Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 ноября 2023

Над полями гражданской войны | ТМ 1938-08/09

Над полями гражданской войны виньетка
С. ДАНГУЛОВ

Наша авиация получила от дореволюционной России убогое наследство. Самолетный парк представлял собою большое авиационное кладбище. Здесь были преимущественно французские машины старых конструкций, изувеченные и изношенные в боях империалистической войны. Нередко самолет собирался из доброго десятка самых различных машин, так что, как в шутку говорили летчики, от первоначального самолета оставался только номер.

Машины были не только изношенными, но и устаревшими, даже по тем временам. Первое время все вооружение самолета нередко состояло только из револьвера системы «Наган» и нескольких десятифунтовых бомб, которые летчик брал к себе прямо в кабину.

Неоценима заслуга техников и мотористов гражданской войны, которые по мере сил и возможностей приспосабливали эти «летающие гробы» к условиям боя. Они собирали и ремонтировали машины, придумывали и прилаживали самодельные бомбодержатели.

Случалось и так, что в самый разгар операции запас бомб иссякал. Летчики требовали от своих неистощимых на выдумку техников новых изобретений. Техники и тут находили выход. Они приспособили для боевых целей даже... консервные банки. В пустой консервной банке пробивались отверстия. Улетая на бомбометание, летчики на пять-шесть бомб брали целую дюжину таких банок. Поднявшись над целью на высоту в 1000— 1500 м, летчики посылали за каждой бомбой две банки. Безобидные банки, приближаясь к земле, издавали исключительной силы звук, похожий на дикое завывание, и нередко обращали в бегство обезумевших от страха интервентов и белогвардейцев. Впоследствии техники заменили консервные банки пустыми бензиновыми бидонами и достигли еще большего эффекта.

Понятно, что это средство оказывало лишь деморализующее влияние на врага.

Применяли наши летчики и другое, не совсем обычное боевое оружие: с самолета на врага сбрасывалось огромное количество стрел. Приближаясь к земле, стрелы развивали огромную скорость и били противника с большой силой. За годы гражданской войны нашими летчиками были сброшены сотни килограммов этих стрел.

В разгар гражданской войны в стране разразился бензиновый голод. Был он вызван тем, что враг захватил основную нефтяную базу республики — Баку. Наши техники и мотористы сумели переключить весь воздушный флот на питание спиртом, бензолом и всевозможной, как они говорили, «казанской» смесью, состоящей из разных сортов жидкого горючего.

Когда требовалось, технический состав отряда, сменив ножовку и разводный ключ на винтовку и пулемет, шел на самые передовые позиции. Так, однажды, в разгар боев на уральском фронте кавалерийские части Колчака пытались в полночь приступом взять аэродром. Но благодаря бдительности часовых своевременно была поднята тревога. Окопавшись вдоль границ аэродрома и сдерживая пулеметным огнем натиск кавалерии, техники и мотористы дали возможность летчикам подняться в воздух и ударить противника с тылу. Налет колчаковцев был отбит.

Аэродром Красного авиационного отряда на юго-восточном фронте.
Аэродром Красного авиационного отряда на юго-восточном фронте.

*

Из 2 тыс. самолетов, которые имела Россия до октября 1917 г., усилиями наших частей было спасено около 1500. Однако самолеты эти были так изношены, что многие из них почти не выходили из ремонта. Даже наши самоотверженно работавшие техники не могли поддерживать в строю больше 250—300 машин. Некоторые из самолетов в течение года ремонтировались по три, а иногда и по пять раз. Разумеется, боевая работа на таких самолетах была весьма опасной. Хуже всего работала винтомоторная группа. В воздухе взрывались бензобаки; при быстром скольжении в моторе возникал пожар, порой разваливался винт, во время взлета мотор переставал работать и т. д. Так же ненадежны были и крылья. Можно привести немало случаев, когда крылья отваливались в полете и фюзеляж с летчиками разбивался вдребезги. Самолеты очень легко срывались в штопор, из которого вывести их было почти невозможно.

Летчики окрестили свои боевые машины «воздушными гробами» и хранили сокровенную мечту полетать на новейших по тем временам английских и французских самолетах, которыми интервенты щедро снабжали белогвардейцев. Не было границ радости наших летчиков, когда в часть прибывали трофейные, захваченные у врага самолеты. Моторы «Бенц», «Мерседес», «Пума», «Либерти», самолеты «Де-Хевалянд», «Снайп» казались тогда чудом авиационной техники.

Одинаково мастерски используя и свои «воздушные гробы» и новейшие трофейные самолеты, наши летчики смело вступали в бой и выходили победителями.

Первый русский четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Эскадрилья таких самолетов принимала участие в операциях против полчищ генерала Мамонтова.
Первый русский четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Эскадрилья таких самолетов принимала участие в операциях против полчищ генерала Мамонтова.

*

Летчики дореволюционной России были преимущественно представителями привилегированных слоев общества. После революции многие из них перешли на сторону белогвардейцев. Даже среди тех летчиков, которые остались в наших частях, были политически ненадежные. Бывали даже такие случаи, когда бывшие офицеры перелетали на наших самолетах к белогвардейцам.

Разумеется, полагаться на такие кадры нельзя было. Необходимо было воспитать и подготовить новые кадры летчиков из людей, преданных революции. В 1918 г. в республике было четыре школы по подготовке красных летчиков: в Москве, Казани, Гатчине и Севастополе. Первостепенное значение имела московская школа, готовившая для фронта наибольшее количество летчиков.

Московская школа учила своих питомцев летному делу на устаревшем самолете «Вуазен» с мотором в 130 л. с. системы «Сальмсон». Самолет имел четыре колеса и был в шутку прозван «французской телегой». «Вуазен» обладал толкающим винтом. Мотор машины находился за спиной летчика. Учебной группе часто приходилось работать на этом самолете до шести часов в день, причем в такие дни самолет производил более сотни посадок.

Эта диковинная машина сохранена и сейчас находится в Московском аэрохимическом музее.

Враги отлично понимали, какое значение призвана сыграть школа летчиков в гражданской войне, и принимали все меры, чтобы взорвать школу изнутри. По заданию польской разведки, в школе была создана группа диверсантов. Враги подпиливали стяжки и тросы самолетов, портили моторы. Летом 1918 г. у самолета «Ньюпор-21» оторвалось в воздухе крыло. Летчики Никольский и Бирко погибли. Вывернулось в полете крыло у другого самолета во время выполнения фигуры высшего пилотажа. Летчик упал на провода низкого напряжения, сломал себе ногу, но остался жив. Диверсанты были выловлены лишь в 1925 г.

Из кого же вербовались кадры наших летчиков?

— Я крестьянин-бедняк, — говорит бывший летчик гражданской войны т. И. Ф. Петров, — служил матросом на Волге. В царскую армию пошел по мобилизации. Наш полк целиком перешел на сторону красных. Летчиком стал по призванию. До сдачи экзамена на летчика у меня было налетано всего 4 часа 17 минут. Сам экзамен был прост: следовало набрать высоту в 1500 метров и пройти 10 минут по прямой. Задание это я выполнил хорошо и через четыре дня уехал на фронт — бороться против Врангеля. Мне дали гидросамолет «М-9». Максимальная скорость этого красавца — 115 километров в час. Мой самолет был использован для защиты города Очакова от бомбардировки с врангелевского корабля «Слава». Я укреплял на портативных бомбодержателях четыре бомбы по 16 килограммов, брал прямо к себе в кабину побольше осколочных бомб и вылетал бомбить противника. Прицелом служили два гвоздя, вбитых в борт моего самолета...

Таких, как И. Ф. Петров, были сотни. Вчера еще крестьяне, рабочие или солдаты царской армии, они безоговорочно становятся бойцами молодой социалистической республики. Без страха и сомнения они берутся за новую для них боевую отрасль, — пожалуй, самую опасную из всех других. Машины истерзаны. Теория проходится наспех. Но время не ждет. И с беззаветностью людей, до конца преданных новой, социалистической родине, люди-герои отправляются на фронт и творят чудеса.

Польский самолет, взятый в плен нашими летчиками на польском фронте в 1920 г. Красные летчики заставили польского пилота снизиться на территории советских войск.
Польский самолет, взятый в плен нашими летчиками на польском фронте в 1920 г. Красные летчики заставили польского пилота снизиться на территории советских войск.

*

Большое внимание уделяли Красному воздушному флоту товарищи Ленин и Сталин.

В начале 1918 г. белое казачество Урала окружило и отрезало от остальных пунктов Советской России город Уральск. В городе остался гарнизон красных войск, которому было приказано использовать все возможности, но города не сдавать. Исключительную роль в сохранении Уральска сыграли красные летчики. Они снабжали защитников осажденного города оружием, боеприпасами, продуктами питания, запасными частями к броневику, шифром для связи. Самолеты производили разведку и неоднократно перебрасывали в Уральск представителей красного командования.

Владимир Ильич Ленин, внимательно следивший за развитием событий, связанных с осадой Уральска, прислал героическим защитникам города радиограмму: «Прошу передать уральским товарищам мой горячий привет, героям пятидесятидневной обороны осажденного Уральска, просьбу не падать духом, продержаться еще немного недель, геройское дело защиты Уральска увенчается успехом. Председатель Совета Обороны Ленин».

Радиограмма Владимира Ильича оказала огромное моральное действие. Уральцы мобилизовали все свои силы и продержались еще месяц. Красные летчики провели за это время ряд исключительно опасных рейсов, совершая иногда даже посадки на вражеской территории.

Владимир Ильич повседневно заботился о росте нашей авиации. Он интересовался нуждами и запросами красных летчиков, старался улучшить их материально-бытовое положение. Когда английские интервенты высадили свой десант на севере и, сколотив крепкий авиационный отряд, пытались двинуть его в глубь нашей территории, Ильич лично дал указания о переброске на север красных авиационных частей.

Наряду с этим Ильич принимал все меры, чтобы наиболее грозное боевое оружие — авиацию — враг не использовал для своих преступных целей. В дни подписания Брестского мира враг народа, фашистский бандит Троцкий отдал распоряжение о посылке в Берлин звена самолетов для разбрасывания листовок. Это явно провокационное мероприятие было рассчитано на срыв переговоров в Бресте. Владимир Ильич, узнав об этом распоряжении Троцкого, немедленно отменил его.

Снимок из времен гражданской войны. Самолет «Вуазен» возвращается с разведки.
Снимок из времен гражданской войны. Самолет «Вуазен» возвращается с разведки.

*

Силы Красного воздушного флота росли с каждым месяцем гражданской войны.

Исключительную роль сыграли красные летчики в борьбе за Казань. Так же искусно и оперативно они действовали на Крымском полуострове против полчищ Врангеля. Здесь борьба в воздухе была особенно упорной, так как в авиационных отрядах Врангеля работали наиболее, квалифицированные летчики дореволюционной армии. 10% всех врангелевских летчиков были генералы и 20% — полковники. Большую, очень кропотливую разведывательную работу летчики вели также в памятные дни обороны Царицына.

Красные боевые летчики били врага на всех фронтах, и неоценима та помощь, которую они оказывали нашей пехоте и коннице в самые тяжелые и грозные дни гражданских боев.

1919 год. Кавалерийские части Мамонтова прорвали фронт наших войск и двинулись на Москву. Казалось, вопрос о взятии столицы был решен. Белогвардейские газеты всех оттенков спешили сообщить своим читателям, как будет обставлено вступление «православных войск» в Москву. В эти памятные дни из Нижнего Новгорода и Москвы в район боевых действий были посланы авиационные части. Красные самолеты сковывали движение неприятельской конницы. Заставив кавалерию генерала Мамонтова покинуть главные магистрали, летчики совместно с частями Красной армии замедлили продвижение конницы до 25 км в день. Тем самым они уничтожили главную опасность этого налета — его стремительность.

Стараясь выместить злобу за неудачи на фронте на местном населении, белогвардейцы развивали безудержный террор. В частности, в районе Задонска были арестованы все коммунисты и советские работники. Белогвардейцы приговорили всех заключенных к расстрелу. Смертников под усиленной охраной повезли расстреливать на опушку леса. И вот, когда судьба этих людей казалась решенной, над дорогой, по которой везли смертников, появился самолет. Улучив удобную минуту, самолет резко снизился и ударил по белогвардейскому конвою из пулемета. Среди белогвардейцев поднялась паника. Оставив арестованных, они бросились врассыпную. Самолет стал преследовать белогвардейцев, не давая им возможности опомниться. В это время кучка приговоренных к смерти людей прорвалась к красным.

Этот подвиг был совершен одним из выдающихся боевых красных летчиков т. Сатуниным, который одним из первых стал в ряды молодых авиаторов советской республики.

Через несколько дней после этого эпизода в районе Задонска вспыхнуло кулацкое восстание. Вместе с группой мотористов и летчиков т. Сатунин выехал на автомашине в район восстания. Автомашина с летчиками была захвачена. Узнав, что среди летчиков находится человек, спасший недавно смертников, кулаки решили тут же его казнить. Над летчиками была учинена расправа, равной которой по жестокости не знала ни одна война. Они были буквально растерзаны на части.

Особенно ожесточенной и захватывающей была борьба наших летчиков на польском фронте.

Против устаревших самолетов, на которых летали красные летчики, поляки выставили новейшие машины — системы «СВА» и «Эльфауге». Благодаря исключительному летному мастерству и тактическому искусству наши летчики одержали над ними несколько выдающихся побед. На одном лишь участке Борисов—Бобруйск наши летчики за один месяц сбили пять самолетов противника и четырех принудили снизиться на нашей территории.

Участники гражданской войны любят и по сей день вспоминать мастерские полеты первого летчика-краснознаменца т. Сапожникова. Этот молодой светлолицый парень, в черной косоворотке, в кепке, откинутой на затылок, был грозой для белых летчиков.

В 1920 г. во время операции на польском фронте противник всячески избегал встречи с нашими летчиками. Чтобы заставить поляков принять бой, наши летчики вынуждены были прибегать к хитрости. В частности, группа летчиков решила написать полякам письмо в стиле известного письма запорожцев турецкому султану. Безжалостно высмеяв трусость польских летчиков, авторы письма вызвали их на поединок. Письмо подписал «секретарь красных орлов красвоенлет Сапожников». В этот же день т. Сапожников сбросил письмо над польским аэродромом.

На следующий день на нашем аэродроме заметили приближение трех новейших польских двухместных машин марки «Эльфауге». Тов. Сапожников, не ожидавший такой прыти от поляков, вскочил в свой самолет, едва успев натянуть один сапог. Другая его нога так и осталась обутой в тапочку. Неподалеку от аэродрома разгорелся ожесточенный воздушный бой. Один советский летчик бился против трех польских машин, в которых находилось шесть человек. Два самолета Сапожников сбил, третий обратил в бегство.

Это — один из множества эпизодов, показывающих беззаветную храбрость Сапожникова в его схватках с белополяками. Герой-летчик погиб трагически. В июле 1920 г. во время взлета над самым аэродромом прекратил работу мотор. Летчик разбился насмерть. О храбрости Сапожникова, о его летном искусстве долго еще ходили целые легенды, складывались песни и стихи.

Остатки польского самолета «Эльфауге», сбитого в воздушном бою красным боевым летчиком Сапожниковым в 1920 г.
Остатки польского самолета «Эльфауге», сбитого в воздушном бою красным боевым летчиком Сапожниковым в 1920 г.

*

Закончив боевую работу на фронтах, летчики, техники и мотористы гражданской войны с воодушевлением принялись за создание новейшей авиационной техники, за воспитание нового поколения мастеров и героев воздуха.

Эта задача решена блестяще. Молодому поколению красных летчиков в будущих боях с врагом не придется летать на «воздушных гробах». В их руках — новейшие мощные самолеты и моторы. И вместе с прекрасными самолетами молодые летчики получили от своих старших товарищей по работе высокое летное мастерство и славные боевые традиции. Они научились от них не бояться никаких трудностей и всегда выходить победителями.

Когда-то воспитанник московской школы летчиков, участник гражданской войны, ныне Герой Советского Союза М. М. Громов, установивший мировой рекорд дальности, был учителем Героя Советского Союза В. П. Чкалова, совершившего беспримерный трансарктический перелет в Америку. В свою очередь Чкалов обучил летному делу Героя Советского Союза т. Головина, одного из завоевателей Северного полюса.

Три поколения героев! Разве этот замечательный пример не показывает, как могучи и неисчислимы кадры советских летчиков, готовых в любую минуту уничтожить и разгромить врагов первого в мире социалистического отечества, так же как громили белогвардейцев и интервентов незабываемые летчики-герои гражданской войны.

Молодое поколение наших летчиков показывает замечательные образцы воздушного мастерства, героизма и преданности своей родине. Беспримерный скоростной перелет Коккинаки и Бряндинского по маршруту Москва—район Владивостока, международный женский рекорд дальности полета по замкнутому кругу, установленный нашими молодыми летчицами Осипенко, Ломако, Расковой, — все это лишь отдельные примеры необычайного роста советской авиации и ее людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.