Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 июня 2023

Мультипликация | ТМ 1938-05

Мультипликация
Евгений ГОЛОВНЯ

Перед вами киноэкран. Гаснет свет, и вы видите, как на экране быстро вращающийся клубок рассыпается буквами, которые в беспорядке мечутся по экрану, затем собираются в отдельные слова и наконец выстраиваются в фразу. Надпись исчезает. На ее месте появляются рисованные фигурки разных зверушек и человечков, которые ходят, прыгают, совершают множество забавных вещей, говорят и даже поют.

Такие кинокартины, в которых действуют оживленные рисунки, а натуральная природа заменена рисованным пейзажем, получили название «мультипликационных фильмов» от французского слова «Multiplication» — умножение. Происходит это название потому, что для такого фильма нужно нарисовать множество

изображений одной и той же фигурки в разных позах, чтобы сообщить ей требуемое движение. Так, например, для того чтобы заставить рисованного человечка совершить всего только полуминутную прогулку по экрану, требуется нарисовать его в различных позах более семисот раз!

Пройдемся по цехам кинофабрики и посмотрим, как создаются эти всеми любимые забавные фильмы, как достигается совпадение музыки и действия, как удается согласовать движения различных фигурок, которые разыгрывают на экране подчас довольно сложные и занятные сценки.

Отправной точкой всякого фильма, в том числе и мультипликационного, служит сценарий. Однако мультипликационный фильм имеет свои характерные черты, поэтому и его сценарий принимает несколько иную форму, чем сценарий обычного фильма.

Мультипликационные фильмы, как правило, должны быть краткими. В то время как обычный игровой фильм имеет длину до 2400 м и на его просмотр требуется 1½—2 часа, мультипликационный фильм занимает всего 300 м и рассчитан только на 10—15 минут. Небольшой метраж фильма затрудняет сложное развитие сюжета и фабулы, поэтому мультипликационный сценарий походит на маленький анекдот, но с обязательным сохранением драматургического сюжета. Его характерными чертами являются краткость, ясность, четкость и, главное, динамичность. Вот почему темой сценария являются обычно новеллы, сказки, басни и т. д.

Готовый сценарий поступает в производство. Теперь им займутся композитор и режиссер. Прежде чем они вплотную займутся своим творчеством, сценарий попадает в музыкальный отдел мультипликационной мастерской, где производится большая подготовительная работа. Все передвижения и действия в мультипликационном фильме должны точно совпадать с звуковым сопровождением, поэтому музыкальный отдел прежде всего определяет и согласовывает с режиссером длительность и темпы отдельных музыкальных кусков. В мультипликационном фильме, в отличие от обычного, звуковое содержание часто становится решающим элементом при определении метража той или иной сценки: музыкальный отрывок или песенка определяет собой продолжительность сценки, а режиссер-художник «подгоняет» к темпу музыки изобразительную часть.

После того как музыкальный отдел наметит основное содержание и характер будущего звукового сопровождения, композитор приступает к сочинению музыки, а художник-режиссер начинает разрабатывать изобразительную сторону фильма. Он продумывает характер будущих действующих лиц, намечает общий графический стиль, набрасывает в эскизах типаж своих «героев», их костюмы, обстановку места действия и т. д.

Художник-режиссер не сразу находит своих «героев». Найденный типаж будет потом повторен на сотнях рисунков. Контурами для удобства показаны основные пропорции рисованного «героя».
Художник-режиссер не сразу находит своих «героев». Найденный типаж будет потом повторен на сотнях рисунков. Контурами для удобства показаны основные пропорции рисованного «героя».

Когда музыкальное произведение готово, композитор приносит клавир (своего рода музыкальный сценарий) и исполняет его на рояле в присутствии режиссера. При этом композитор указывает в клавире не только счет и темп каждого музыкального отрывка, как это делается в обычных нотах, но и темп музыки по метроному, т. е. продолжительность музыкальных отрывков в секундах и минутах.

Только после этого режиссер разбивает литературный сценарий на отдельные эпизоды и сцены, т. е. превращает его в рабочий производственный сценарий, в котором намечен метраж каждой сцены.

Параллельно с этим старший художник окончательно разрабатывает в рисунке типаж «героев» будущего фильма и делает эскизы всех эпизодов сценария. На этой стадии развивается основная творческая работа режиссерской группы. Режиссеры и художники продумывают каждую сцену и схематически изображают начальное и конечное положения всех персонажей в этой сцене. Одновременно делаются основные рисунки движений.

В этой же стадии намечается и текст (голос) будущей картины. Для этого режиссер подбирает актеров и репетирует с ними всю «говорящую» часть фильма. В данном случае речь идет об актерах, которых будущий зритель не увидит на экране, он услышит только их голоса, спетые ими песенки или произнесенные слова, которые будут «вложены в уста» рисованных человечков и зверьков.

После того как текстовая часть фильма будет достаточно прорепетирована с артистами, можно приступить к записи на пленку всего звукового оформления.

При съемке мультипликационных фильмов, как правило, применяется «персинхронизация», т. е. предварительное озвучание, в отличие от некоторых обычных фильмов, которые снимаются методом «тонировки» (последующего озвучания). Таким образом, еще задолго до того, как рисованные человечки будут сняты киноаппаратом, их разговор, песенки и вся музыка, сопровождающая их действия, будут записаны на пленку.

Казалось бы, для предварительного озвучания мультипликационного фильма достаточно записать музыку, разговор и голоса актеров. Однако на практике нельзя этим ограничиться, и часто приходится не только записывать игру музыкантов и разговор артистов, но и снимать некоторые сцены методом синхронной съемки, т. е. записывая звук и снимая движения одновременно.

Для чего же снимаются эти изображения, которые никогда не будут показаны зрителю на экране?

Они нужны только для того, чтобы как можно точнее подогнать в будущем мультипликационном фильме звук и движение. Для этой же цели применяется и метод предварительного озвучания. Дело в том, что музыка в исполнении, особенно в пении, редко согласуется с нотами. Поэтому нельзя точно рассчитать движение рта и жестикуляцию мультипликационных «героев», руководствуясь только нотами; малейшее ускорение или замедление ритма во время пения, танца и т. д. может вызвать грубое расхождение между звуком и изображением в будущем фильме.

Предположим, что рисованные человечки будут исполнять в будущем фильме какой-нибудь танец под мотив популярной песенки. Прежде всего артисты, которые должны озвучить эту часть фильма, исполняют эту песенку и танец перед киноаппаратом. Действие и звук снимаются одновременно. Затем полученную фонограмму «расшифровывают». Для этого фильм с изображением и звуком пропускают через мувиолу — своего рода монтажный стол для просмотра кусков фильма в процессе работы. Мувиола позволяет одновременно получать изображение и звук. При этом расшифровщик определяет, на какие кадры приходятся ударения, музыкальные акценты и другие звуковые эффекты. Эта задача облегчается еще тем, что в тех местах, где слышится слог, число вибраций на фонограмме сильно увеличивается, одновременно заметно изменяется и положение губ артиста. С помощью мувиолы музыкант-расшифровщик находит и отмечает эти кадры. Затем он записывает исполняемый текст побуквенно на экспозиционные листы, сопровождая каждую букву номером из «таблицы положений рта».

Музыкальная фраза из клавира с помеченными на ней ударениями и нумерацией кадров.
Музыкальная фраза из клавира с помеченными на ней ударениями и нумерацией кадров.

Таблица положения рта. Этой стандартной таблицей пользуются художники-мультипликаторы, когда рисуют своих разговаривающих «героев».
Таблица положения рта. Этой стандартной таблицей пользуются художники-мультипликаторы, когда рисуют своих разговаривающих «героев».

После расшифровки фонограммы пленку пропускают через проекционный аппарат, отбрасывающий изображение на стекло. Накладывая бумагу на это стекло, художники кадр за кадром перерисовывают позы танцора и получают, таким образом, рисунки всего танца, полностью соответствующие музыкальному сопровождению. Эти позы, так же как основные музыкальные элементы — слоги, акценты и т. д., соответственно нумеруются и заносятся под номерами в экспозиционный лист. Экспозиционный лист является, таким образом, строгим графиком, по которому будут располагаться рисунки фильма.

После того как сценарий разработан и согласован с музыкальным и текстовым сопровождением до мельчайшего движения, начинается так называемый мультипликационный процесс. Заготовленные режиссерской группой основные схемы и рисунки сцен и типажей передаются в мультипликационный отдел. Здесь каждая сцена в отдельности подвергается дальнейшей детализации. На каждую сцену художник-мультипликатор составляет «железный план заготовок», в котором с особой тщательностью и пунктуальностью указывает все мизансцены, промежуточные положения и отдельные циклы движений.

Наконец приступают к самим заготовкам, которые иначе называются промежуточными рисунками, или фазами. Эти фазы заполняют собой интервалы между основными рисунками, изображающими начальное и конечное положения в каждом движении.

Изготовление промежуточных рисунков производится художником-фазовщиком. При этом художник делает каждый последующий рисунок с предыдущего, иначе говоря, копирует его с известными изменениями, требуемыми по ходу действия. Для облегчения работы употребляется достаточно прозрачная бумага. Каждый последующий лист накладывается на предыдущий, с которого художник прежде всего копирует все неизменяющиеся части рисунка, а затем дорисовывает те части, которые должны быть изменены. Эта работа производится на специальном так называемом «просветном» столе. Листы бумаги накладываются на матовое стекло и освещаются снизу, что еще больше увеличивает их просвечиваемость. Для того чтобы соблюдать расположение каждой фигурки в общей сцене, каждый последующий лист рисунка должен быть точно уложен на предыдущий; для этой цели на просветном столе устанавливается металлическая планка с тремя штифтами, на которые накладываются листы бумаги с соответственно пробитыми отверстиями.

Просветный стол. С его помощью художник-фазовщик «размножает» рисунки, дополняя их промежуточными фазами.
Просветный стол. С его помощью художник-фазовщик «размножает» рисунки, дополняя их промежуточными фазами.

Перед тем как приступить к фазовке, художник определяет, сколько рисунков потребуется ему на каждое движение в отдельности. Он узнает это по экспозиционному листу, а для тех сцен, которые еще не размечены в этом листе, — по клавиру. Предположим, что движение должно уложиться в 6 тактов и что каждые 3 такта соответствуют секунде; для звуковой картины нормальная скорость проекции, установлена в 24 кадра в секунду, значит 6 тактов метронома соответствуют 48 кадрам, или 48 фазам.

Определив продолжительность движения, художник составляет его схему по тому же принципу разложения на элементы, по которому составлялись и схемы целых сцен. Предположим, надо изобразить прыжок «героя». На схеме рисуется исходное положение человечка — начало прыжка, затем вымеряется расстояние до конечного места прыжка и рисуется последнее положение — приземление. Эти два рисунка соединяются между собой линией пролета (траекторией), затем эта линия разбивается на определенное количество фаз, — если на прыжок отводится полсекунды, то на 12—13. По этим делениям сначала находят средние фазы, а затем уже промежуточные. Если действует несколько «героев» одновременно, то схема движения делается на каждого в отдельности.

Слева — схема движения, расчлененного на фазы. Художник дает начальный, средний и конечный рисунки и разбивает траекторию движения на десять точек (каждая из них соответствует будущему кадру). Остальное доделывает художник-фазовщик.
Слева — схема движения, расчлененного на фазы. Художник дает начальный, средний и конечный рисунки и разбивает траекторию движения на десять точек (каждая из них соответствует будущему кадру). Остальное доделывает художник-фазовщик.

Справа — схема прыжка, расчлененного на 13 фаз. Даны начальный, конечный и средний рисунки.
Справа — схема прыжка, расчлененного на 13 фаз. Даны начальный, конечный и средний рисунки.

Как мы уже говорили выше, мультипликационный фильм занимает обычно до 300 м. В 1 м пленки помещается 52 кадра. Если предположить, что для съемки каждого кадрика потребуется хотя бы один рисунок, то, следовательно, для картины в 300 м потребовалось бы 15600 рисунков. Но так как сложные кадры требуют обычно не одного рисунка, а нескольких, то наша цифра смело может быть увеличена до 30 тыс.

Легко себе представить, какой кропотливой была бы работа над созданием мультипликационного фильма, если бы ее нельзя было упростить.

Практически дело обстоит значительно проще. Даже поверхностный наблюдатель может установить, что почти в каждом движении есть множество положений, которые периодически повторяются. Наглядным примером может служить ходьба человека. Нет нужды на каждый кадрик делать отдельный рисунок, достаточно подставить сделанный один раз рисунок (а порой целую серию последовательных рисунков) в те места, где это положение повторяется, — и художник будет избавлен от излишней работы.

Схема ходьбы человека, разложенная на 16 фаз.
Схема ходьбы человека, разложенная на 16 фаз.

Все сделанные фазовщиком рисунки нумеруются в последовательном порядке и заносятся в экспозиционный лист. Затем они передаются в контуровочный цех, где фазы, нарисованные карандашом на бумаге, копируются тушью на прозрачные листы целлулоида и раскрашиваются непрозрачной краской (гуашью).

Прозрачность целлулоида позволяет составлять каждый рисунок из нескольких слоев. Этим достигается значительная экономия рисунков: нет надобности рисовать для каждого кадра отдельно тот фон (деревья, стены комнаты и т. д.), который остается неизменным на протяжении всего отрезка сцены. Кроме фона, в каждой сиене может быть несколько объектов, остающихся неподвижными на продолжении целого ряда кадров. Эти объекты рисуются на отдельных листках целлулоида, которые кладутся для удобства снизу; на верхних листах изображены меняющиеся детали; таким образом, заготовка, т. е. рисунок для отдельного кадра, получает свой окончательный вид только при наложении всех листов целлулоида на фон.

Заготовки, сделанные на трех прозрачных целлулоидных листах.
Заготовки, сделанные на трех прозрачных целлулоидных листах.

Готовый кадр, составленный из трех слоев целлулоида, наложенных на фон.
Готовый кадр, составленный из трех слоев целлулоида, наложенных на фон.

Все заготовки, проверенные, пронумерованные и уложенные в последовательном порядке, передаются в операторский цех. Наступает последний процесс — съемка.

Станок для съемки мультипликационных фильмов. Во избежание сотрясений станок привинчен к полу и к стене. Камера приводится в движение электромотором, который включается кнопкой при съемке каждого кадра в отдельности.
Станок для съемки мультипликационных фильмов. Во избежание сотрясений станок привинчен к полу и к стене. Камера приводится в движение электромотором, который включается кнопкой при съемке каждого кадра в отдельности.

Операторский цех представляет, собой помещение, оборудованное съемочными станками и киносъемочными аппаратами. Все процессы производства построены в нем так, чтобы как можно больше упростить съемку.

Сообразуясь с экспозиционными листами, оператор накладывает фазы кадра на предметную рамку, прижимает их стеклом, нажимает кнопку — и кадр снят. Затем оператор убирает ненужные кадры, накладывает по нумерации следующие и снова снимает.

В некоторых мультипликационных фильмах, помимо рисованных «героев», участвуют иногда и люди, снятые в натуре, или натуральный пейзаж. В этих случаях пользуются особыми станками. С помощью зеркала и проекционного аппарата заранее снятая натурная часть кадра проектируется на матовое стекло, а поверх матового стекла накладываются обыкновенные заготовки. Применяя этот нехитрый прием, можно заставить рисованных «героев» совершать прогулку, по «настоящей», натуральной улице или же играть в одном кадре с живыми актерами.

Станок для съемки сложного комбинированного кадра. При помощи такого станка можно заставить рисованных «героев» играть в одном фильме с живыми артистами.
Станок для съемки сложного комбинированного кадра. При помощи такого станка можно заставить рисованных «героев» играть в одном фильме с живыми артистами.

1 комментарий:

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.