Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

13 июня 2023

Звук на пластмассе | ТМ 1938-05

Инж. Б. ХАЛТУРИН и М. АНЧУГОВ

Это — завод граммофонных пластинок.

Из чего же, из какого материала делают граммофонные пластинки? Пластическая масса, в которую входят наполнители, связующие вещества и красители, — вот материал для пластинок.

Из далекой Индии идет шеллак — желтовато-оранжевая смола, которая образуется на ветвях тропических растений от укуса оплодотворенной самки червеца. Шеллак — это наполнитель, который придает пластинке твердость, способную оказать сопротивление нажиму иголки. Сейчас Центральная научно-исследовательская лаборатория пластмасс разрешает вопрос о замене шеллака искусственной смолой отечественного производства. Вторым хорошим наполнителем, увеличивающим крепость пластинки, является шифер. Это плотный слоистый минерал с несколько блестящей поверхностью.

Облагороженный пек, продукт перегонки нефти, — вот связующее вещество пластмассы.

Костяной уголь — остаток, получающийся при прокаливании без доступа воздуха очищенных животных костей, — придает пластмассе способность поглощать влагу.

Последней составной частью материала пластинок, придающей массе черный цвет, является сажа. Она получается от сжигания нефти, мазута или газа метана при неполном доступе воздуха. В состав массы входят также переработанные бракованные пластинки.

*

Шеллак, костяной уголь, пек и шифер поступают на завод в виде кусков.

Шифер на заводе сортируют и промывают водой. После просушки теплым воздухом его загружают в дробилку системы «Блек» для грубого дробления, а затем в дробилку системы «Джефри» для дробления на мелкие частицы размером до 10 мм. Размолотый шифер передается силой воздушного течения через трубы — нории — в барабанную сушилку, а затем в бункер.

Костяной уголь из мешков, в которых он поступает на завод, засыпается в приемный бункер, а потом через шнек — особый вид конвейера — в молотковую дробилку. Дробленый костяной уголь, так же, как и шифер, через нории подается в барабанную сушилку и после просушки идет в другой бункер.

Сажа, которая поступает на завод в виде порошка, загружается в сушильные шкафы и сушилки с разреженным воздухом — вакуум-сушилки. Затем просушенная сажа протирается на контрольном сите и подается в бункер. Из бункера она через нории подается на магнитный барабан для отделения металлических частиц. Окончательная очистка сажи производится на американском бурате, после чего она передается в бункер.

Пластинки-брак сортируются, дробятся, и их размельченные частицы посредством норий и шнеков передаются в бункер.

Каждый из этих четырех материалов — шифер, костяной уголь, сажа и бракованные пластинки — из бункера через дозировочный фидер, который отмеривает определенные дозы, поступает на трехкамерную шаровую мельницу. Там все материалы перемалываются, и получается так называемая «первая смесь». Для окончательной очистки от металлических примесей первая смесь проходит через магнитный барабан, а затем по шнекам и нориям идет в бункер.

Параллельно первой смеси идет обработка второй, в которую входят шеллак и пек. Шеллак из мешков прежде всего загружается в приемный бункер. Из бункера он подается в молотковую дробилку «Джефри» и после размола через нории и шнеки направляется на «россев» для просеивания. Просеянная мука шеллака направляется в бункер, а недомол дополнительно обрабатывается на дезинтеграторе (машина для измельчения и перемешивания не особенно твердых материалов) и поступает вторично на «россев».

Поступающий на завод пек проходит процесс облагораживания в пековарке, где он плавится. Остывшие куски пека дробятся, после чего его мука через нории и шнеки передается на центрофугал для просеивания. Просеянная мука пека поступает в бункер, а недомол дробится вторично и после этого идет на просев. Шеллак и пек, смешанные в определенных пропорциях, проходят очистку на магнитном барабане и затем через нории и шнеки подаются в бункер.

Первая и вторая смеси развешиваются автоматически на электровесах и при помощи реверсионного шнека подаются в смеситель. Затем в смеситель загружается мука из бракованных пластинок, и все это перемешивается в течение 30 минут.

После окончательного перемешивания получается третья, последняя смесь, которая через промежуточный бункер по шнеку идет в центрофугал, где и просеивается. Из центрофугала смесь выгружается в железные ящики и подается на вальцы. На этих вальцах производится варка массы для граммофонных пластинок. В горячем состоянии подается однородная черная масса на каландр, который прокатывает ее между валами и придает гладкую ровную поверхность. После прокатки получаются листы толщиной в 2—3 мм. Установленные на каландрах дисковые ножи делают на листах прямоугольные надрезы, затем по линии надрезов листы разламываются, образуя прямоугольные таблетки, из которых в дальнейшем прессуют пластинки.

Неотъемлемой частью пластинки является этикетка, на которой написано, что именно запечатлено на пластинке.

Печатание этикеток производится на типографских машинах, установленных в этом же здании. Там же изготовляются конверты и коробки для пластинок.

Готовые этикетки в пачках направляются на прессовку пластинок.

*

На этот же завод прибывают с фабрики звукозаписи восковые диски — на них записаны музыка, пение, речь. Здесь после очистки диска от загрязнений на него наносят электролитическим способом золотую пленку. На золотой пленке осаждается медный, более прочный рабочий слой.

Медный оригинал снимается с воскового диска, и в нем просверливают центровое отверстие. С этого металлического оригинала электролитическим путем многократно копируют записанный на нем звук. Этот процесс называется получением гальванок. Для того чтобы получить гальванки хорошего качества, нужно очистить оригинал от жировых пятен, нанести на него оксидную (защитную) пленку; затем на оригинал электролитическим путем наносится никелевый слой толщиной от 18 до 20 микрон, а поверх него медный.

После того как отделяют оригиналы от гальванок, годные оригиналы идут снова в производство для получения гальванок, а снятая гальванка подвергается механической обработке, для того чтобы ее можно было уложить в круглую прессформу. Лицевую часть гальванки хромируют для повышения твердости, а ее оборотную сторону шлифуют.

Прессформа состоит из двух половинок, на каждой из которых крепятся две различные гальванки. Это делают для того, чтобы граммофонная пластинка имела с двух сторон две разные звуковые записи. Прессовка пластинок производится на гидравлическом прессе. Для этого на нижнюю часть прессформы, на гальванку, строго по центру закладывают этикетку лицевой стороной книзу, затем берут разогретую таблетку, делают в центре отверстие и накладывают на этикетку. Поверх таблетки кладут вторую этикетку лицевой стороной кверху, накрывают верхней частью прессформы со второй гальванкой и закатывают собранную таким образом прессформу в пресс. При этом включается автоматическое устройство пресса.

Поршень поднимает прессформу к верхней подушке пресса. Масса, находящаяся внутри горячей прессформы, растекается и заполняет все бороздки на верхней и нижней гальванках. Через некоторое время включается охлаждение прессформы, и масса затвердевает, принимая форму пластинки с нанесенными на нее бороздками и впрессованными этикетками. Затем поршень автоматически опускается, освобождая форму. Прессовщик выкатывает прессформу, открывает ее, вынимает пластинку и кладет в ящик, предварительно переложив бумагой.

1-дробилка «Блек». 2-молотковая дробилка «Джефри». 3-сушильный шкаф. 4-шаровая мельница. 5-центрофугал. 6-питатель. 7-бункеры. 8-смеситель. 9-дезинтегратор. 10-сушильный барабан. 11-электоовесы. 12-«россев». 13-американский бураг. 14-магнитный барабан. 15-нории и шнеки для транспортировки смеси. 16-вальцевание смеси на вальцах. 17-изготовление таблетки на каландре. 18-электролитический способ получения гальванок. 19-браковка гальванок. 20-печатание этикеток на машине. 21-резка бумаги и картона на вырубном прессе. 22-сшивка коробок для пластинок на машине. 23-клейка конвертов. 24-спуск коробок я конвертов. 25-изготовление пластинок на гидравлическом прессе. 26-браковка пластинок по внешнему виду. 27-браковка пластинок по звуку. 28-шлифовка борта пластинки. 29-приемка конвертов и коробок. 30-вторичный просмотр пластинок после шлифовки. 31-укладка пластинок в коробки. 32-упаковка коробок с пластинками в ящики.

*

Для определения качества пластинок производится просмотр и прослушивание их. Специальный контролер периодически прослушивает пробную пластинку на патефоне в специальной кабине. Если пластинка оказывается плохой, то гальванку, дающую этот оттиск, снимают и заменяют другой.

После окончательного просмотра пластинки вставляют в конверты и укладывают в коробки. Аккуратно упакованные коробки с пластинками развозятся по всему Советскому Союзу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.