Б. АНГАРСКИЙ
Первый двигатель внутреннего сгорания
работал на газе. Некоторое время газ был единственным топливом новых
двигателей, пришедших на смену паровой машине.
Пятьдесят шесть лет назад — в 1882 г. —
произошел разрыв между Николаем Отто, конструктором первого экономичного
двигателя внутреннего сгорания, и его ближайшим сотрудником Готлибом Даймлером.
Пути этих двух изобретателей разошлись: Отто считал, что наилучшее топливо для
двигателя — газ и что все усилия надо направить на создание мощных промышленных
газовых моторов; Даймлер настаивал на необходимости приняться за
конструирование для транспорта легкого маленького двигателя, работающего на
жидком топливе.
Каждый изобретатель пошел своим путем: Отто
стал строить большие газовые двигатели, а Даймлер — маленькие, бензиновые.
В результате этого спора больше
полустолетия назад и, появился первый автомобиль с бензиновым двигателем. Едва
ли оба изобретателя могли предполагать, что придет время, когда автомобиль
будет работать на газовом топливе.
Сейчас это время пришло. Наряду с газогенераторными автомобилями, в которых твердое топливо (уголь, дрова, торф) превращается предварительно в газ, а затем сгорает в моторе, появились машины, работающие непосредственно на газовом топливе.
*
Новый вид топлива в автотранспорте имеет
перед бензином ряд преимуществ. Для того чтобы в цилиндре двигателя можно было
сжечь бензин, его нужно сначала перевести в парообразное состояние, испарить.
Газ же достаточно смешать в надлежащей пропорции с воздухом. Это значительно
проще процессов распыления, испарения и смешения жидкого горючего с воздухом. К
тому же при газовом топливе происходит полное сгорание и бездымный выхлоп.
Отпадают и трудности запуска двигателя в холодное время года.
Но это еще не все. При работе на бензине
нередко происходит конденсация, превращение в жидкость горючей смеси, что
приводит к разжижению смазки, вызывает коррозию (разъедание) цилиндров
двигателя и подшипников. Газообразное горючее лишено этого недостатка. Наконец,
оно обладает высокими антидетонационными свойствами, что позволяет повышать
степень сжатия двигателя и, следовательно, увеличивать его мощность.
*
Газов на земле необычайное множество. Какие
же из них могут служить топливом для современного автомобильного мотора?
Из промышленных газов наибольшее применение
в этой области приобретают светильный и коксовый газы. Источники светильного
газа обширны — низкосортный уголь, дерево, торф и многое другое. Кто из
городских жителей незнаком с этим газом, подогревающим воду в ванных колонках и
отапливающим кухонные плиты? А коксовый газ получается как побочный продукт при
коксовании угля для металлургического производства. Теплотворная способность
этих двух газов относительно невысока, и они называются низкокалорийными
газами.
Большой интерес представляют так называемые
«жидкие» газы, особенно пропан и бутан. Известно, что любой газ при
определенных давлениях и температурах становится жидким. Но одни газы переходят
в жидкое состояние при очень высоких давлениях, а другие — при небольших.
Последние и называются жидкими. Например, при температуре +10° С пропан
сжижается под давлением в 7,5 атмосферы, а бутан — и того меньше. 1,7
атмосферы.
Пропан и бутан обладают высокой
теплотворной способностью. При сгорании 1 кг пропана или бутана выделяет 11500
калорий тепла, а 1 кг бензина — 10500 калорий. Это значит, что, расходуя 1 кг
такого жидкого газа, можно «дальше уехать», чем на таком же количестве бензина.
Жидкие газы являются составной частью
естественных нефтяных газов. Они получаются при крекинге и некоторых других
процессах переработки нефти, а также при выработке нефтяных продуктов из
каменного угля.
Применение газового горючего не вносит
существенных перемен в устройство автомашины. Перемены касаются, главным
образом, самой незатейливой части автомобильного устройства — бензинового бака.
Он заменяется баллонами, способными выдерживать значительные давления. Для
жидких газов применяются баллоны низкого давления, 10—20 атмосфер, а в
баллонах, содержащих сжатый газ, давление доходит до 200 атмосфер. Ясно, чем больше
давление, тем большим запасом горючего располагает автомобиль.
К автомобильному газовому баллону
предъявляются особые требования: он должен вмещать как можно больше газа и в то
же время быть легким, чтобы не увеличивать вес машины и не занимать много
места.
Раз вес и размеры баллонов ограничиваются,
то, очевидно, стенки их должны быть очень тонкими (3—5 мм) и притом столь
прочными, чтобы выдерживать высокие давления.
Баллоны высокого давления изготовляются из
весьма прочных сталей — хромоникелевых, хромомолибденовых и других, а также из
алюминия. Длина такого баллона — 1,5—2 м, вес — 50—60 кг. Для
большей прочности баллоны высокого давления оплетаются снаружи стальной
рояльной проволокой.
Алюминиевый баллон с оплеткой стальной проволоки. Толщина его стенок — 3¹/₄ мм. Баллон выдерживает давление газа в 200 атмосфер. |
В автомобилях
газовые баллоны располагаются либо на раме под кузовом машины, либо — в
автобусах — под крышей. Каждый баллон снабжен запорным вентилем, и горючее по
общей газовой трубе устремляется к двигателю автомобиля. Если газ, обладающий
давлением в 200 атмосфер, сразу направить в цилиндр мотора, то получится
сильный взрыв, поэтому предварительно в особом приборе — редукторе — давление
газа понижается. После редуктора газ попадает в смеситель. Здесь он
перемешивается с воздухом, и образуется горючая смесь. Она-то и поступает в
цилиндр двигателя.
Для того чтобы
автомобиль мог работать по желанию и на газе, и на бензине, обычно сохраняют
бензиновый бак и карбюратор. Простым поворотом газового вентиля и бензинового
крана производится моментальный перевод двигателя с газового топлива на бензин
и обратно.
В кабине шофера
устанавливаются два манометра: один показывает давление газа в баллонах, другой
— давление газа после редуктора.
Так оборудована
автомашина, работающая на газах высокого давления.
Если же горючим
служит жидкий газ, то количество баллонов уменьшается. Ведь жидкие газы
отличаются высокой калорийностью, они в одном и том же объеме как бы таят
больший запас энергии.
Но каков бы ни
был запас горючего, рано или поздно баллоны опустеют, и потребуется их новое
пополнение. Для этого, подобно бензиновым колонкам, устраиваются
газораздаточные станции.
Газ, поступающий
из газовой магистрали на раздаточную станцию, прежде всего очищается от
маслянисто-смолистых примесей. Затем он сжимается мощным компрессором до 350
атмосфер и нагнетается в стальные сборные резервуары — ресиверы. Подъезжает
автомобиль, гибкий резиновый шланг протягивается от ресивера к газовой трубе
автомашины, и баллоны наполняются свежим горючим.
Устройство
газораздаточных станций для жидких газов не требует мощных компрессоров и
высоких давлений. Пропан или бутан под небольшим давлением прямо в жидком виде
накачиваются в баллоны автомобиля.
*
Первая попытка
применения жидких газов в качестве горючего для автомобиля была сделана еще
четверть века назад. В 1912 г. американец Петерсон приспособил свой автомобиль
для работы на жидких газах и разъезжал на нем по улицам Нью-Йорка. Этот пионер
газовых автомобилей долго не имел подражателей. И только в 1930 г. в
Лос-Анжелесе (США) были сделаны опыты по широкому использованию пропана и
бутана в автотранспорте — на жидкий газ перевели моторы грузовиков и автобусов
Тихоокеанской железнодорожной компании.
За последние годы
газ в качестве автомобильного горючего получает все большее применение. Сжатые
и в особенности жидкие газы являются превосходными заменителями бензина.
В ряде стран уже
имеется немало автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, по сравнению
с бензиновыми, процент газовых автомобилей еще невелик. но это новая отрасль,
она только начинает свой путь развития.
Значительное
количество газовых автомобилей эксплуатируется в США, где имеются в изобилии
естественные газы. Здесь конкурентами бензина выступают по преимуществу жидкие
газы, исключительно высокие качества которых делают их идеальным моторным
топливом. Они получаются из естественных газов на газобензиновых заводах и из
крекинг-газов.
В 1932 г. в
Америке было израсходовано 75 тыс. т жидких газов, а через пять лет, в 1937 г.,
— уже 300 тыс. т.
*
В нашей стране
газовому топливу в автотранспорте принадлежит громадное будущее. Советский Союз
чрезвычайно богат естественными нефтяными газами и в то же время обладает
огромными ресурсами промышленных газов. Бензин, который нередко приходится
перевозить на огромные расстояния, во многих случаях можно заменить местным
газом. Это избавит от лишних перевозок, позволит сэкономить «черное золото» — нефть
— и обеспечит машины многих районов страны дешевым моторным горючим.
В Донбассе, на
Урале, во многих других районах в изобилии имеется коксовый газ. В районах
Баку, Грозного, Майкопа, в Дагестане, в Азово-Черноморье, в Крыму, на Волге, в
ряде мест земля «выдыхает» огромное количество естественных газов.
Таким образом,
наш автотранспорт имеет богатые возможности для получения весьма ценного
горючего. В Баку, в Грозном уже действуют установки, вырабатывающие жидкий газ,
заканчивается устройство газонаполнительной станции в Горловке.
В нашей стране
газогенераторные автомобили и тракторы выпускаются уже второй год. Большую
работу в этом направлении ведет Научно-исследовательский автотракторный
институт (НАТИ), на газовое горючее переведены грузовик «ГАЗ-АА» и автобус
«ЗИС-8». На грузовике установлено семь баллонов, а на автобусе — шестнадцать
баллонов. Эти машины превосходно работают на газовом горючем. Запаса горючего в
семи баллонах «ГАЗ-АА» хватает на пробег машины в 160—180 км, автобус же
«ЗИС-8» при работе на светильном или коксовом газе проходит 90 км, а при работе
на высококалорийном нефтяном газе — 170 км без пополнения запаса топлива.
Одесский завод
«Фригатор» изготовил сконструированный в НАТИ автомобиль-рефрижератор,
работающий на сжиженном газе. Жидкий газ выполняет здесь двойную работу:
приводит в движение мотор и охлаждает кузов автомобиля. Газ из баллонов
проходит через испарительную батарею, испаряется, охлаждая при этом воздух в
кузове, а затем поступает в мотор.
Сейчас необходимые экспериментальные работы уже проделаны, и недалеко то время, когда газовое топливо займет достойное место в работе нашего советского автотранспорта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий