенки. Через год
таким же способом уничтожали листовертку в дубовых лесах Чувашии, а в следующем
году — шелкопряда, погубившего в Прибайкалье более 300 тыс. га кедрового леса.
Вредных насекомых уничтожают химическими порошкообразными средствами. Летчик
ведет самолет, нагруженный мышьяковистокислым натром или кальцием, бреющим
полетом над верхушками деревьев, распыляя химикаты из специального аппарата,
называемого аэропылом. Как правило, три четверти вредителей при этом гибнут, а
остальные не дают потомства.
Таким же аэропылом можно и сеять лес. Аэросев
— дело сравнительно новое, но практика показала, что оно имеет большое будущее.
После сплошной рубки леса на большой площади обычно приходится «помогать
природе» и засеивать вырубленные участки. Самолет идет низко над землей и
рассеивает семена сразу полосой в 20—25 м. На земле в это время стоят
сигнальщики с флагами, которые указывают летчику место посева. За один летный
день самолет может засеять 60—100 га.
Любая работа в лесу облегчается и ускоряется,
если в ней участвуют самолеты. Во время сплава летчики следят за началом
ледохода, наблюдают за состоянием рек, разыскивают затерявшиеся плоты. На
Онежском озере в 1935 г. самолет в несколько часов разыскал место аварии. Не
будь в этом случае самолета, пришлось бы несколько суток метаться по озеру на
моторных лодках.
Самолет над лесом — зоркий страж наших безграничных лесных просторов. Он несет большую и полезную службу, помогая разведывать, изучать и оберегать наши лесные богатства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий