Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 июня 2023

16-цилиндровый паровоз | ТМ 1938-05

Ю. КУЗЬМИЧЕВ

Несколько десятков лет назад в области дальнего сухопутного транспорта железные дороги не имели соперников. На рельсах же безраздельно господствовала паровая машина.

Тяжелые товарные составы, узкоколейные вагонетки, трансконтинентальные экспрессы и пригородные поезда — все это обслуживалось паровозами, отличавшимися друг от друга, в сущности, лишь размерами и деталями конструкции. Новые паровозы мало чем отличались от «старичков».

Гораздо быстрее росли младшие братья в транспортной семье — автомобиль и аэроплан. В послевоенные годы железные дороги зарубежных стран болезненно испытали отлив пассажиров и грузов, привлеченных скоростью и удобствами новых видов транспорта.

Началась борьба за скорость, в которой железные дороги многое заимствовали от своих соперников. Самый громкий успех принесло применение на железной дороге двигателя внутреннего сгорания. Автомотрисы — легкие вагоны с дизелями — стали развивать небывалую скорость. Энтузиастам дизеля казалось, что время пара прошло безвозвратно.

Но они ошибались. Возможности паровоза далеко еще не были исчерпаны. Это показали как блестящие достижения наших кривоносовцев, так и иностранный опыт. Изобретательская мысль дала новые идеи, которые воплотились в новые конструкции. Паровоз принял обтекаемую форму, немало увеличивающую его скорость. Котлы высокого давления сделали его более экономичным.

Не удавалось преодолеть лишь главные недостатки, мешавшие развивать еще большую скорость: это наличие в механизме обычного паровоза больших масс с возвратно-поступательным движением (поршни, шатуны) и масс, требующих уравновешивания (кривошипы, спарники). Бешеное движение этих масс при быстром ходе локомотива вызывает сильные сотрясения, губительно отражающиеся на ходовых частях паровоза и на пути. Также доставляла много неудобств неравномерная отдача энергии, свойственная паровой машине.

Все эти недостатки устранены, в паровозе, строящемся в США для железной дороги Балтимора—Огайо. В этом паровозе конструкторы решительно отошли от классического типа паровоза, в основном сохранившегося от Стефенсона до наших дней. Его паровые машины так похожи на автомобильные или авиационные моторы, что заслужили название «паровых моторов».

В автостроении двухцилиндровые моторы давно забыты; большинство американских машин имеет восьми-, двенадцати- и даже шестнадцатицилиндровые моторы, придающие их ходу большую плавность. Пассажирские же паровозы до сих пор сохранили два цилиндра. Новый американский паровоз, как и лучший автомобиль, имеет 16 цилиндров.

Каждая из четырех ведущих осей имеет свой четырехцилиндровый «паровой мотор» с короткими легкими шатунами и коленчатым валом. Сходство с мотором завершается наличием редуктора: на коленчатый вал насажена шестерня, сцепленная с зубчатым колесом большого диаметра, сидящим на одной оси с ведущими колесами паровоза. Большое число цилиндров создает большую плавность тяги, а отсутствие спарников, противовесов и тяжелых шатунов устраняет сотрясения. Отсутствие спаренных осей придает паровозу еще одно крупное достоинство: он легко проходит закругления пути. Этим устраняется главное препятствие к дальнейшему увеличению размеров и мощности паровозов.

Сравните старый и новый паровозы. У старого паровоза (внизу) тяжелые шатуны, спарники (дышла) и противовесы, вызывающие толчки и тряску. Сверху — план и профиль «парового мотора», редуктора и колесного ската балтиморского паровоза.

Не надо думать, что только оригинальностью конструкции отличается балтиморский паровоз от всех предыдущих. Одной только мощности — 6 тыс. л. с. — было бы достаточно, чтобы поставить его на выдающееся место в ряду пассажирских локомотивов. Громадный тендер его вмещает 23 т угля и 85 т воды.

Все это позволит новому локомотиву возить тяжелые составы из 14 пульмановских вагонов со скоростью, превышающей 160 км/час.

Замечательна и внешность нового гиганта: заключенный в обтекаемый кожух, он будет походить на летящий низко над землей снаряд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Геликоптер Ломоносова | ТМ 1940-05

К. ВЕЙГЕЛИН Мало кому известно, что ещё в середине XVIII в. великий русский учёный Ломоносов пытался создать лётную машину, которая могла бы...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.