Работа современных мощных котельных агрегатов немыслима без одновременной работы различных вспомогательных механизмов. Котельным агрегатам нужны вентиляторы, подающие в топки котлов воздух, необходимый для горения топлива; дымососы, отсасывающие дымовые газы и выбрасывающие их в дымовую трубу; питательные насосы, нагнетающие воду в котлы; циркуляционные насосы и др.
Все эти механизмы
обычно приводятся в движение электромоторами и потребляют значительные
количества электроэнергии.
В процессе работы основных агрегатов станции (котлов и турбин) нагрузка их в продолжение суток меняется, что требует регулирования работы вспомогательных механизмов, обслуживающих основные агрегаты. Регулирование достигается главным образом путем изменения числа оборотов электродвигателя, приводящего в движение механизмы. Для. этого применяют или реостаты, или двухскоростные и двойные моторы, рассчитанные на максимальную и нормальную нагрузку котлов. Однако такие способы регулирования страдают недостатками, которые заключаются в перерасходе электроэнергии, малом диапазоне регулирования, сложности и громоздкости установок. Значительно проще, лучше и экономичнее можно регулировать число оборотов при помощи центробежных гидромуфт.
Гидромуфты,
установленные между мотором и механизмом, дают возможность плавно регулировать
число оборотов ведомых механизмов в пределах от 20 до 98% числа оборотов
электродвигателя, обладают достаточной чувствительностью к изменению нагрузки,
компактностью, надежностью и высоким коэффициентом полезного действия (до
97—98% при полной нагрузке). Гидромуфты получили широкое применение за
границей, и с 1937 г. первые советские гидромуфты изготовления ленинградского
завода «Экономайзер» появились на энергоустановках Союза.
Гидромуфта
состоит из двух вращающихся дисков, снабженных лопатками и заключенных в общий
кожух. Один диск, насаженный на вал, соединенный с мотором, носит название
ведущего ротора, другой, насаженный на вал, соединенный с рабочим механизмом,
называется ведомым ротором.Ведущий ротор — насос гидромуфты, заключенный в кожух. Ведомый ротор — турбина гидромуфты (вид со стороны насоса).
В осевом
направлении между роторами имеется зазор, который может устанавливаться в
пределах от 4 до 20 мм. Таким образом рабочий механизм и вращающий его мотор
механически между собой не связаны.
Роторы гидромуфты
поставлены зеркально и образуют общую полость для циркуляции жидкости, обычно
масла. Во время работы муфты ведущий ротор работает как насос и при вращении
засасывает беспрерывно подводимое к центральной части полости масло. Масло
увлекается лопатками ротора-насоса и под действием центробежной силы
отбрасывается по каналам к периферии, где, пройдя через зазор, разделяющий роторы,
попадает на лопасти ведомого ротора, работающего как водяная турбина, и вращает
его. По каналам ведомого ротора масло направляется к центру, откуда вновь попадает
в каналы насоса. Этот процесс повторяется беспрерывно. Чтобы изменить число
оборотов рабочего механизма, достаточно изменить количество масла, подаваемого
в полость гидромуфты.
Наполнение
гидромуфты регулируется зубчатым насосом, включенным в маслопровод, соединяющий
полость муфты с масляным баком.
Широкое внедрение гидромуфт на энергоустановках Союза создаст значительно более удобные условия для эксплуатации оборудования и сократит расходы электроэнергии на собственные нужды станций, которые на отдельных установках достигают 10—12% всей выработанной электроэнергии.
Гидромуфта в собранном виде, установленная на заводском испытательном стенде. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий