В. ВИРГИНСКИЙ
Железные дороги в нашем народе долго звались
«чугунками», В своем знаменитом стихотворении, посвященном строительству дороги
Петербург—Москва, Некрасов также писал:
«Быстро лечу я по рельсам чугунным...»
На самом же деле и магистраль Петербург—Москва и даже более ранняя Царскосельская дорога имели уже железные рельсы. «Чугунками» звались железные дороги того времени лишь по традиции, поскольку первые рельсовые пути в России (как и в других странах) действительно были чугунными. Широко известно, что Царскосельская дорога — первая русская дорога общего пользования — открыта 100 лет назад. Однако к этому времени «чугунки» имели в России уже полувековую историю развития. Ровно 150 лет назад, в 1788 г., шотландец Гаскойн, приглашенный в Россию как специалист по пушечнолитейному делу, проложил короткий чугунный путь на Александровском заводе в Петрозаводске. Путь этот был длиной всего лишь в 200 м и предназначался для перевозки руды, топлива и готовых отливок. К сожалению, в печати была опубликована лишь коротенькая заметка об этой дороге, да и то полвека спустя.
Можно предположить, что чугунные рельсы имели
уголковый или корытообразный профиль, т. е. были отлиты или в виде полосы с
закраиной, мешавшей колесу сходить с рельсов, или же в виде желоба с двумя
закраинами. Гаскойн приехал из Англии, а там как раз применялись именно такие
типы рельсов. В Англии с ее развивающейся промышленностью и торговлей рельсовые
дороги начали быстро распространяться. В России эти дороги оставались
единичными исключениями. Помещики-крепостники и тогдашние заводчики,
располагавшие даровым трудом крепостных крестьян с их гужевой (так называемой
«подводной») повинностью в пользу хозяев, не были заинтересованы в затрате
капиталов на усовершенствование путей сообщения.
Слева — уголковый рельс, применявшийся на дороге Гаскойна. Справа — корытообразный рельс, уложенный вдоль деревянного бруса. |
Александровский завод был чугунолитейный.
Вероятнее всего, рельсы отливались на самом заводе. Интересно, что в Англии,
США и других странах первые рельсовые дороги также проводились вначале на
горно-металлургических предприятиях.
Тяга на дороге Гаскойна была конная.
Каждая грузовая повозка представляла собой
расширяющийся кверху деревянный кузов, поставленный на две оси. Повозки имели
по крюку спереди и сзади. В кузов повозки грузилось около тонны угля, руды и т.
д. Иногда две-три повозки при помощи цепей, надеваемых на упряжные крюки,
сцеплялись в один состав. Ломовая лошадь медленно тащила такой состав по
рельсам. Возница неторопливо шагал рядом с лошадью, следя за тем, чтобы состав
не сошел с рельсов.
Вагонетки, имевшие распространение на конных дорогах. |
В начале XIX века в Англию для изучения
рельсовых путей ездил русский инженер Л. С. Ваксель. Возвратившись, он выпустил
интересную книгу, в которой доказывал выгодность проведения конных чугунных
дорог в России.
Профиль круглого рельса на одной из английских дорог. |
Любопытно заглавие книжки: «Описание чугунной
дороги, учрежденной в графстве Суррей, в Англии, в 1802 г., изобретенной для
удобнейшего и легчайшего перевоза разных грузов и тяжестей лошадьми, сочиненное
Л. Вакселем в Санкт-Петербурге, в Медицинской типографии. 1805».
Таким образом выражение «чугунная дорога»
вошло в научный обиход.
В 1804 г. крупный лондонский делец Воген
послал адмиралу Чичагову обстоятельное письмо, с чертежами и расчетами,
предлагая ввести чугунные рельсовые пути на строительствах и в портах военного
значения. Однако предложение Вогена было оставлено без внимания.
Инициатива в деле дальнейшего развития русских
«чугунок» принадлежала не официальным кругам, а талантливым русским
изобретателям, которые в невероятно тяжелых условиях, на свой страх и риск
боролись за усовершенствование транспортной техники.
В 1806—1810 гг. «обербергмейстер» (начальник)
Змеиногорского рудника на Алтае Петр Кузьмич Фролов, сын знаменитого
изобретателя-самородка Кузьмы Фролова и сам крупный изобретатель, провел на
своем руднике чугунную дорогу длиной в 1640 м. Об этой дороге в журнале
«Азиатский вестник» писалось между прочим: «Чугунные рельсы на этой дороге были
сделаны выпуклыми. Следовательно, шины колес должны были быть вогнутыми».
О назначении дороги в журнале «Азиатский
вестник» сообщалось, что «предметом устроения ее была перевозки бедных по
содержанию в них серебра руд Змеиногорского рудника на ближайший завод».
Дорога была проложена в разнообразных условиях
местности. Сначала она шла по искусственной выемке в 941 м длиной и в 2 м
глубиной. Затем 373 м были проложены по сваям. Возвести дорогу на сваях на
таком протяжении было по тому времени очень сложной технической задачей.
Следующий участок в 34 м был обыкновенным, а далее дорога переходила на большой
каменный виадук, переброшенный Фроловым над долиной речки Корбалихи. Это
выдающееся сооружение имело 292 м длину и покоилось на 20 опорах высотой около
11 м. Основная линия дороги (продольный профиль) шла без спусков и подъемов.
Это было большим техническим достоинством. В
Англии, как правило, дорога строилась «волнистой», она следовала за всеми
подъемами и уклонами местности. Разумеется, лошадям было очень трудно возить
тяжести по таким «волнистым» дорогам. Фролов же предвосхитил то, чего полтора
десятка лет спустя добился Стефенсон, — устройства дороги, возможно более
приближающейся к горизонтали.
В журнале «Северный муравей» отмечалось, что
на дороге Фролова одна лошадь производила работу 25 лошадей, занятых в обычном
гужевом транспорте, т. е. рельсы в 25 раз уменьшали сопротивление пути.
Известна еще одна ранняя «чугунка» в России —
знаменитая дорога талантливейших русских изобретателей Черепановых. Черепановы
построили в 1833 г. первый в России рельсовый путь с паровой тягой. Здесь
рельсы также были чугунными. Паровоз Черепановых возил более 200 пудов груза со
скоростью от 12 до 15 верст в час. Второй паровоз Черепановых возил по той же
чугунной дороге до тысячи пудов груза. Подробных данных об устройстве этой
дороги не сохранилось.
Таким образом, чугунные дороги с конной, а
затем и с паровой тягой развивались в России на протяжении полувека, начиная с
дороги Гаскойна и кончая дорогой Черепановых.
С развитием паровой тяги, увеличением веса поездов и скорости движения потребовался новый, более прочный путь. Появились железные рельсы, и чугунные дороги отошли в область преданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий