Ю. ПЕТРОВСКИЙ
Развиваясь своими собственными,
социалистическими путями, советская техника не отказывается от заимствования за
границей наиболее ценного, что там удается создать.
Одним из таких высших достижений мировой
авиатехники является летающая лодка «Мартин-156», построенная известной
американской фирмой «Гленн Мартин» по заказу Советского Союза.
Величиной она превосходит крупнейшие из находящихся
в эксплуатации летающие лодки — знаменитые «клиперы» Мартина и Сикорского — и
британские «имперские» корабли Шорт. Больше нее были только такие «технические
монстры», как германский «Дорнье ДО-Х» и итальянский «Капрониссимо»,
прославившиеся не столько размерами, сколько огромной стоимостью и полной
непригодностью к летной работе.
«Советский Мартин», как назвала его иностранная пресса, замечателен удачным сочетанием всех лучших качеств летающей лодки.
Сравним «Советский Мартин» с его
непосредственным предшественником, «Мартином-130», знаменитым «Тихоокеанским
клипером», прозванным так за его тихоокеанские перелеты.
Новая лодка всего на 19% тяжелее в полете,
размах ее крыльев (47,9 м) только на 21% больше, длина (28 м) и высота (7,3 м)
обеих лодок примерно одинаковы, зато коммерческая нагрузка при беспосадочном
перелете по 4000-километровому маршруту, например Сан-Франциско—Гавайские
острова, была бы на 300% больше, а именно — 4,5 т вместо 1,1 т. Полезная
нагрузка «Мартина-156» составляет 110% его собственного веса. С пассажирами и
грузом он способен покрыть без посадки 8 тыс. км!
Несмотря на свои необычные размеры и
характеристики, новый самолет не является экспериментальной машиной: в нем
соединено все лучшее, к чему пришли мировая авиационная мысль и опыт, но в то
же время нет ничего непроверенного, неиспытанного, сомнительного.
По конструкции он почти не отличается от
своего предшественника. Это цельнометаллический двухэтажный моноплан с высоко
посаженным крылом. Два киля и два руля направления создают большую устойчивость
и управляемость. Поперечная устойчивость на воде обеспечивается «жабрами» —
поплавками, похожими на короткие толстые крылья, — прикрепленными к нижней
части корпуса лодки. Они ускоряют взлет лодки, а в полете вместе с крыльями создают
подъемную силу. В них же устроены баки, вмещающие 16 тыс. л бензина.
Это приборная доска бортмеханика. У мест пилотов имеются свои приборные доски Работа всех четырех моторов отображается здесь с исчерпывающей полнотой. |
Аэродинамические усовершенствования позволили
почти не увеличивать мощность моторов. Четыре мотора «Райт-Циклон» по 850 л. с.
способны временно развивать 1 тыс. л. с., но в нормальном полете от них
потребуется не более 600 л. с. Несмотря на увеличение размеров и веса лодки,
максимальная скорость ее выросла с 268 до 300 км/час с лишним, а крейсерская —
с 210 до 272 км/час.
Моторы вращают трехлопастные винты «Гамильтон»
диаметром свыше 3,6 м. Положение лопастей автоматически изменяется во время
полета в зависимости от плотности воздуха и условий работы мотора. Винты
работают с максимальной выгодой и у поверхности земли и в разреженном воздухе
на высоте 6 тыс. м. При одном остановленном моторе можно сохранить высоту в 3
тыс. м, не перегружая оставшихся моторов.
«Советский Мартин» предназначен для дальних
перелетов, поэтому экипажу и пассажирам предоставлены исключительные удобства.
Помещения пилотов, штурмана, радиста и бортмехаников обширны и удобны. Кресло
главного механика поставлено на рельсы. Оно передвигается взад и вперед в
зависимости от потребности и позволяет механику работать не вставая.
Пассажирские кабины очень просторны: в них 26
спальных мест, но там легко можно было бы разместить 46 человек. Кроме кабин,
на самолете имеются и различные подсобные помещения.
Внутри хвостовой части гигантской лодки имеется большое свободное пространство. Его можно использовать для размещения не тяжелых, но объемистых грузов. |
Звукоизоляция всех пассажирских помещений доведена до такой степени, что там тише, чем в купе международного пульмановского вагона при закрытых окнах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий