Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 июня 2023

Электродвигатель для шахт | ТМ 1938-04

Условия работы в угольных шахтах предъявляют высокие требования к электромоторам, приводящим в действие многочисленную армию шахтных механизмов.

Рудничные моторы должны быть взрывобезопасны, т. е. должны выдержать возможный внутренний взрыв без передачи его наружу. Они должны обладать полной безотказностью действия, так как остановка одного механизма в шахте нарушает цикличность и может свести на нет работу всех механизмов целого участка, а иногда и вызвать гибель людей, Эти моторы должны быть закрыты, чтобы предотвратить попадание в них угольной пыли, которая, забиваясь в мотор, засоряет его и в конце концов выводит из строя. Наконец, эти моторы должны быть защищены надежной броней, так как в шахтах не исключена возможность падения на них тяжелых глыб угля или породы.

В прошлом моторы для шахтных механизмов ввозились из-за границы, в последние годы советская энергопромышленность освоила их, и импорт этих моторов был прекращен.

Однако выпускаемые до сих пор советские и импортируемые из-за границы рудничные моторы передвижного типа не удовлетворяли полностью всем требованиям, и в настоящее время Харьковским электротехническим заводом им. Сталина разработана новая серия взрывобезопасных электромоторов передвижного типа МА-170.

Электродвигатель защищен мощной стальной броней.

Эти моторы предназначены для передвижных установок в угольных шахтах: для колонковых лебедок, центробежных насосов, ленточных и скрепковых транспортеров, подземных вентиляторов, конвейерных приводов, скреперных лебедок, сортировок, резиновых транспортеров на длину 100—200 м, тягальных лебедок и тому подобных механизмов. Выпускаемая серия включает моторы разных мощностей — от 4 до 27 квт, что полностью покрывает потребность угольной промышленности в электродвигателях такого типа.

Выпускаемые до сих пор электродвигатели снабжались наружными вентиляторами для обдува. Однако в условиях работы шахтных механизмов вентиляторы часто ломались, что приводило к чрезмерному перегреву мотора и выходу его из строя. Стремясь к полной надежности и безаварийности работы мотора в условиях газовых шахт, конструкторы Харьковского электромеханического завода отказались от обдува, спроектировав мотор таким образом, чтобы избежать его чрезмерного перегрева.

Для защиты от механических повреждений станина двигателя сделана из толстостенной стальной трубы, а в двигателях большой мощности — из 20-миллиметровой листовой стали, согнутой на вальцах и сваренной электросваркой. Подшипниковые щиты станины тоже стальные.

Ротор мотора имеет ряд конструктивных усовершенствований. Он установлен на роликовых и шариковых подшипниках. Вместо обмотки ротора пазы его залиты алюминием.

Для предотвращения возможности появления искр в месте присоединения мотора к шахтной сети мотор имеет взрывобезопасный штепсель. Штепсель снабжен электроблокировкой, которая автоматически выключает мотор при перегрузке.

Заводом в настоящее время выпущено и исследовано четыре пробных мотора этой серии. Испытания дали вполне положительные результаты. Массовый выпуск этих моторов начнется в III квартале 1938 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.