Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 июня 2023

Тихоокеанский Гибралтар | ТМ 1938-05

Н. ЕРМАКОВ

Ни для одной империалистической державы (кроме, разве, Японии) морские и океанские коммуникации не имеют такого решающего значения, как для Великобритании. Самое существование метрополии Британской империи полностью зависит от беспрерывного подвоза сырья для ее промышленности и продовольствия для населения, от бесперебойного вывоза продукции ее заводов и фабрик в заокеанские владения и на иностранные рынки.

Поэтому основной задачей британских морских вооруженных сил является охрана морских коммуникаций Англии с ее колониями и доминионами. Все остальные задачи, возлагаемые на морские силы Англии, подчинены этой основной задаче. Для ее выполнения Великобритании приходится держать свои эскадры в различных пунктах земного шара. Однако, как ни велик английский флот, он все же недостаточен для того, чтобы Англия могла постоянно содержать мощные отряды во всех своих владениях. Поэтому для Англии уже давно возникла необходимость создать сеть военно-морских баз и опорных пунктов на всех главных морских путях, чтобы иметь возможность перебрасывать морские силы в находящийся в опасности район. Таким образом, своевременно были созданы базы в Гибралтаре, на Мальте, в Гонконге (Китай), в Ванкувере (Канада), на островах Маврикия (к востоку от Гибралтара), на Бермудских островах (в северо-западной части Атлантического океана) и т. д.

*

12 февраля текущего года официально открыта новая английская военно-морская и воздушная база — Сингапур, или «Тихоокеанский Гибралтар», как ее иногда называют.

Берег моря в районе Сингапура. Богатая тропическая растительности густо покрывает берега.

Сингапур расположен в Малаккском проливе, на оживленных морских путях из Индийского в Тихий океан. Он уже давно начал привлекать к себе внимание капиталистических стран. Еще в 1819 г. всесильная в то время английская Ост-Индская компания принудила джохорского султана «уступить» Англии этот остров, на который нацеливалась также и Голландия. Приобретая постепенно значение мирового торгового центра, Сингапур к началу XX столетия стал восьмым по размерам торговли портом в мире. Грузооборот порта в 1922 г. достиг 9,2 млн. т, а в 1930 г. — 15,9 млн. т.

Параллельно Сингапур начал приобретать и военное значение. Основной военно-морской «осью» Великобритании, обеспечивающей связь метрополии с Египтом, Аравией и Индией, является Средиземное море—Индийский океан, с военно-морскими базами и станциями: Гибралтар, Мальта, Порт-Саид, Аден, Коломбо (Цейлон). Интересы же Англии в Дальневосточном бассейне до империалистической войны вполне обеспечивал захваченный ею в 1841 г. Гонконг — военно-морская база в устье реки Синей (Сицзян).

После войны соотношение сил империалистических держав изменилось, и обострились их противоречия на Тихом океане. В результате Англии пришлось обратить самое пристальное внимание на этот район. К тому же, здесь сосредоточились интересы ее крупнейших доминионов: Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Англия в борьбе за мировую гегемонию угрожает США. Но и Япония, значительно усилившаяся за время мировой войны, начинает представлять опасность для интересов английского империализма на Дальнем Востоке и в Индии. Гонконг, на который не могут базироваться крупные корабли, становится недостаточной гарантией безопасности. Возникает необходимость удлинить средиземноморскую «ось», довести ее до Тихого океана для защиты Индии от посягательств с востока и для безопасности Австралии и Новой Зеландии.

Карта английских военно-морских баз и станций.

На имперской конференции 1921 г. было принято решение о создании сингапурской базы. В мае 1923 г. английский парламент утвердил это решение, и постройка базы началась, но шла вначале чрезвычайно медленными темпами.

В 1933—1934 гг., когда Япония после выхода из Лиги наций начала наводнять своими текстильными товарами рынки Британской Индии, Индонезии, Малаев и т. д., резко обострилась англо-японская борьба за рынки, а в связи с этим ускорились работы по сооружению сингапурской базы. Отказ Японии от вашингтонского договора, дальнейшая агрессия ее на китайском материке привели к тому, что строительство базы было закончено в феврале текущего года. Правда, общая стоимость постройки превысила 11 млн. фунтов стерлингов.

*

Остров Сингапур (560 кв. км) расположен в восточной части Малаккского пролива, при выходе его в Южно-Китайское море. В южной части острова расположен торговый порт и город Сингапур (600 тыс. жителей), — это центр торговли оловом, каучуком и нефтью.

Военно-морская база расположена в северо-восточной части острова, на Джохорском проливе, отделяющем остров от Малаккского полуострова. Поездка на автомобиле из города к базе занимает 40—45 минут. Дорога проходит через китайские деревни, среди больших каучуковых плантаций. Пролив выглядит чрезвычайно мирно. На обоих берегах его — густая тропическая растительность. Вода — очень спокойна, и на ней медленно и лениво плавают птицы в поисках пищи. Резким контрастом с этой мирной картиной являются сингапурские укрепления. Бетоном и броней укрыты тяжелые орудия, защищающие Сингапур. Укрепления расположены в основном у восточного входа в Джохорский пролив (батареи Чанги, Бедок, Текон-Безар, Убин). Для защиты Малаккского пролива укрепления находятся и на острове Блакаи-Мати (к югу от Сингапура). Они вооружены дальнобойной артиллерией крупных калибров, вплоть до 457-миллиметровых пушек с дальностью выстрела 45 км. Западный вход в Джохорский пролив искусственно заболочен и сделан непроходимым для кораблей. Поэтому береговых укреплений здесь нет. Но зато большое внимание обращено на организацию противовоздушной обороны.

Схема расположения сингапурской базы и ее укреплений.

Корабли морского флота могут получить на базе все, что им необходимо: пополнение топлива, запасов и личного состава, ремонт и защиту от нападения с моря и с воздуха. На базе сосредоточено свыше 1 млн. т нефти и большие запасы прочего снабжения.

Для ремонта имеется целый ряд хорошо оборудованных мастерских, один большой, сухой док, который может вместить одновременно два линкора; пять двойных сухих доков для крейсеров; верфи для постройки судов и т. д. Это дает возможность не посылать корабли для ремонта на Мальту (6 тыс. миль от Сингапура). Однако наиболее интересным с точки зрения техники сооружением базы следует признать гигантский плавучий док, который может поднимать корабли водоизмещением до 50 тыс. т, т. е. огромные линкоры или два крейсера одновременно.

Длина этого, самого большого в мире плавучего дока равна 254,5 м, ширина — 52,2 м, высота — 23 м. Он состоит из семи секций. На постройку его пошло 20 тыс. т стали, 3500 т заклепок и свыше 160 км электропроводов.

Толщина боковых стенок дока — 4,5 м. Внутри их, в верхней части, расположены хорошо оборудованные мастерские, помещения для личного состава, кухни, столовые и т. д. Ширина этих стен позволяет разместить на них краны, лебедки, шпили и прочие приспособления, необходимые для производства ремонта.

Док имеет три системы электрического тока: трехфазную переменного тока в 1 тыс. вольт для обслуживания помп и главных силовых установок; систему постоянного тока в 220 вольт для освещения вспомогательных механизмов и т. д.; 20-вольтовую систему постоянного тока для управления доком. Далее, имеются телефонное оборудование с центральной станцией и устройства для питания электроэнергией (для освещения и силовых установок) кораблей, находящихся в доке, а также приспособления для зарядки аккумуляторов подлодок. Для освещения дока используется 700 ламп общей мощностью в 90 тыс. свечей. Для приведения механизмов в действие имеется четыре нефтяных котла.

При приеме корабля заполняются водой цистерны, расположенные в подводной части дока, и док погружается в воду. Затем вводится корабль. Док оборудован мощными помпами, выкачивающими 30 тыс. т воды в час. Вся операция по постановке в док большого корабля занимает всего лишь четыре часа.

Гигантский плавучий док для сингапурской военно-морской базы. Док может поднимать корабли водоизмещением до 50 тыс. т. На снимке показан док в погруженном состоянии — видны только его стенки.

Управление доком ведется из небольшой надстройки в передней части его правой стенки.

Этот док, построенный в Англии, был в 1928 г. перекинут морем в Сингапур. Путь в 15750 км он прошел в четыре месяца. Для того чтобы док мог работать в сравнительно неглубоком Джохорском проливе, пришлось выкопать для него специальный бассейн. Восемнадцать месяцев работали землечерпалки. Район пролива размерами 305×61 м они углубили до 21 м.

Сингапур, однако, является не только военно-морской базой. Огромное значение придает Англия созданию воздушной линии из Англии в Австралию через Индию и Сингапур. Организация такой линии позволит Англии в кратчайший срок перекинуть в эти районы крупные воздушные силы. Для этой цели в Сингапуре (близ Селетар) оборудованы большая авиабаза и ряд аэродромов.

Япония считает, что сингапурская база направлена прежде всего против нее, и поэтому прилагает все усилия к подрыву значения этой базы. Помимо попыток прямой диверсии, японский империализм за последние годы старается всемерно укрепить свои позиции в Сиаме за счет ослабления влияния Англии. Сиам усиленно вооружается при непосредственной помощи Японии. Япония предлагает сиамскому правительству заем для постройки пресловутого канала Кра (в узкой северной части Малаккского полуострова). Осуществление этой идеи превратило бы Сингапур во второстепенный порт и заставило бы Англию пересмотреть всю систему обороны западной части Тихого океана. Естественно, что английская буржуазия всячески противится этой затее.

В ужасной нищете живет коренное население Малаккскою полуострова — малайцы. На снимке: малаец занят раскалыванием кокосовых орехов.

*

Было бы крайне ошибочным представлять себе дело так, что сингапурская база сама по себе решает все задачи защиты интересов британского империализма на Дальнем Востоке. Сингапурская база является только важнейшим звеном всей системы морских и воздушных баз Англии в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Одновременно с постройкой Сингапура Англия строила или укрепляла целый ряд других баз и станций, и в первую очередь Гонконг (Китай), Порт Дарвин (Австралия), Окленд (Новая Зеландия) и др. Таким образом, назначение сингапурской базы — базирование достаточно мощных британских морских и воздушных сил, которые обеспечили бы оборону британских владений в этом бассейне от агрессии других империалистов, в первую очередь от Японии.

Сингапурская база дает Англии возможность в любой момент перекинуть в нее из Средиземного моря необходимые силы, вплоть до крупнейших линкоров. Благодаря этому Сингапур является краеугольным камнем английской политики на Дальнем Востоке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.