Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

02 марта 2023

Рождение гиганта

Фотоочерк Л. РИХТЕРА

Большой серый забор огородил огромный участок земли. С ним граничат три улицы: Волхонка, Кропоткинская набережная и Саймоновский проезд.

Уже недалеко время, когда из-за забора начнут появляться величественные контуры Дворца советов.

На строительной площадке полным ходом идут работы: воздвигается фундамент для будущего гиганта.

Мы стоим на краю огромного котлована. В хаосе разрытого грунта, в сплетениях труб, шлангов и проводов, среди деревянных подпор и перекрытий ясно намечается огромное, 160-метровое в диаметре, внешнее кольцо будущего фундамента.

Для того чтобы добраться до твердых известняковых пород, способных выдержать на себе колоссальную тяжесть сооружения, строителям нужно было пройти пять геологических слоев. На 32 м ниже уровня соседней Волхонки, в глубине земляных траншей идет напряженная работа. Трещат отбойные молотки, углубляя каменное ложе, крепятся отвесные стены, устанавливается опалубка. Траншеи наружного кольца разбиты на 32 секции, каждая секция имеет 15 м в ширину и около 18 м в глубину. Заполненные бетоном, они будут могучими опорами и примут на себя основную тяжесть здания. А тяжесть эта будет очень велика.

250 тыс. т весит один только стальной каркас будущего исполина. Это вес пяти Эйфелевых башен. Недавно открытый огромный Саратовский мост через Волгу весит только 11 тыс. т.

На стройке почти не видно людей: работы максимально механизированы. Вот к отверстию колодца подполз на гусеничном ходу мощный подъемный кран «Индустриал». На его крюке огромная железная бадья. Это бетон. Медленно покачиваясь, пятитонный груз опускается в отверстие, где сооружается очередная опора.

Бетон, бетон и бетон... Нескончаемыми потоками грузовых автомобилей он привозится сюда круглые сутки. Одни фундаментные опоры потребуют около 200 тыс. т бетона. Укладка бетона — дело «горячее»: пропустишь время, бетон затвердеет — его «схватит», поэтому бетонные заводы располагаются вблизи строительства.

Поедем с шофером только что выгруженной машины. Вокруг котлована змеится прекрасная асфальтовая дорога — дорога к бетонному заводу. Через пять минут наша машина, нырнув под арку больших ворот, останавливается под высокой каменной башней. Открывается затвор бункера, и бадья, стоящая на платформе нашей машины, принимает в себя полтора кубометра свежего бетона. Бетонный завод, на который мы приехали, построен по последнему слову техники.

Длинная крытая галерея — проезд бетонного завода. Сквозь нее проезжают машины, нагруженные песком, щебенкой и другими инертными материалами. Механизм самосвала приподнимает платформу, и груз падает в металлические лотки, которые длинной канавой тянутся между колесами машины. Спускаемся под землю. Галерея теперь над нашей головой. Щебенка с грохотом сыплется из лотка, куда только что сбросил ее автосамосвал, и в стремительном беге транспортера несется мимо. Идем в направлении ее движения. Вот другой транспортер. Он стоит под углом к первому и выносит свой груз на поверхность. Дальше еще один переход. Отсюда подачу в случае излишка материала в бункерах можно переключить на транспортеры, которые разнесут материал по складам. Пройдем мимо складов в следующее помещение. Длинный 85-метровый транспортер. Круто взбираясь вверх, он заканчивается в той каменной башне, под которой остановилась наша машина. Стоя у его края, мы видим, как на сигнализационной доске, состоящей из трех электроламп разных цветов, вспыхнули белая и желтая. Высоко в конце галереи зажегся ответный сигнал: это значит, что сейчас пойдет песок и наверху готовы его принять.

Рассортированные по своим бункерам, на верхнем этаже башни собираются все основные элементы: песок, мелкий, крупный и средний щебень, цемент и вода. От весовых комбинаций этих элементов зависят свойства будущего бетона.

Замечательный памятник советской эпохи должен стоять века. Строители Дворца советов тщательно исследовали остатки сохранившихся древнеримских построек, отличавшихся, как известно, большой прочностью. В результате этих и других анализов был найден новый вид цемента — пуццолановый, — отличающийся большой долговечностью. Этот цемент вошел в бетон специальной марки «ДО», впервые применяемой на строительстве.

Дозировочное отделение — основа завода. Круглый светлый зал на предпоследнем этаже башни. Над нами выходы бункеров. С ними связан целый ряд приборов. Поблескивают огромные циферблаты весовых указателей. Это мерники, автоматически отвешивающие материал перед отправкой в смесительное отделение. Посредине пульт управления. В этом зале работает только один человек — дозировщик. Автоматизация характерна для всего завода, только несколько человек регулируют и направляют машины.

Вот в дозировочной вспыхнула оранжевая лампа, прозвенел звонок... Дозировщик переводит рычаг. Приходят в действие воздушные заслоны мерников. С глухим шумом материалы сыплются в бетономешалку, которая находится этажом ниже. Одна за другой на пульте дозировщика вспыхивают рубиново-красные лампочки: они сигнализируют, что соответствующие им мерники пусты. Однако это не тревожит дозировщика, — через мгновение начинается автоматическое пополнение. Дрогнули и поползли стрелки весовых указателей. Вот они достигли заданного веса... Так же быстро одна за другой гаснут рубиновые лампы и зажигаются желтые. Это значит, что «все в порядке», — аппараты вновь заряжены.

Мы едва успеваем спуститься этажом ниже, как моторист, обслуживающий смесительное отделение, прекращает вращение огромной, емкостью в 2 тыс. л, бетономешалки. Механизм поворачивает жерло бетономешалки вниз, и готовый бетон через воронку в полу выходит наружу.

Мы идем снова на площадку. Подходим к месту работ и видим множество железных труб, торчащих из земли короткими отрезками.

Сооружение фундамента на таких больших глубинах и в непосредственной близости от Москва-реки — дело очень сложное. Водоносные слои, которыми так обилен этот берег, грозили дезорганизовать стройку. На помощь строителям пришла битумизация. Этот новейший способ американских гидротехнических работ не только освоен советскими инженерами, но и обогащен ими.

Под крытым навесом дымится топка большого котла. Пыхтит насос. Рядом — смолисто-черные, упругие, как каучук, глыбы битума.

Уходящие в землю трубы на всем своем протяжении имеют ряд небольших отверстий. Горячий расплавленный битум нагнетается в эти трубы под большим давлением. Он проходит сквозь отверстия и легко забирается во все мельчайшие поры известняка. Для того чтобы масса битума, проходя через холодные слои земли, не застывала, ее подогревают, пропуская электрический ток по заложенной в трубе проволоке. Битум оказался прекрасным материалом, — он создал мощный заслон от грунтовых вод, и потому дно котлована, лежащее ниже уровня Москва-реки, сейчас совершенно сухо.

Бетонировка внешнего кольца подходит к концу. Уже начали строить второе, внутреннее. На него тоже ляжет тяжесть каркаса основной части всего дворца — Большого зала. Шедевр строительной техники, единственный в мире зал, рассчитанный на 20 тыс. человек, он по объему своему будет равен почти миллиону кубометров. В его просторах свободно уместилась бы Хеопсова пирамида — величайшее сооружение древности.           ,

Этот зал предназначается для больших съездов, конференций и заседаний. Но благодаря особому трюмному приспособлению, опускающему партер в подвальную часть, он в несколько минут сможет быть превращен в зал массовых зрелищ.

Начинается изготовление стального каркаса дворца. Скоро с металлургических заводов Урала и Днепропетровска станут прибывать его отдельные части и узлы. Тогда хозяевами положения на стройке станут монтажники. Это им на огромной высоте придется плести хитрое стальное кружево невиданной конструкции.

Огромную площадь в 110 тыс. кв. и займет основание сооружения. Это в два раза больше нашей Красной площади. 99 лифтов и 62 эскалатора свяжут между собой бесчисленные залы, фойе и комнаты дворца. Замечательна длина его водоснабженческих, вентиляционных и отопительных сетей. Вытянув, например, в одну линию его кабельную сеть, мы могли бы соединить Москву с Киевом.

Высота дворца — 415 и. В радиусе 350 км будет видна стометровая металлическая скульптура Ленина, которая увенчает собой этот замечательный памятник советского зодчества.

Целая сеть водопроводных и воздушных труб идет вдоль строительного котлована.

Вдоль всего котлована тянутся короткие обрезки железных труб.

Так выглядит установка для нагнетания битума.

Общий вид строительства Дворца советов. Справа — в траншеях внутреннего кольца фундамента ведутся скальные работы. Слева — начало наращивания железобетонной балки на уже законченные опоры наружного кольца.

Спуск бадьи с бетоном в траншею.

На дне колодца специальные вибраторщики, пользуясь электробулавами, утрясают только что поданный бетон.

Башня бетонного завода. Когда откроется затвор бункера, бадья, стоящая на платформе, примет в себя полтора кубометра свежего бетона

Проект кулуаров Большого зала.

Проект фойе Большого зала.

На сигнализационной доске у транспортера вспыхнули оранжевая и белая лампы — сейчас пойдет песок.

Дозировочное отделение бетонного завода. На снимке — мерники, автоматически отвешивающие материал перед отправкой его в бетономешалку.

Пульт управления в дозировочной.

На фото показан Большой зал Дворца советов. Он рассчитан на 20 тыс. человек. По объему своему он будет равен почти миллиону кубометров. Хеопсова пирамида — величайшее сооружение древности — свободно уместилась бы в его просторах.

Деталь главного входа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.