Фотоочерк Л. РИХТЕРА
Большой серый забор огородил огромный участок земли. С ним
граничат три улицы: Волхонка, Кропоткинская набережная и Саймоновский проезд.
Уже недалеко время, когда из-за забора начнут появляться
величественные контуры Дворца советов.
На строительной площадке полным ходом идут работы:
воздвигается фундамент для будущего гиганта.
Мы стоим на краю огромного котлована. В хаосе разрытого
грунта, в сплетениях труб, шлангов и проводов, среди деревянных подпор и
перекрытий ясно намечается огромное, 160-метровое в диаметре, внешнее кольцо
будущего фундамента.
Для того чтобы добраться до твердых известняковых пород, способных выдержать на себе колоссальную тяжесть сооружения, строителям нужно было пройти пять геологических слоев. На 32 м ниже уровня соседней Волхонки, в глубине земляных траншей идет напряженная работа. Трещат отбойные молотки, углубляя каменное ложе, крепятся отвесные стены, устанавливается опалубка. Траншеи наружного кольца разбиты на 32 секции, каждая секция имеет 15 м в ширину и около 18 м в глубину. Заполненные бетоном, они будут могучими опорами и примут на себя основную тяжесть здания. А тяжесть эта будет очень велика.
250 тыс. т весит один только стальной каркас будущего
исполина. Это вес пяти Эйфелевых башен. Недавно открытый огромный Саратовский
мост через Волгу весит только 11 тыс. т.
На стройке почти не видно людей: работы максимально
механизированы. Вот к отверстию колодца подполз на гусеничном ходу мощный
подъемный кран «Индустриал». На его крюке огромная железная бадья. Это бетон.
Медленно покачиваясь, пятитонный груз опускается в отверстие, где сооружается
очередная опора.
Бетон, бетон и бетон... Нескончаемыми потоками грузовых
автомобилей он привозится сюда круглые сутки. Одни фундаментные опоры потребуют
около 200 тыс. т бетона. Укладка бетона — дело «горячее»: пропустишь время,
бетон затвердеет — его «схватит», поэтому бетонные заводы располагаются вблизи
строительства.
Поедем с шофером только что выгруженной машины. Вокруг
котлована змеится прекрасная асфальтовая дорога — дорога к бетонному заводу.
Через пять минут наша машина, нырнув под арку больших ворот, останавливается
под высокой каменной башней. Открывается затвор бункера, и бадья, стоящая на
платформе нашей машины, принимает в себя полтора кубометра свежего бетона.
Бетонный завод, на который мы приехали, построен по последнему слову техники.
Длинная крытая галерея — проезд бетонного завода. Сквозь нее
проезжают машины, нагруженные песком, щебенкой и другими инертными материалами.
Механизм самосвала приподнимает платформу, и груз падает в металлические лотки,
которые длинной канавой тянутся между колесами машины. Спускаемся под землю.
Галерея теперь над нашей головой. Щебенка с грохотом сыплется из лотка, куда
только что сбросил ее автосамосвал, и в стремительном беге транспортера несется
мимо. Идем в направлении ее движения. Вот другой транспортер. Он стоит под
углом к первому и выносит свой груз на поверхность. Дальше еще один переход.
Отсюда подачу в случае излишка материала в бункерах можно переключить на
транспортеры, которые разнесут материал по складам. Пройдем мимо складов в
следующее помещение. Длинный 85-метровый транспортер. Круто взбираясь вверх, он
заканчивается в той каменной башне, под которой остановилась наша машина. Стоя
у его края, мы видим, как на сигнализационной доске, состоящей из трех
электроламп разных цветов, вспыхнули белая и желтая. Высоко в конце галереи
зажегся ответный сигнал: это значит, что сейчас пойдет песок и наверху готовы
его принять.
Рассортированные по своим бункерам, на верхнем этаже башни
собираются все основные элементы: песок, мелкий, крупный и средний щебень,
цемент и вода. От весовых комбинаций этих элементов зависят свойства будущего
бетона.
Замечательный памятник советской эпохи должен стоять века.
Строители Дворца советов тщательно исследовали остатки сохранившихся
древнеримских построек, отличавшихся, как известно, большой прочностью. В
результате этих и других анализов был найден новый вид цемента — пуццолановый,
— отличающийся большой долговечностью. Этот цемент вошел в бетон специальной
марки «ДО», впервые применяемой на строительстве.
Дозировочное отделение — основа завода. Круглый светлый зал
на предпоследнем этаже башни. Над нами выходы бункеров. С ними связан целый ряд
приборов. Поблескивают огромные циферблаты весовых указателей. Это мерники,
автоматически отвешивающие материал перед отправкой в смесительное отделение.
Посредине пульт управления. В этом зале работает только один человек —
дозировщик. Автоматизация характерна для всего завода, только несколько человек
регулируют и направляют машины.
Вот в дозировочной вспыхнула оранжевая лампа, прозвенел
звонок... Дозировщик переводит рычаг. Приходят в действие воздушные заслоны
мерников. С глухим шумом материалы сыплются в бетономешалку, которая находится
этажом ниже. Одна за другой на пульте дозировщика вспыхивают рубиново-красные
лампочки: они сигнализируют, что соответствующие им мерники пусты. Однако это
не тревожит дозировщика, — через мгновение начинается автоматическое
пополнение. Дрогнули и поползли стрелки весовых указателей. Вот они достигли
заданного веса... Так же быстро одна за другой гаснут рубиновые лампы и
зажигаются желтые. Это значит, что «все в порядке», — аппараты вновь заряжены.
Мы едва успеваем спуститься этажом ниже, как моторист,
обслуживающий смесительное отделение, прекращает вращение огромной, емкостью в
2 тыс. л, бетономешалки. Механизм поворачивает жерло бетономешалки вниз, и
готовый бетон через воронку в полу выходит наружу.
Мы идем снова на площадку. Подходим к месту работ и видим
множество железных труб, торчащих из земли короткими отрезками.
Сооружение фундамента на таких больших глубинах и в
непосредственной близости от Москва-реки — дело очень сложное. Водоносные слои,
которыми так обилен этот берег, грозили дезорганизовать стройку. На помощь
строителям пришла битумизация. Этот новейший способ американских
гидротехнических работ не только освоен советскими инженерами, но и обогащен
ими.
Под крытым навесом дымится топка большого котла. Пыхтит
насос. Рядом — смолисто-черные, упругие, как каучук, глыбы битума.
Уходящие в землю трубы на всем своем протяжении имеют ряд
небольших отверстий. Горячий расплавленный битум нагнетается в эти трубы под
большим давлением. Он проходит сквозь отверстия и легко забирается во все
мельчайшие поры известняка. Для того чтобы масса битума, проходя через холодные
слои земли, не застывала, ее подогревают, пропуская электрический ток по
заложенной в трубе проволоке. Битум оказался прекрасным материалом, — он создал
мощный заслон от грунтовых вод, и потому дно котлована, лежащее ниже уровня
Москва-реки, сейчас совершенно сухо.
Бетонировка внешнего кольца подходит к концу. Уже начали
строить второе, внутреннее. На него тоже ляжет тяжесть каркаса основной части
всего дворца — Большого зала. Шедевр строительной техники, единственный в мире
зал, рассчитанный на 20 тыс. человек, он по объему своему будет равен почти
миллиону кубометров. В его просторах свободно уместилась бы Хеопсова пирамида —
величайшее сооружение древности. ,
Этот зал предназначается для больших съездов, конференций и
заседаний. Но благодаря особому трюмному приспособлению, опускающему партер в
подвальную часть, он в несколько минут сможет быть превращен в зал массовых
зрелищ.
Начинается изготовление стального каркаса дворца. Скоро с
металлургических заводов Урала и Днепропетровска станут прибывать его отдельные
части и узлы. Тогда хозяевами положения на стройке станут монтажники. Это им на
огромной высоте придется плести хитрое стальное кружево невиданной конструкции.
Огромную площадь в 110 тыс. кв. и займет основание
сооружения. Это в два раза больше нашей Красной площади. 99 лифтов и 62
эскалатора свяжут между собой бесчисленные залы, фойе и комнаты дворца.
Замечательна длина его водоснабженческих, вентиляционных и отопительных сетей.
Вытянув, например, в одну линию его кабельную сеть, мы могли бы соединить
Москву с Киевом.
Высота дворца — 415 и. В радиусе 350 км будет видна стометровая металлическая скульптура Ленина, которая увенчает собой этот замечательный памятник советского зодчества.
Целая сеть водопроводных и воздушных труб идет вдоль строительного котлована. |
Вдоль всего котлована тянутся короткие обрезки железных труб. |
Так выглядит установка для нагнетания битума. |
Спуск бадьи с бетоном в траншею. |
На дне колодца специальные вибраторщики, пользуясь электробулавами, утрясают только что поданный бетон. |
Башня бетонного завода. Когда откроется затвор бункера, бадья, стоящая на платформе, примет в себя полтора кубометра свежего бетона |
Проект кулуаров Большого зала. |
Проект фойе Большого зала. |
На сигнализационной доске у транспортера вспыхнули оранжевая и белая лампы — сейчас пойдет песок. |
Дозировочное отделение бетонного завода. На снимке — мерники, автоматически отвешивающие материал перед отправкой его в бетономешалку. |
Пульт управления в дозировочной. |
Деталь главного входа. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий