Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

08 мая 2023

Бой в воздухе | ТМ 1938-03

По заявке читателя т. С. РИВКИНА (Смоленск)

П. АНДРЕЕВ

Несмотря на сравнительно короткий срок своего существования, авиация на современном этапе ее развития является мощным боевым средством в системе вооруженных сил государства.

Самолеты военной авиации в настоящее время сильно отличаются от самолетов, принимавших участие в мировой войне 1914—1918 гг. Если даже в конце войны средняя скорость самолета составляла не выше 200 км/час, то средняя скорость современного боевого самолета превышает 400—450 км/час. Также увеличился и потолок самолета: вместо максимальной высоты в 6 тыс. м, достигавшейся самолетами в мировую войну, теперь самолеты достигают высоты более 12 тыс. м.

Все это изменило характер и методы боевой работы авиации. Ее боевое воздействие на тылы и войска противника достигает колоссальной разрушительной силы и в отдельные боевые периоды может влиять на исход всей операции.

Современный воздушный флот, являясь одним из важнейших родов войск, дает возможность осуществлять мощные удары по жизненным центрам противника; он может разрешать боевые задачи как во взаимодействии с другими родами наземных войск, так и действуя самостоятельно.

На данном этапе военно-воздушный флот рассматривается всеми капиталистическими государствами как одна из решающих сил в будущей войне, и поэтому на развитие воздушного флота обращается большое внимание.

Вот почему чрезвычайно важным является опыт боевого применения авиации в Испании. Этот опыт тщательно изучается всеми генеральными штабами капиталистических государств, и уже как результат этого изучения является дальнейший рост воздушного флота во всех странах.

*

До мятежа испанский военный воздушный флот состоял из 500 самолетов различных типов и устаревших конструкций. Несмотря на относительно большое количество самолетов, воздушный флот в целом не представлял большой силы и не стоял на уровне задач, предъявляемых авиации современной войной.

Отряд испанских самолетов в полете (до мятежа).

Так, например, республиканские бомбардировщики типа «Бреге-19» имели скорость 213 км/час, потолок полета — 6 тыс. м, дальность полета — 650 км и могли поднимать 400 кг бомб.

При наличии у противника истребителей, обладающих скоростью в 400 км/час и выше, и скорострельной зенитной артиллерии применение таких тихоходных бомбардировщиков, как «Бреге-19», становилось невозможным. Истребители испанского воздушного флота также значительно уступали подобного типа самолетам, состоящим на вооружении ряда капиталистических государств.

Взлет республиканского морского бомбардировщика.

Квалификация летных кадров также была невысока. Все это явилось результатом того, что Испания в течение последних 100 лет не участвовала в войнах и не учла опыта мировой войны.

Таким образом, в первые недели после мятежа боевые действия авиации были ограничены и заключались главным образом в содействии своим наземным войскам на фронте. После мятежа около 80 самолетов оказалось на стороне мятежников, а все остальные остались в руках республиканского правительства.

Однако даже для небольших боевых операций республиканской армии было трудно использовать это большое сравнительно количество самолетов, так как основная масса летного состава перешла на сторону фашистов.

Поэтому в первые же месяцы после мятежа перед республиканским правительством, наряду с необходимостью создать современную авиационную промышленность, стояла задача подготовить кадры, которые смогут работать на новейшей авиационной материальной части. Была создана широкая сеть летных школ, в которые охотно пошла молодежь испанского народа. В короткое время все школы были укомплектованы, причем туда попала только часть подавших заявления о приеме — так велико было число желающих стать военными летчиками. Срок обучения, в зависимости от рода авиации, был от 3 до 6 месяцев. Дети рабочих, крестьян, служащих и торговцев, попавшие в школы, получали необходимый минимум знаний и заканчивали свою учебу на фронтах — в воздухе, в боях с фашистами. Они оказались прекрасными бойцами, успешно состязаясь с фашистскими немецкими и итальянскими лётчиками, имеющими долголетний опыт летной работы.

В августе мятежники получили из Германии и Италии около 300 самолетов, обладающих лучшими боевыми качествами, нежели старые испанские самолеты. Из Германии были получены трехмоторные бомбардировщики типа «Юнкерс-52», имеющие скорость 267 км/час и поднимающие 1000 кг бомб, и истребители типа «Хейнкель», скорость которых достигала 350 км/час, а потолок — 9 тыс. м. Из Италии прибыли бомбардировщики «Капрони-101» со скоростью 200 км/час и истребители типа «Фиат-32», имеющие скорость 340 км/час и вооруженные 4 пулеметами. Вместе с самолетами прибыли немецкие и итальянские военные летчики.

Таким образом, во второй половине августа 1936 г. у мятежников было подавляющее численное превосходство самолетов, с которыми республиканские устаревшие самолеты не могли вести равной борьбы.

Авиация мятежников сразу же после прибытия немецких и итальянских самолетов организовала свои действия по двум направлениям:

1. Бомбардировка Мадрида с целью подавить моральное состояние населения.
2. Содействие своим войскам боевыми действиями на фронте.

Слабые, не организованные еще в боевом отношении республиканские войска под давлением численно превосходящего противника, под сильным нажимом его авиации отходили к Мадриду. В этот период немецкие и итальянские бомбардировщики организовали систематические налеты на Мадрид. Пользуясь отсутствием у Мадрида средств ПВО, фашистские бомбардировщики низко спускались и сбрасывали на город огромное количество авиабомб разных калибров, разрушая здания и убивая мирных жителей.

«Храбрые» немецкие и итальянские летчики показывали свой «героизм», убивая женщин и детей, совершая налеты на республиканские войска, лишенные каких бы то ни было средств ПВО. За период с августа по октябрь 1936 г. бомбардировочная авиация мятежников совершила немало налетов на Мадрид, причинив ему большие разрушения.

После одного фашистского налета комиссариатом пропаганды республиканской Испании было выпущено такое обращение:

«Пусть судит мир!
Фашистские самолеты, летая над Мадридом, с небольшой высоты произвели бомбардировку сквера, где было много детей со своими матерями. Среди детей и матерей оказалось много убитых.
На одной невзорвавшейся бомбе была обнаружена фабричная марка военного завода Германии и год производства — 1936 г.»

Но уже в конце октября 1936 г. у республиканских войск появились современные самолеты, закупленные за границей. Было получено около 40 бомбардировщиков и 60 истребителей.

Прибывшие самолеты оказались высоких боевых качеств и в первых же боевых операциях нанесли авиаций мятежников существенный урон. Бомбардировщики и истребители действовали одновременно.

Основное назначение бомбардировочной авиации — поражать войска и объекты в тылу противника бомбами различных калибров, уничтожать самолеты противника на аэродромах путем бомбардировочных налетов.

Современные бомбардировщики смело могут быть названы летающей артиллерией. Они поднимают большое количество бомб, имеющих огромную разрушительную силу, с которой не может сравниться даже разрушительная сила артиллерийских снарядов равного калибра. При налетах на Мадрид от одной бомбы калибра 250 мм и весом 500 кг разрушались до основания десятиэтажные здания. В отличие от артиллерии, самолет-бомбардировщик несет свои бомбы на десятки и сотни километров, поражая цели, не доступные огню артиллерии.

Современные бомбардировщики обладают скоростью свыше 400 км/час, высотой полета до 8—10 тыс. м и мощным вооружением.

В воздушной войне в Испании бомбардировщики нашли широкое применение. В первый период, как указывалось выше, на стороне мятежников были бомбардировщики, обладавшие невысокими боевыми качествами. Но уже в первой половине 1937 г. у мятежников появляются немецкие бомбардировщики типа «Ю-86» со скоростью 360 км/час и «Д-17» со скоростью до 400 км/час, которые, не являясь последним словом техники, однако представляют серьезную боевую силу.

Республиканские бомбардировщики имели скорость свыше 400 км/час и могли летать на больших высотах, не нуждаясь в прикрытии истребителей. С конца октября они производили массовые налеты на аэродромы мятежников с целью уничтожить основную массу самолетов противника. Налеты на аэродромы Бургоса, Севильи, Авилы и др., произведенные с высоты 4 тыс. м, были внезапны для мятежников и нанесли им большой урон.

За первые дни боевой работы новых республиканских бомбардировщиков, т. е. с 28 октября по 13 ноября 1936 г., было уничтожено до 100 немецких и итальянских самолетов. Газета «Мундо Обреро», орган компартии Испании, 14 ноября 1936 г. привела подробный перечень боевых столкновений и их результатов за этот период. Из этого перечня видно, что свыше 60 самолетов мятежников уничтожено бомбометанием, а 40 — в воздушных боях.

Вот картина одного налета республиканских бомбардировщиков на аэродром мятежников.

28 октября 1936 г. утром на аэродроме у Талаверы, занятой фашистами, как всегда, было оживленно: 25 «юнкерсов» подготавливались к бомбардировочному налету на Мадрид; подвеска бомб была закончена; летный состав, получив последние инструкции, группами расходился к самолетам.

Вдруг раздался сигнал боевой тревоги. Летчики недоумевали: «Что это значит? Уж не появился ли какой-нибудь самоубийца на летающей республиканской «калоше»? Ну, так ему наши истребители покажут!»

Экипажи самолетов разбегались по своим машинам с расчетом быстро подняться в воздух, на некоторых самолетах уже завертелись пропеллеры, — но было уже поздно. Со страшным свистом падали стокилограммовые бомбы в группы самолетов и в ангары, разрываясь с оглушительным грохотом. Куски металла и дерева летели в воздух, падая в десятках метров от места взрыва. Из 25 «юнкерсов» 15 были полностью разрушены, 4 получили сильные повреждения, и уцелели лишь 6 самолетов. Большинство летчиков было убито. Оставшиеся истребители мятежников так и не успели атаковать республиканские самолеты, ибо последние так же быстро скрылись, как и появились.

Остатки сбитого республиканцами германского самолета «Юнкерс».

Уцелевшие летчики ошалело сходились к зданию штаба, где дежурный по штабу пытался дозвониться в вышестоящий штаб для выяснения, откуда и чьи самолеты. Удар был действительно неожиданным и ощутительным.

Бомбометание производилось не менее как 8—10 самолетами с высоты не ниже 4—5 тыс. м. «Храбрые» в боях с мирным населением немецкие летчики растерянно переглядывались. Куда-то исчезли их наглость и самоуверенность!

И в дальнейшем республиканские бомбардировщики так же успешно наносили чувствительные удары авиации мятежников, производили бомбометание других военных объектов в тылу. Большое применение нашла себе бомбардировочная авиация непосредственно на линии фронта, а также в ближайшем тылу, производя бомбометание войск на фронте и подходящих резервов к фронту.

Эти налеты совершались на высоте от 1 до 4 тыс. м в зависимости от наличия у противника средств ПВО. Как правило, налеты бомбардировщиков оказывали сильное деморализующее влияние на войска мятежников. Если войска малоустойчивы, то после систематических налетов, не прекращающихся в течение суток, такие войска могут легко поддаться панике и оставить позиции. Так часто случалось с войсками мятежников. Но если войска дисциплинированны, если каждый боец знает твердо свои обязанности, то при налетах авиации такие войска несут незначительные потери и не теряют своей боеспособности.

Для иллюстрации приведем два примера.

В декабре 1936 г. отряд республиканских войск (около 600 чел.) был выслан в район Талаверы (центральный фронт) для выполнения боевой задачи. Во время движения отряд был обнаружен разведкой мятежников, и через некоторое время бомбардировщики мятежников в большом количестве сделали налет на отряд. Но войска в момент налета рассредоточились на отдельные группы и искусно замаскировались в складках местности. И несмотря на то, что в течение дня на отряд было сделано до 15 налетов группами «юнкерсов» по 6—8 самолетов, потери республиканцев были невелики: 10 убитых и 15 раненых.

А вот пример налета республиканских бомбардировщиков на войска мятежников в районе Кихорна в июле 1937 г.

Три группы республиканских бомбардировщиков по 6 самолетов в каждой группе с разных высот произвели бомбардировку окопов мятежников. Этот налет был повторен трижды, и каждый раз фашистские войска сбивались в кучи, бросали оружие и наконец не выдержали и побежали, бросив окопы. Этой обстановкой воспользовались республиканские войска, которые энергичным наступлением заняли оставленные неприятелем позиции и продвинулись вперед на 3 км.

Бомбардировщики мятежников, встречая сильное сопротивление республиканских истребителей и зенитной артиллерии при налетах на укрепленные пункты, начали производить систематические налеты на мирные города республиканской Испании.

Выбирая населенные пункты, не имеющие средств ПВО, фашистские бомбардировщики сбрасывают бомбы на жилые дома, убивая мирных жителей — женщин и детей. Этими «успехами» немецкие и итальянские летчики могут «гордиться», на их совести кровь десятков тысяч мирных жителей, уничтоженных бомбами и расстрелянных из пулеметов в местах, совершенно не имеющих никакого военного значения.

Свое черное дело они стремятся делать под покровом ночи, так как днем республиканские истребители их настигают и сбивают изрядное количество самолетов.

*

Другой основной вид авиации, широко применяющийся в воздушной войне в Испании, — это истребительные самолеты.

Конкретными задачами истребительной авиации является уничтожение самолетов противника в воздушном бою и на аэродромах, прикрытие действий своих войск и прикрытие действий своей бомбардировочной и штурмовой авиации. Выполнить эти требования самолеты-истребители могут, только обладая большой скоростью, маневренностью и мощным вооружением (пулеметы и мелкокалиберные пушки).

Истребитель в воздушном бою должен быть поворотливым, могущим быстро занять выгодное положение, что часто решает исход боя.

Боевые операции истребители выполняют либо самостоятельно, либо во взаимодействии с другими родами авиации и со средствами ПВО.

Современные истребители обладают огромной скоростью, превышающей 500—560 км/час, большой скороподъемностью, большим потолком (свыше 10 тыс. м) и мощным огневым вооружением. Радиус действия их достигает 300—400 км.

На стороне мятежников действуют немецкие истребители типа «Хейнкель» и итальянские типа «Фиат». Боевые качества их несколько ниже республиканских, которые имеют большую скорость и отличную маневренность.

Во всех воздушных боях республиканские истребители выходили победителями. Кроме высоких качеств самолетов, большое значение имели высокие боевые качества республиканских летчиков и их преданность делу республиканской Испании.

Это подтверждается хотя бы таким боевым эпизодом.

В октябре 1937 г. на центральном фронте вылетели 5 республиканских истребителей для разведки позиций войск мятежников в районе Мадрида. Подходя к линии фронта, республиканские самолеты заметили 15 истребителей мятежников, находящихся на расстоянии 2—3 км и с превышением на 1 тыс. м. Фашистские истребители тоже заметили республиканцев и, пользуясь своим тройным численным превосходством, пошли в атаку на пятерку.

Конечно, имея преимущество в скорости, республиканские истребители могли легко уклониться от боя. Но вместо этого, быстро сомкнувшись, пятерка храбрецов ринулась на фашистов в лобовую атаку. Обычно такую атаку выдерживают только бойцы с крепкими нервами и сильной волей. Скорость сближения удваивается, и малейшая медлительность в принятии решения может привести к столкновению. Республиканцы все как один на огромной скорости шли прямо на самолеты противника, и... последние не выдержали, рассыпались и обратились в бегство.

Республиканские летчики только этого и ждали. Как коршуны, набросились они на одиночек, расстреливая их из пулеметов.

В этом бою было сбито 4 самолета мятежников, остальные фашистские самолеты, снизившись до бреющего полета, спаслись бегством на свою территорию.

А пятерка храбрецов сомкнутым строем, победно гудя моторами, вернулась на свой аэродром, где героев радостно приветствовали республиканские бойцы.

*

Опыт воздушной войны в Испании показал, какое огромное значение имеет противовоздушная оборона для отражения налетов авиации противника. До того времени, пока Мадрид не имел активных средств ПВО (истребительной авиации и зенитной артиллерии), население несло огромные потери. Но кроме активных средств, необходима хорошо налаженная система пассивных (местных) средств ПВО.

Бойцы республиканской армии обстреливают авиацию фашистских интервентов.

Мнение, будто население может прятаться от воздушных налетов в подвалах зданий, оказалось неправильным. Бомба калибром 250 мм и весом 500 кг пробивает многоэтажные здания и разрывается в подвалах. В силу этого во всех городах республиканской Испании было построено большое количество убежищ, в которых население скрывалось во время бомбежек.

Эти убежища строились на основе последних технических достижений, со специальными железобетонными перекрытиями, с приспособлениями для борьбы с проникновением отравляющих веществ. В убежищах имеются электроосвещение и водопровод.

В городах были организованы специальные отряды и команды из местных жителей для борьбы с пожарами, ликвидации последствий налетов, поддержания порядка и т. д.

Опыт боевого применения авиации в Испании показывает, что сложная авиационная техника, достигшая на данном этапе большого совершенства, работает безотказно при правильном ее использовании и правильной эксплуатации. Совершенное знание техники и хороший уход за материальной частью дают возможность получить наилучший эффект. Республиканские летчики и авиамеханики в совершенстве овладели техникой, и она их никогда не подводила. Не было случая, чтобы республиканские самолеты производили вынужденную посадку в тылу противника, в то время как на территории республиканцев по причине порчи материальной части опустился и был захвачен не один фашистский самолет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.