Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 июня 2023

Взрыв под водой | 1938-05

Инж. З. МУРИН

Немало кораблей потопило в империалистическую войну 1914—1918 гг. такое грозное наступательное оружие, как направленный подводный взрыв. В февральском номере нашего журнала мы подробно рассказали о том, как три закованных в броню гиганта были потоплены маленькой подводной лодкой на протяжении всего лишь одного часа.

С не меньшим успехом в империалистическую войну применялся и ненаправленный подводный взрыв при помощи оружия, подстерегающего врага, — мины.

Так, например, 16 ноября 1916 г. командир отряда новых германских миноносцев получил задание обстрелять Балтийский порт. Семь быстрых и грозных судов вынеслись на просторы Балтики, держа курс в Финский залив. Долго ждали в германском порту возвращения миноносцев, но... так и не дождались. У русских берегов последовало семь взрывов, и семь высоких водяных столбов скрыли под своими мощными струями семь германских миноносцев. Они наскочили на русские минные заграждения — подводные частоколы, составленные из больших шарообразных снарядов, начиненных взрывчатым веществом. Флот царской России, более слабый, чем германский, защитил русские берега у Рижского и Финского заливов огромным количеством мин, от которых погибло немало неприятельских кораблей.

В начале империалистической войны мина применялась в качестве оборонительного средства слабого против сильного. Поэтому у русских и немцев техника использования минного оружия оказалась на большой высоте. И наоборот, у англичан, французов, американцев мина сначала не пользовалась достаточным вниманием. Но когда германские подводные лодки неожиданно оказались грозным наступательным средством морской войны, когда они появились на важнейших стратегических и торговых путях и у самых баз английского и французского флотов, тогда союзникам пришлось усилить свою минную защиту и даже позаимствовать у отсталой в других отношениях царской России технику этого дела.

Мина сделалась одним из важнейших средств борьбы с подводными лодками. Цепи мин, минные поля и заграждения появились в узких стратегических водных проходах. Мины защищали берега. Неверный или неосторожный маневр неприятельского корабля, и... мощный удар, разрывая воду и воздух, обрушивался на подводную часть судна. В образовавшуюся пробоину устремлялась огромная масса воды. Так, например, через пробоину в 1 кв. м на глубине. 6 м в 1 секунду протекает 10,85 т воды. А площадь пробоины от взрыва мины обычно достигает нескольких десятков квадратных метров! Поэтому через некоторое время после взрыва мины корабль идет ко дну.

Вот цифры, которые рисуют степень участия минного оружия в морских боях империалистической войны: от огня артиллерии погибло 74 боевых судна, от действия мин — 132.

*

Как устроена мина?

В шаровую или грушевидную оболочку заключена зарядная камера со взрывчатым веществом. При этом в оболочке остаются пустоты, благодаря которым она может держаться на поверхности воды. Но мина должна быть невидимой, поэтому ее привязывают стальным канатом к грузу — якорю. Вместе с грузом мина падает на дно; затем оболочка с зарядом всплывает кверху и останавливается на заданной глубине, в зависимости от длины стального каната. Такая мина называется «якорной» и является наиболее распространенным видом этого оружия.

Специальные, иногда очень простые механизмы обеспечивают взрыв мины либо при непосредственном соприкосновении с проходящим кораблем, либо даже на близком от него расстоянии.

Кроме якорных мин, существуют еще плавающие мины, разбрасываемые на предполагаемом пути неприятельских кораблей; донные мины, которые всплывает и взрываются в то время, когда корабль проходит над ними; станционные мины, которые соединены проводами с береговой электростанцией; и в тот момент, когда неприятельский корабль проходит по минированному участку, на станции включают ток, и мины взрываются, разрушая судно.

Станционные мины соединены проводами с береговой электростанцией. Когда неприятельский корабль проходит по минированному участку, на станции включают ток, и мина взрывается, разрушая судно.

*

Само движущаяся мина-торпеда была построена впервые в 1870 г. англичанином Уайтхедом. Она представляла собой сигаровидную маленькую подводную лодку без экипажа, длиной в 3,5 м, диаметром (в наибольшем сечении) в полметра. В ее передней части заключался заряд пироксилина весом в 35 кг. Мина приводилась в движение собственным двигателем и шла со скоростью 8 узлов (14,8 км в час). Это оружие получило название «торпеда» — по аналогии с морским хищником «торпедо» (электрическим скатом), который убивает свою добычу внезапным ударом электрического разряда.

*

Торпеда империалистической войны далеко опередила первое детище Уайтхеда. Значительно увеличился заряд, скорость возросла до 40 узлов (74 км в час), дальноходность — до 17 км.

Современная торпеда представляет собой стальное веретенообразное тело. Длина ее иногда достигает 10 м, а диаметр 0,6 м. Корпус торпеды состоит из трех главных частей. Головная часть — боевое зарядное отделение — содержит заряд взрывчатого вещества. Впереди зарядного отделения находится ударник, боек которого при ударе о мишень зажигает небольшое количество гремучей ртути. Пламя ртути с помощью взрывчатого капсюля и вспомогательного зажигательного заряда — детонатора — взрывает основной заряд торпеды. На случай косого попадания в мишень ударник снабжен спереди снаряда четырьмя расходящимися в разные стороны шпорами (усами), которые уменьшают возможность проскальзывания торпеды вдоль борта корабля.

За головной частью торпеды следует наиболее длинная часть ее корпуса — резервуар, в котором находится необходимый для работы двигателя и приборов воздух, сжатый до 160—170 атмосфер. Как только торпеда выходит из выбросившего ее торпедного аппарата, сжатый воздух по воздухопроводам и регуляторам давления поступает в подогревательный аппарат. Здесь воздух нагревается, а потому расширяется, и давление его увеличивается. Из подогревателя он попадает в газовую турбину, приводит ее во вращение и затем выходит в полую кормовую часть. Когда давление отработанного воздуха превысит давление воды, открывается специальный выходной клапан, и излишек воздуха пузырьками выходит наружу. Эти пузырьки образуют на поверхности моря след торпеды.

Вращение турбины передается на движущие винты. Их два, и вращаются они в разные стороны, поэтому торпеда не стремится повернуться вокруг своей оси, как было бы при одном винте. Она идет устойчиво, без крена в какую-либо сторону.

Разрез современной торпеды с поршневым двигателем.

Чтобы торпеда держалась во время хода на определенной, заданной глубине, она снабжена особым прибором — гидростатом. Сущность этого прибора заключается в следующем. В торпеде имеется цилиндр, на поршень которого давит вода извне. Величина этого давления зависит от того, на какую глубину погружена торпеда. Внутри цилиндра помещена пружина, выталкивающая поршень. Давление пружины можно регулировать так, чтобы поршень занимал определенное положение при заданной глубине погружения торпеды. Если во время хода торпеда отклонится вниз, давление воды увеличится, и поршень под действием пружины опустится. Если же торпеда отклонится вверх, поршень подымится. В свою очередь поршень связан с рулем глубины: при опускании или подъеме поршня руль поворачивается так, что торпеда снова возвращается на заданную глубину. Жироскопический прибор Обри автоматически поддерживает постоянным заданное направление движения торпеды.

И гидростат, и прибор Обри принадлежат к группе сложнейших приборов автоматического управления. Над их усовершенствованием работают конструкторы и в настоящее время.

Выстрел торпедой с эскадренного миноносца и линейный корабль.

Еще в 1873 г., по заказу Норвегии, судостроитель Торникрафт выпустил первый миноносец «Рапс» водоизмещением в 16 г при скорости хода в 19 узлов. Это — предок современного миноносца, тоннаж и размеры которого за 60 лет успели вырасти почти в 90 раз. Миноносец — это надводное судно, главным оружием которого является торпеда. Особенностями миноносца являются большая скорость и малый силуэт. Эти качества как бы сглаживают относительную слабость его артиллерийского вооружения. Торпедами вооружают и крупные надводные корабли, но главным образом подводные лодки и миноносцы.

Поэтому, говоря о тактике торпедной атаки, приходится рассматривать преимущественно атаку миноносцев и подводных лодок.

Если миноносец (или подводная лодка) прицелится непосредственно в корабль, то за время хода торпеды корабль успеет уйти вперед по своему направлению. Поэтому торпедой стреляют в точку, расположенную несколько впереди корабля-мишени и лежащую на линии его курса. Если соединить три точки, определяющие 1) положение миноносца, 2) положение мишени в момент стрельбы и 3) предполагаемое место встречи торпеды с мишенью, то получится «торпедный треугольник». Быстрое и правильное решение этого треугольника приводит к удачному использованию торпеды. На стреляющем судне имеются специальные приборы, с помощью которых определяется дистанция до мишени, углы «торпедного треугольника» и т. д.

Таким образом, для того чтобы достичь мишени, торпеда должна быть пущена вперед под некоторым углом \(\alpha\) (угол упреждения). Величина его зависит от соотношения скоростей мишени и торпеды.

Когда скорость торпеды была вдвое больше скорости корабля-мишени, можно было стрелять вдогонку плывущим кораблям, находясь где-то сзади.

По мере увеличения скорости мишени больше становится и угол упреждения, иначе мишень «проскочит» точку встречи с торпедой. Следовательно, миноносцу (или подводной лодке) приходится занимать позицию впереди своей мишени, и тем на большем расстоянии впереди, чем больше скорость мишени.

Обычно торпедная атака ведется целым отрядом миноносцев или даже несколькими отрядами одновременно с различных точек, с тем чтобы противник не мог ускользнуть. Эта операция требует прежде всего, чтобы миноносец обладал большой скоростью и малыми размерами, так как в противном случае его сможет поразить артиллерия противника еще до выпуска торпед.

Достаточно незаметно торпеда может быть подведена к цели подводной лодкой. Но подводная лодка обладает очень малым подводным ходом (17 узлов против 35— 40 узлов современных надводных кораблей). Поэтому на нее можно рассчитывать лишь как на судно, выслеживающее добычу, опережающее ее и занимающее хорошую позицию для боя.

Помещение для хранения торпед. Специальный механизм с помощью системы тросов вводит торпеду в трубу торпедного аппарата.

Разрез подводной лодки.

Один из наиболее важных недостатков торпеды — это след на воде от лопающихся пузырьков отработанного воздуха двигателя. Этот след часто выдает «стальную акулу» и предупреждает корабль об опасности; быстрое и правильное маневрирование помогало атакованному кораблю избежать визита непрошенной гостьи.

*

Быстроходные катера, вооруженные торпедами, лишены недостатка миноносцев — большого силуэта, и недостатка подводных лодок — медленности подводного хода. Так, например, в ночь на 10 июня 1918 г. австрийский линейный корабль «Сент-Иштван», сопровождаемый миноносцами, был взорван выпущенными с катера двумя торпедами. Катер так и остался необнаруженным.

Так была решена проблема надводного, очень быстроходного, но весьма малого судна — «торпедоносца, предназначенного для молниеносных атак.

С того времени торпедные катера значительно усовершенствовались. Легкие, но очень мощные моторы сообщили им огромную скорость, превышающую 40 узлов (74 км) в час, т. е. уравняли их в скорости с торпедами. Поэтому катер не может выпускать торпеды вперед по курсу своего хода: в момент выбрасывания торпеда не развивает еще полной скорости, и катер легко может наскочить на хвост собственного «снаряда». В то же время, катера слишком узки, чтобы можно было устанавливать торпеды перпендикулярно их оси. Эта трудность преодолевается различными способами.

На первых катерах торпеды располагались по длине катера, но обращались передней частью к корме. Заметив неприятеля и приблизившись для атаки (на 1 км), катер на полном ходу поворачивался кормой к врагу и, устремляясь обратно, выбрасывал свои торпеды в сторону противника.

Размещение вооружения на торпедном катере.

Схема действия торпедного катера.

В новейших конструкциях катеров торпеды также расположены по продольной оси катера, но обращены передней частью и ударником вперед по его ходу. Прицел осуществляется направлением катера на мишень; но торпеда сбрасывается назад, после чего катер освобождает ей путь, сворачивая в сторону. Такой способ «прицеливания» более точен, чем предыдущий.

Существует и такой способ расположения и сбрасывания торпед с катеров. Торпеды устанавливаются передней частью вперед по ходу катера и зажимаются в особых захватах, расположенных над водой на правом и левом бортах судна. Когда захваты разжимаются, торпеда падает в море, начинает работать ее двигатель, и «стальная акула» начинает свой «бег», в то время как катер поворачивает в другую сторону.

Торпедный катер с двумя торпедами, размешенными над обоими бортами в специальных захватах.

Современные торпедные катера отличаются друг от друга величиной, весом, вооружением. Так, например, итальянцы располагают катерами водоизмещением в 30 т; они снабжены четырьмя торпедными аппаратами и вспомогательным вооружением в виде пулемета и 76-миллиметровой пушки. Мощность моторов одного катера — 1600 л. с. при скорости в 33 узла. У итальянцев же имеются более легкие и быстроходные катера (водоизмещением в 13 т), вооруженные двумя торпедами и двумя пулеметами. Мощность моторов этих катеров — 1500 л. с. при скорости, превышающей 40 узлов. Англия располагает катерами водоизмещением в 15 т, длиной 18 м. Скорость их достигает 40—45 узлов; они вооружены двумя торпедами и двумя пулеметами. Германия, начавшая с постройки в 1931 г. катеров водоизмещением в 35 т, пошла дальше по пути увеличения тоннажа. В последних конструкциях германских катеров тоннаж доведен до 70 т. Такое увеличение тоннажа свидетельствует о намерении использовать катера далеко от своих баз. Во Франции начали с небольших катеров, водоизмещением в 5—6 т. Сейчас тоннаж французских катеров доходит до 19 т, длина до 19 м, мощность моторов до 2 тыс. л. с. Такие катера развивают скорость свыше 45 узлов; один из них достиг даже 55 узлов (101,86 км в час).

*

В конце мировой войны торпеда получила еще один способ применения — ее сбрасывали в море с самолета. Тактика самолетов-торпедоносцев заключается в том, чтобы обнаружить противника, находясь на достаточно большой высоте, и снизиться лишь в момент начала атаки. При этом самолет, идя над водой не ниже, чем на 10-метровой высоте «бреющим полетом», выпускает торпеду в цель. На такой высоте неприятельские истребители не могут атаковать его снизу, да и падающая с 10-метровой высоты торпеда не может быть повреждена при ударе о воду.

Торпедоносец может выбрать один из двух курсов атаки: параллельный курс противника или перпендикулярный ему. При параллельной атаке прибор, управляющий направлением хода торпеды, устанавливается так, что после пуска торпеда поворачивается на 90°, и под прямым углом идет на мишень. При перпендикулярной атаке торпеда своего курса не меняет.

Торпедная атака с самолета. Звено самолетов снижается для сбрасывания торпед. Схема ведения атаки показана слева на рисунке.

Самолет-торпедоносец должен обладать отличной маневренностью. Подлетая к цели, торпедоносцы неизбежно окажутся под обстрелом артиллерии атакуемого корабля. В этом обстреле примут участие как зенитные орудия, так и орудия для стрельбы по морским объектам, ибо самолет в это время очень сильно снизится. Попавшие в воду снаряды поднимут целые столбы воды, и, если эти вертикальные столбы ударят в самолет, они выведут его из равновесия.

Схема дневной торпедной атаки корабля противника отрядом миноносцев. Атака ведется с расстояния 12 тыс. м по мишени \(B\), идущей по направлению \(BR\) со скоростью \(V\). Для того чтобы торпеда не прошла вдоль борта корабля, направление ее \(PT\) должно быть перпендикулярно линии курса корабля-мишени. В свою очередь для этого должно быть правильно выбрано место выстрела (\(P,P^I\), \(P,P^{II}\)).

За последнее время техника и тактика самолета-торпедоносца значительно улучшились. Наряду со сбрасыванием торпед с очень небольшой высоты за рубежом производятся опыты высокого метания специально приспособленных для этой цели торпед. Поэтому можно предполагать, что в будущей морской войне самолет-торпедоносец будет играть весьма важную роль.

*

Какие «сюрпризы» в технике торпедного оружия можно ожидать в будущем?

Еще в мировую войну начались попытки автоматизировать катер, сделать его управляемым на расстоянии. Большие успехи, достигнутые техникой телеуправления после войны, несомненно, должны отразиться и на технике торпедного оружия. В печать время от времени проскальзывают сообщения о постройке и испытаниях высокоскоростных торпед, торпедных катеров, управляемых по радио с сопровождающего самолета. Такие катера подходят близко к атакуемому судну и автоматически выпускают торпеду. Осуществление такой идеи делает возможным управление с самолета непосредственно торпедой. Радиус действия телеуправляемого катера или торпеды значительно вырастет.

Так же очень важно сделать ход торпеды бесследным. Такая торпеда окажется еще более опасным оружием, от которого будет значительно труднее увернуться. Из появляющихся в печати сведений известно о работах над постройкой кислородно-водородной торпеды, в которой отходящие газы превращаются в воду, благодаря чему торпеда движется, не оставляя на поверхности воды следа. Очевидно, если бы удалось заменить в торпеде газовый двигатель электрическим, бесследность также была бы достигнута.

*

Фашистская интервенция в Испании, сопровождающаяся пиратскими действиями «неизвестных» подводных лодок, показала и показывает, что подводный взрыв, снова выходит на арену морского боя как грозное оружие.

13 мая 1936 г. на мину, поставленную фашистами в районе Альмерии, наскочил английский миноносец «Хантер». Газета «Известия» об этом пишет так: «Вода, заполнившая судно, составила ⅔ его водоизмещения. Корпус был фактически разрезан пополам под верхней палубой. Паровой котел, питавший энергией корабль, силой взрыва был выброшен со своего места...»

25 декабря 1936 г. испанское правительственное судно «Мангальянес» было атаковано «неизвестной» подводной лодкой, выпустившей несколько торпед. Одна из них, выброшенная на берег недалеко от Барселонского порта, оказалась итальянского производства.

Последовавшие вскоре многочисленные пиратские нападения на мирные суда в Средиземном море в большинстве случаев также заканчивались торпедной атакой.

6 марта 1938 г. торпедисты испанского правительственного флота потопили торпедой крейсер мятежников «Балеарес».

Торпедные катера, самолеты-торпедоносцы, телеуправляемые и бесследные торпеды, усовершенствованные мины — все это выдвигает подводный взрыв на одно из первых мест как оружие обороны и нападения в грядущих столкновениях на море.

Наша задача заключается в том, чтобы эти «сюрпризы» не были для нас неожиданными, чтобы советская мина и торпеда оказались послушным, точным и мощным орудием внезапного удара по любому вражескому флоту, который осмелится посягнуть на наши морские границы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.