Трещина в рельсах — большая опасность для
железнодорожного транспорта. Она страшна еще и тем, что, в отличие от других
неисправностей пути, может быть совершенно незаметна для глаза. До последнего
времени единственным инструментом для определения трещин был молоток. При проверке
пути обходчик ударял молотком по рельсу и по звуку удара определял его целость.
При таком способе обходчик может проверить не более 3 км одной нитки пути в
час, и все же нельзя ручаться за безошибочность его определений.
Потребность в новом, более совершенном
методе определения дефектов рельсов настолько велика, что последние десять лет
советская и иностранная изобретательская мысль упорно работает над созданием
такого прибора — дефектоскопа.
Изобретателем-орденоносцем т. Карповым
сконструирован прибор, позволяющий определять дефекты в рельсах быстро и
надежно. Дефектоскоп т. Карпова установлен в вагончике, который тянет за собой
автодрезина со скоростью до 15 км в час. На осях вагонных скатов имеются
обмотки, по которым проходит постоянный ток, получаемый от динамомашины,
установленной на автодрезине. Таким образом колеса вагончика становятся
полюсами сильных электромагнитов.
Обмотки на осях расположены таким образом, что два колеса, бегущие по одному рельсу, являются противоположными полюсами магнитов.
Дефектоскопная станция. |
Между этими колесами над самым рельсом
установлен индикатор, являющийся основной частью дефектоскопа.
При прохождении вагончика по рельсу
магнитные силовые линии, выходящие из колес-якорей магнитов, проходят вдоль
рельсов. При этом, если рельс целый и не имеет никаких дефектов, все магнитные
силовые линии проходят по нему беспрепятственно. Если же рельс имеет трещину,
раковину или какой-либо иной дефект, то часть магнитных силовых линий, встречая
на своем пути препятствие, создаваемое этим дефектом, выходив за пределы
рельса, образуя так называемый «магнитный поток рассеивания». Когда стрелка
индикатора попадает в магнитный поток рассеивания, она отклоняется, замыкая контакты
реле.
Схема работы дефектоскопа. |
Система электрических реле передает
отклонение стрелки индикатора перу самозаписывающего прибора. Это перо отмечает
дефект рельса на движущейся ленте, на которой в масштабе 1:200 изображается
состояние пути. Пока дефектоскоп идет по исправному пути, индикатор неподвижен
и перо чертит на ленте прямую линию. При обнаружении дефекта стрелка индикатора
приходит в движение, и перо отклоняется от прямой линии.
Индикатор обычно имеет три стрелки разной
чувствительности и соответственно этому три самозаписывающих пера. Таким
образом, на ленте чертятся три линии, показывающие не только наличие и место
дефекта, но и его опасность для движения.
Индикатор соединен также с особым прибором,
который в момент отклонения всех трех стрелок выбрызгивает струю краски на
полотно; таким образом, на месте дефекта остается пятно, отмечающее рельс,
подлежащий смене.
Этот прибор на ходу обнаружит, отметит и запишет любой, самый незаметный дефект в рельсе. |
В прошлом году было сделано пять дефектоскопов системы т. Карпова (из них один работает на метро). За 1937 г. этими приборами обнаружено 10970 дефектных рельсов, в том числе 6801, подлежащих немедленной смене.
Комментариев нет:
Отправить комментарий