Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 марта 2024

150 лет "чугунки" | ТМ 1938-11

150 лет "чугунки"
В. ВИРГИНСКИЙ

Железные дороги в нашем народе долго звались «чугунками», В своем знаменитом стихотворении, посвященном строительству дороги Петербург—Москва, Некрасов также писал:

«Быстро лечу я по рельсам чугунным...»

На самом же деле и магистраль Петербург—Москва и даже более ранняя Царскосельская дорога имели уже железные рельсы. «Чугунками» звались железные дороги того времени лишь по традиции, поскольку первые рельсовые пути в России (как и в других странах) действительно были чугунными. Широко известно, что Царскосельская дорога — первая русская дорога общего пользования — открыта 100 лет назад. Однако к этому времени «чугунки» имели в России уже полувековую историю развития. Ровно 150 лет назад, в 1788 г., шотландец Гаскойн, приглашенный в Россию как специалист по пушечнолитейному делу, проложил короткий чугунный путь на Александровском заводе в Петрозаводске. Путь этот был длиной всего лишь в 200 м и предназначался для перевозки руды, топлива и готовых отливок. К сожалению, в печати была опубликована лишь коротенькая заметка об этой дороге, да и то полвека спустя.

Можно предположить, что чугунные рельсы имели уголковый или корытообразный профиль, т. е. были отлиты или в виде полосы с закраиной, мешавшей колесу сходить с рельсов, или же в виде желоба с двумя закраинами. Гаскойн приехал из Англии, а там как раз применялись именно такие типы рельсов. В Англии с ее развивающейся промышленностью и торговлей рельсовые дороги начали быстро распространяться. В России эти дороги оставались единичными исключениями. Помещики-крепостники и тогдашние заводчики, располагавшие даровым трудом крепостных крестьян с их гужевой (так называемой «подводной») повинностью в пользу хозяев, не были заинтересованы в затрате капиталов на усовершенствование путей сообщения.

Слева — уголковый рельс, применявшийся на дороге Гаскойна. Справа — корытообразный рельс, уложенный вдоль деревянного бруса.
Слева — уголковый рельс, применявшийся на дороге Гаскойна. Справа — корытообразный рельс, уложенный вдоль деревянного бруса.

Александровский завод был чугунолитейный. Вероятнее всего, рельсы отливались на самом заводе. Интересно, что в Англии, США и других странах первые рельсовые дороги также проводились вначале на горно-металлургических предприятиях.

Тяга на дороге Гаскойна была конная.

Каждая грузовая повозка представляла собой расширяющийся кверху деревянный кузов, поставленный на две оси. Повозки имели по крюку спереди и сзади. В кузов повозки грузилось около тонны угля, руды и т. д. Иногда две-три повозки при помощи цепей, надеваемых на упряжные крюки, сцеплялись в один состав. Ломовая лошадь медленно тащила такой состав по рельсам. Возница неторопливо шагал рядом с лошадью, следя за тем, чтобы состав не сошел с рельсов.

Вагонетки, имевшие распространение на конных дорогах.
Вагонетки, имевшие распространение на конных дорогах.

В начале XIX века в Англию для изучения рельсовых путей ездил русский инженер Л. С. Ваксель. Возвратившись, он выпустил интересную книгу, в которой доказывал выгодность проведения конных чугунных дорог в России.

Профиль круглого рельса на одной из английских дорог.
Профиль круглого рельса на одной из английских дорог.

Любопытно заглавие книжки: «Описание чугунной дороги, учрежденной в графстве Суррей, в Англии, в 1802 г., изобретенной для удобнейшего и легчайшего перевоза разных грузов и тяжестей лошадьми, сочиненное Л. Вакселем в Санкт-Петербурге, в Медицинской типографии. 1805».

Таким образом выражение «чугунная дорога» вошло в научный обиход.

В 1804 г. крупный лондонский делец Воген послал адмиралу Чичагову обстоятельное письмо, с чертежами и расчетами, предлагая ввести чугунные рельсовые пути на строительствах и в портах военного значения. Однако предложение Вогена было оставлено без внимания.

Инициатива в деле дальнейшего развития русских «чугунок» принадлежала не официальным кругам, а талантливым русским изобретателям, которые в невероятно тяжелых условиях, на свой страх и риск боролись за усовершенствование транспортной техники.

В 1806—1810 гг. «обербергмейстер» (начальник) Змеиногорского рудника на Алтае Петр Кузьмич Фролов, сын знаменитого изобретателя-самородка Кузьмы Фролова и сам крупный изобретатель, провел на своем руднике чугунную дорогу длиной в 1640 м. Об этой дороге в журнале «Азиатский вестник» писалось между прочим: «Чугунные рельсы на этой дороге были сделаны выпуклыми. Следовательно, шины колес должны были быть вогнутыми».

О назначении дороги в журнале «Азиатский вестник» сообщалось, что «предметом устроения ее была перевозки бедных по содержанию в них серебра руд Змеиногорского рудника на ближайший завод».

Дорога была проложена в разнообразных условиях местности. Сначала она шла по искусственной выемке в 941 м длиной и в 2 м глубиной. Затем 373 м были проложены по сваям. Возвести дорогу на сваях на таком протяжении было по тому времени очень сложной технической задачей. Следующий участок в 34 м был обыкновенным, а далее дорога переходила на большой каменный виадук, переброшенный Фроловым над долиной речки Корбалихи. Это выдающееся сооружение имело 292 м длину и покоилось на 20 опорах высотой около 11 м. Основная линия дороги (продольный профиль) шла без спусков и подъемов.

Это было большим техническим достоинством. В Англии, как правило, дорога строилась «волнистой», она следовала за всеми подъемами и уклонами местности. Разумеется, лошадям было очень трудно возить тяжести по таким «волнистым» дорогам. Фролов же предвосхитил то, чего полтора десятка лет спустя добился Стефенсон, — устройства дороги, возможно более приближающейся к горизонтали.

В журнале «Северный муравей» отмечалось, что на дороге Фролова одна лошадь производила работу 25 лошадей, занятых в обычном гужевом транспорте, т. е. рельсы в 25 раз уменьшали сопротивление пути.

Известна еще одна ранняя «чугунка» в России — знаменитая дорога талантливейших русских изобретателей Черепановых. Черепановы построили в 1833 г. первый в России рельсовый путь с паровой тягой. Здесь рельсы также были чугунными. Паровоз Черепановых возил более 200 пудов груза со скоростью от 12 до 15 верст в час. Второй паровоз Черепановых возил по той же чугунной дороге до тысячи пудов груза. Подробных данных об устройстве этой дороги не сохранилось.

Таким образом, чугунные дороги с конной, а затем и с паровой тягой развивались в России на протяжении полувека, начиная с дороги Гаскойна и кончая дорогой Черепановых.

С развитием паровой тяги, увеличением веса поездов и скорости движения потребовался новый, более прочный путь. Появились железные рельсы, и чугунные дороги отошли в область преданий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.