Ю. ПЕТРОВСКИЙ
Мировые автомобильные рекорды и
строительство рекордных машин имеют несомненное значение для развития
автомобилестроения. Они открывают новые пути к увеличению скорости, проверяют
новые технические идеи и выявляют наиболее слабые места конструкций.
Американцы также не жалели на борьбу ни сил, ни средств. Гонщик Рей Кич на «Триплексе» завода Уайт и гонщик Локхарт на торпедообразном «Черном ястребе» упорно состязались с англичанами. Локхарт заплатил жизнью за попытку побить мировой рекорд, зато Кичу удалось в 1928 г. превысить рекорд Кемпбелла на... 960 м/час.
Сигрейв за три месяца построил гигантскую
«Золотую стрелу» и довел на ней рекорд до 372 км/час. Вскоре после этого
отважный 47-летний спортсмен погиб при попытке побить мировой рекорд скорости
на воде.
Наступило затишье, и лишь один
Кемпбелл продолжал совершенствовать
«Синюю птицу». Пять раз подряд бил он свои рекорды — 396, 408, 438, 445 и,
наконец, дал 485 км/час.
Интересно проследить, какими путями шел
Кемпбелл к этим успехам. Коренные перестройки и увеличение мощности мотора с
1450 до 2500 л. с. подняли скорость машины до 438 км/час (в 1933 г.). Следующие два
года Кемпбелл не менял основных механизмов, но усиленно работал над улучшением
аэродинамических качеств кузова, одновременно улучшая сцепление колес с
грунтом. Это подняло рекорд до 445 км/час. Но гонщик был разочарован: он
надеялся превысить 482 км/час. Оказалось, что дело не в машине и не в гонщике,
а в дороге. Дейтонский пляж, где уже много лет подвизались гонщики, — лучший
трек в мире — оказался недостаточно хорошим для таких сверхскоростей. Недаром
еще Сигрейв в поисках новой площадки забирался даже в глубину Африки.
Новый трек Кемпбелл нашел в пустыне штата
Юта. Это было дно высохшего соленого озера, покрытое слоем твердой соли. На
этой превосходной плоскости знаменитый гонщик достиг 485 км/час.
Однако у Кемпбелла появился счастливый
соперник — англичанин Истон, которому удалось перешагнуть за 500 км/час.
Автомобиль Истона — «Молния» — существенно
отличается от своих предшественников. Раньше конструкторы стремились совместить
максимальную мощность мотора с минимальным весом. В последнее же время
наметились две другие точки зрения: первая — для того чтобы достигнуть большой
скорости, нужна сравнительно маломощная, но аэродинамически совершенная машина;
вторая точка зрения заключается в том, что для достижения максимальной скорости
на небольшом участке и с разгоном вес машины не играет роли.
«Молния» служит ярким представителем второй
тенденции: ее вес превосходит 7 т, а мощность двух авиационных моторов
Роллс-Ройс достигает 5 тыс. л. с.
Эта машина имеет самую простую коробку скоростей и вовсе лишена дифференциала — все равно на таких скоростях повороты невозможны. Ведущие колеса — задние, двухскатные. Они делают 2600 об/мин, а моторы — 3200 об/мин. Передних осей две, с разной шириной колеи. Рулевое управление действует на обе передние оси. Диаметр шин — 112 см. Величина центробежной силы, развивающейся в них, в 4 тыс. раз превышает силу тяжести. Это значит, что каждый килограмм резины стремится оторваться от шины с силой в 4 т. Обычные шины в таких условиях, конечно, разлетелись бы в клочки. Увеличивать прочность, утолщая покрышки, нельзя — от этого увеличивается вес, а с ним и разрывающие усилия. Поэтому шины «Молнии», так же, как и ее предшественников, вовсе лишены покрышек — работают только очень тонкие и совершенно гладкие камеры. Зато и срок их службы измеряется секундами; после каждого пробега (1,6 км) все восемь шин сменяются на новые.
Интересная особенность «Молнии» — ее аэродинамические тормозы. Понятно, что остановить 7-тонную громаду, летящую со скоростью 500 км/час, — дело нелегкое. Для этого служат большие щитки, которые выдвигаются из кузова и во много раз увеличивают сопротивление воздуха. Для того чтобы машину окончательно остановить, служат обычные тормозы.
«Молния» Истона. Вид сзади. Аэродинамические тормоза раскрыты. |
«Молния» Истона. Вид сбоку. |
Длина «Молнии» — 10,2 м, ширина — 2,5 м,
высота — около 1,3 м. Моторы ее рассчитаны на работу всего лишь в течение трех
часов.
За рулем этой машины 19 ноября 1937 г.
вдоль черной полосы, проведенной нефтью по блестящей соли, Истон прошел
отмеренный километр в одном направлении за 7,32 секунды и в другом — за 7,01
секунды. Средняя скорость, признанная Международной ассоциацией автоклубов
мировым рекордом, — 502,1 км/час.
Однако Истон обещает этим летом побить свой рекорд. За рубежом в печати появлялись утверждения, будто расчетная скорость «Молнии» — 640 км/час.
Комментариев нет:
Отправить комментарий