Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 марта 2024

М.П.С. | ТМ 1938-11

МПС
ИНЖ Г. ЛИДЕРС

— Диспетчер?

— Диспетчер слушает.

— Говорит начальник машинно-путевой станции. Завтра начнется работа по реконструкции пути на 1135-м километре четного направления перегона Пятницкая—Семеново. Сообщите время закрытия перегона для движения поездов. Приказ начальника дороги у вас имеется.

— Четное направление перегона Пятницкая—Семеново будет закрыто для движения поездов после прохождения курьерского поезда — с 8 час. 15 мин. до 2 час. 20 мин.

Начальник машинно-путевой станции повесил трубку и оглядел присутствующих. В вагоне, откуда он вел разговор с диспетчером службы движения, собрались главный инженер, начальники колонн, дорожные мастера.

— Товарищи, приступаем к проверке.

Машинно-путевая станция — большое и сложное хозяйство. Различные рабочие пункты станции связаны телефоном.
Машинно-путевая станция — большое и сложное хозяйство. Различные рабочие пункты станции связаны телефоном.

*

Началась деловая проверка готовности к предстоящей работе.

Машинно-путевая станция (сокращенно — МПС) — большое и сложное хозяйство, богато насыщенное механизмами. Она вся «на колесах»: в вагонах имеются электростанция, ремонтные мастерские, склады, есть жилые вагоны и столовая.

На следующее утро к 8 час. 15 мин. у места работы «концентрируются» машины и люди МПС. Дорога каждая минута. Если железнодорожный транспорт должен работать, как часы, то особенно это относится к машинно-путевой станции. Она обязана во что бы то ни стало закончить работу к 12 час. 20 мин.

Ведь в 12 час. 20 мин. по этому участку должен пройти по расписанию поезд. А расписание, график — незыблемый закон железнодорожного транспорта.

Часовая стрелка показывает 8 час. 15 мин.

Проходит курьерский поезд, и перегон закрывается.

Начальник МПС получает от дежурного по станции копию приказа диспетчера о том, что перегон закрыт.

Теперь можно приступить к работе. А работа большая: нужно произвести смену рельсов, шпал, укрепить полотно, на котором уложен путь. Старый путь лежит на песчаном основании, новый путь надо уложить на щебеночное основание, так как щебеночный балласт устойчивее песчаного, лучше пропускает воду и почти не дает пыли.

Сначала вступает на перегон балластировочная машина. Свой первый рейс она совершает с широко раскрытыми крыльями — дозаторами.

Балластировочная машина. Слева крупным планом показана подъемная рама.
Балластировочная машина. Слева крупным планом показана подъемная рама.

По сторонам пути лежит предварительно выгруженный щебень. При движении балластера дозаторы сгребают этот щебень на полотно, поверх шпал. А для того, чтобы состав мог продвигаться дальше, перед колесами имеются рельсовые щетки, сметающие щебень с рельсов.

Следующая операция — подъемка пути. Путь нужно поднять на 28 см. Подъемка производится в два приема. Первая подъемка делается на 20 см. Эту работу выполняет балластировочная машина при своем втором (обратном) рейсе.

В середине балластировочного вагона находится подъемная рама. В двух своих нижних углах она имеет на ширине рельсового пути роликовые клещи. Они крепко ухватывают по бокам каждую рельсовую полосу. Поднимается рама, и тем самым вздымается волной рельсовый путь. При движении балластера рельсовый путь непрерывно поднимается волной, и под него проваливается щебень.

Особые прутки (струнки), укрепленные на раме машины, продвигаясь под шпалами, равномерно разглаживают щебень. Шпальные щетки, вмонтированные в ту же раму, сметают остатки щебня со шпал.

После второго рейса балластировочной машины путь оказывается поднятым на щебеночное основание.

Вся операция по дозировке щебня и подъемке 1 км пути выполняется балластировочной машиной за 30 минут.

Машина обслуживается восемью рабочими. Таким образом, всего на эту работу затрачивается немногим более половины рабочего дня. А еще 5—6 лет назад на подъемку 1 км пути приходилось затрачивать до 120 рабочих дней. Машина повысила производительность больше, чем в 200 раз.

Эта высокопроизводительная балластировочная машина изобретена и построена в Советском Союзе.

При втором рейсе к балластеру прицепляется путерасшивщик. Следуя позади балластера, он отделяет рельсы от шпал (расшивает) и раздвигает рельсы в стороны. Рабочим остается убрать с пути старые шпалы и слегка разровнять щебень.

Путерасшивщик, следуя на буксире у балластера, производит расшивку пути и раздвигает рельсы в стороны.
Путерасшивщик, следуя на буксире у балластера, производит расшивку пути и раздвигает рельсы в стороны.

Вслед за этим в работу включаются моторные катки. Двигаясь гуськом друг за другом, они плотно укатывают щебень. Укатка необходима для того, чтобы при движении поездов путь не давал осадки.

После этого наступает очередь другой машины — путеукладчика. Позади путеукладчика тянутся платформы, нагруженные звеньями рельсового пути, т. е. рельсами, пришитыми уже заранее к шпалам. Путеукладчик механически снимает с платформы звено за звеном и опускает их впереди себя на разровненный слой щебня. По мере укладки отдельных звеньев путеукладчик вместе с платформами продвигается вперед. Позади стелется уложенный путь.

Путеукладочная машина. С платформы механически спускается на подготовленное полотно звено за звеном нового рельсового пути.
Путеукладочная машина. С платформы механически спускается на подготовленное полотно звено за звеном нового рельсового пути.

Наступает очередь второй подъемки. Для того чтобы ее произвести, нужно сначала добавить щебень. Щебень подается на участок в саморазгружающихся составах. Щебень лежит в ящиках, которые идут вдоль платформ двумя рядами. При движении между ящиками перемещается на канате широкий клин. Он опрокидывает ящики влево и вправо, и из них высыпается по сторонам пути щебень.

Саморазгружающийся состав движется со скоростью 5 км в час, и разгрузка 50 платформ занимает всего 5—6 минут.

Саморазгружающийся состав. Ящики со щебенкой опрокидываются по обе стороны рельсового пути.
Саморазгружающийся состав. Ящики со щебенкой опрокидываются по обе стороны рельсового пути.

Порожняк уходит к станции, а на участке снова появляется балластер. Он сгребает дозаторами только что выгруженный щебень на шпалы и производит вторую подъемку пути на 8 см.

Остается еще произвести выправку пути, т. е. устранить мелкие извилины, оставшиеся после подъемки. Шпалы должны вплотную примыкать к щебню; если под отдельными шпалами щебень будет плохо уплотнен, то при прохождении тяжелых составов в этих местах пути образуются просадки, своего рода железнодорожные «ухабы». Такие просадки нарушают плавность движения поездов и могут явиться причиной преждевременного износа пути.

Выправка пути заключается в подбойке шпал. Подбить шпалу — значит уплотнить под ней щебень. Путь приподнимается на величину просадки домкратом, и начинают работать пневматические шпалоподбойки.

Пневматическая шпалоподбойка напоминает отбойный молоток. Она работает силой сжатого воздуха. Сжатый воздух дает путевая компрессорная станция, смонтированная на автомобильном ходу. Мотор автомобиля на стоянке обслуживает компрессор. Сжатый воздух из компрессора поступает сначала в особый резервуар (ресивер), а затем по резиновым шлангам подается к шпалоподбойкам. Одна компрессорная станция обслуживает шесть шпалоподбоек. Шпалоподбойка делает 1600 ударов бойка в минуту. Этими ударами щебень плотно подбивается под шпалы.

Компрессорная установка снабжает пневматические шпалоподбойки сжатым воздухом.
Компрессорная установка снабжает пневматические шпалоподбойки сжатым воздухом.

Применяются еще электрические вибрационные шпалоподбойки. Они совершают до 3 тыс. колебаний в минуту. От этих частых и сильных колебаний щебень под шпалами встряхивается и уплотняется.

Электрическая вибрационная шпалоподбойка, совершающая до 3 тыс. ударов в минуту.
Электрическая вибрационная шпалоподбойка, совершающая до 3 тыс. ударов в минуту.

Вся работа машинно-путевой станции ведется в строгой последовательности и согласованности. Ряд операций протекает параллельно: не успел балластер закончить подъемку всего участка, а позади рабочие уже убирают шпалы; рабочие не прошли еще уборкой весь участок, а уже начали работать катки; за катками следует путеукладчик.

*

Часовая стрелка показывает 12 час. 20 мин. Путь готов. Машинно-путевая станция покидает реконструированный участок. Руководитель работ шлет диспетчеру письменное донесение. Задание выполнено в срок. На очереди следующий участок. Начинается подготовка к завтрашнему дню.

Так завоевывается звено за звеном, километр за километром обновленный, реконструированный путь. Стахановцы железнодорожного транспорта, славные кривоносовцы, могут с новыми, повышенными скоростями вести тяжелые поезда по новым стальным рельсам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.