Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

12 июня 2023

502 километра в час | ТМ 1938-05

Ю. ПЕТРОВСКИЙ

Мировые автомобильные рекорды и строительство рекордных машин имеют несомненное значение для развития автомобилестроения. Они открывают новые пути к увеличению скорости, проверяют новые технические идеи и выявляют наиболее слабые места конструкций.

 Еще 11 лет назад, в 1927 г., завод Сенбим построил автомобиль «Мистери» («Тайна»), с двумя авиационными моторами по 500 л. с. каждый. Эта «тайна» обошлась фирме в 1700 тыс. франков, зато дала возможность английскому гонщику Сигрейву побить мировой рекорд. На своей машине Сигрейв дал скорость 326 км/час.

 Тогда Кемпбелл построил «Синюю птицу» с 900-сильным мотором, незадолго до этого завоевавшим мировой авиационный рекорд скорости. На этой машине впервые появился вертикальный стабилизатор авиационного типа, ставший с тех пор неотъемлемой частью всех рекордных машин. Огромные средства, затраченные на «Синюю птицу», дали Кемпбеллу преимущество над Сигрейвом в 5 км/час.

Американцы также не жалели на борьбу ни сил, ни средств. Гонщик Рей Кич на «Триплексе» завода Уайт и гонщик Локхарт на торпедообразном «Черном ястребе» упорно состязались с англичанами. Локхарт заплатил жизнью за попытку побить мировой рекорд, зато Кичу удалось в 1928 г. превысить рекорд Кемпбелла  на... 960 м/час.

Сигрейв за три месяца построил гигантскую «Золотую стрелу» и довел на ней рекорд до 372 км/час. Вскоре после этого отважный 47-летний спортсмен погиб при попытке побить мировой рекорд скорости на воде.

Наступило затишье, и лишь один Кемпбелл  продолжал совершенствовать «Синюю птицу». Пять раз подряд бил он свои рекорды — 396, 408, 438, 445 и, наконец, дал 485 км/час.

Интересно проследить, какими путями шел Кемпбелл к этим успехам. Коренные перестройки и увеличение мощности мотора с 1450 до 2500 л. с. подняли скорость машины до 438 км/час (в 1933 г.). Следующие два года Кемпбелл не менял основных механизмов, но усиленно работал над улучшением аэродинамических качеств кузова, одновременно улучшая сцепление колес с грунтом. Это подняло рекорд до 445 км/час. Но гонщик был разочарован: он надеялся превысить 482 км/час. Оказалось, что дело не в машине и не в гонщике, а в дороге. Дейтонский пляж, где уже много лет подвизались гонщики, — лучший трек в мире — оказался недостаточно хорошим для таких сверхскоростей. Недаром еще Сигрейв в поисках новой площадки забирался даже в глубину Африки.

Новый трек Кемпбелл нашел в пустыне штата Юта. Это было дно высохшего соленого озера, покрытое слоем твердой соли. На этой превосходной плоскости знаменитый гонщик достиг 485 км/час.

Однако у Кемпбелла появился счастливый соперник — англичанин Истон, которому удалось перешагнуть за 500 км/час.

Автомобиль Истона — «Молния» — существенно отличается от своих предшественников. Раньше конструкторы стремились совместить максимальную мощность мотора с минимальным весом. В последнее же время наметились две другие точки зрения: первая — для того чтобы достигнуть большой скорости, нужна сравнительно маломощная, но аэродинамически совершенная машина; вторая точка зрения заключается в том, что для достижения максимальной скорости на небольшом участке и с разгоном вес машины не играет роли.

«Молния» служит ярким представителем второй тенденции: ее вес превосходит 7 т, а мощность двух авиационных моторов Роллс-Ройс достигает 5 тыс. л. с.

Эта машина имеет самую простую коробку скоростей и вовсе лишена дифференциала — все равно на таких скоростях повороты невозможны. Ведущие колеса — задние, двухскатные. Они делают 2600 об/мин, а моторы — 3200 об/мин. Передних осей две, с разной шириной колеи. Рулевое управление действует на обе передние оси. Диаметр шин — 112 см. Величина центробежной силы, развивающейся в них, в 4 тыс. раз превышает силу тяжести. Это значит, что каждый килограмм резины стремится оторваться от шины с силой в 4 т. Обычные шины в таких условиях, конечно, разлетелись бы в клочки. Увеличивать прочность, утолщая покрышки, нельзя — от этого увеличивается вес, а с ним и разрывающие усилия. Поэтому шины «Молнии», так же, как и ее предшественников, вовсе лишены покрышек — работают только очень тонкие и совершенно гладкие камеры. Зато и срок их службы измеряется секундами; после каждого пробега (1,6 км) все восемь шин сменяются на новые.

Интересная особенность «Молнии» — ее аэродинамические тормозы. Понятно, что остановить 7-тонную громаду, летящую со скоростью 500 км/час, — дело нелегкое. Для этого служат большие щитки, которые выдвигаются из кузова и во много раз увеличивают сопротивление воздуха. Для того чтобы машину окончательно остановить, служат обычные тормозы.

«Молния» Истона. Вид сзади. Аэродинамические тормоза раскрыты.

«Молния» Истона. Вид сбоку.

Длина «Молнии» — 10,2 м, ширина — 2,5 м, высота — около 1,3 м. Моторы ее рассчитаны на работу всего лишь в течение трех часов.

За рулем этой машины 19 ноября 1937 г. вдоль черной полосы, проведенной нефтью по блестящей соли, Истон прошел отмеренный километр в одном направлении за 7,32 секунды и в другом — за 7,01 секунды. Средняя скорость, признанная Международной ассоциацией автоклубов мировым рекордом, — 502,1 км/час.

Однако Истон обещает этим летом побить свой рекорд. За рубежом в печати появлялись утверждения, будто расчетная скорость «Молнии» — 640 км/час.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.