Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

25 февраля 2023

Подземные ангары

Инж. С. РОЗАНОВ

Англичанин Ассен Джорданов, автор замечательной книги «Ваши крылья», так характеризует возможности современной боевой авиации:

«Самолет сделал самые отдаленные страны соседями. В прежнее время противник вторгался в страну, пробираясь пешком или верхом. Отныне неприятельские армии могут нахлынуть, используя бензин и шелк...»

Современная оборона в борьбе с воздушным противником выдвигает подземные устройства как одно из надежнейших средств защиты от бомбардировочных налетов. Повсюду за границей наблюдается стремление использовать подземные сооружения для защиты баз авиации.

Как никогда интенсивно, ведется подготовка, возникают на границах подземные сооружения, в частности подземные ангары, получившие всеобщее признание.

Идея устройства подземных ангаров не нова. Еще в 1917 г. в районе Гента (Бельгия) германцы соорудили подземные базы авиации. Это были ангары, заложенные на незначительной глубине. Они скорее просто маскировали базу, но не защищали ее от авиабомб и снарядов. К тому же артиллерийская техника того времени была не столь разрушительной, методы стрельбы и воздушного бомбометания позволяли при устройстве подземных баз авиации не забираться глубоко в землю. Иное дело сейчас, при наличии в артиллерии и авиации таких снарядов и аэробомб, которые способны проникать в землю чрезвычайно глубоко и только там взрываться.

Такие подземные ангары мелкого заложения строились в 1917 г.

Все аэродромы, посадочные площадки воздушных линий, аэропорты и другие авиационные сооружения мирного временя, в особенности сооружения гражданского флота, известны не только по месту своего расположения, но и в деталях. К тому же самолеты, стоящие на открытом месте, ангары и другие специфические сооружения сильно демаскируют аэродром, так что он отлично виден с очень большой высоты.

Значит, сооружая аэродромы под землей, можно укрыть их от глаз противника. Если же подземная база находится глубоко под землей, защищенная бетонными и противогазовыми сооружениями, то, обнаруженная противником, она все-таки не поражаема ни снарядом, ни бомбой, ни отравляющими веществами.

А это сохранит состав авиации обороняющейся страны.

Германия как одна из самых агрессивных фашистских стран особенно форсированно сооружает подземные ангары. Уже с 1933 г. в специальной печати проскальзывали сообщения о строительстве подземных аэродромов и ангаров в германских городах — Франкфурте, Аахене, Штутгарте, Гениентале, Кельне, Фрейбурге — и вдоль всей западной границы, а также в гористых южных районах Германии.

И в Италии, при укреплении оборонных пунктов на Эгейских островах, Леросе и т. д., оборудовано большое количество подземных хранилищ и ангаров. Япония также лихорадочно строит подземные аэродромы в Манчжурии.

На нижнем — проект двухэтажного подземного ангара (японский вариант): 1 — комната для летчиков и технического персонала; 2 — ангар для дежурных истребителей; 3 — ангар для тяжелых кораблей; 4 — ремонтная мастерская; 5 — подъемная машина; 6 — склад боеприпасов и горючего; 7 — вестибюль, где установлена катапульта; 8 — герметически закрывающаяся бронированная дверь; 9 — детонационная плита.

Что же представляют собой эти подземные сооружения, вмещающие, кроме больших самолетов, целый ряд складов и подсобных предприятий — мастерских, лифтов, электростанций, жилых помещений и т. д.

В Англии издана книга «Бетон в аэродромном строительстве». Фактические данные и фотографии, приводимые в настоящей статье, заимствованы из этой книги.

В горных районах Германии и на германском побережье Северного моря для размещения гидросамолетов сооружены подземные ангары тоннельного типа.

Такие ангары сооружаются там, где вблизи аэродрома имеются возвышенности, в глубине которых и устраиваются подземные тоннели. Железобетонная конструкция такого ангара поддерживает толщу породы. В случае, если естественный настил недостаточно толст и не предохранит от разрушительного взрыва крупной авиабомбы, делают так называемый железобетонный тюфяк. Это — прокладка, усиливающая верхний настил, так как она создает условия для взрыва бомбы или снаряда выше нее. Вход в этот ангар защищен герметически закрывающимися воротами. Специальные шлюзы и повышенное атмосферное давление внутри сооружения делают внутренность всех подземных помещений не проницаемой для газов. Толщина внутренней железобетонной облицовки такого ангара — от 80 до 140 см.

В ангаре — освещение, водопровод, телефон. От шести до пятнадцати самолетов стоят здесь носом к выходу. Выводят их тягачами или вручную. Для заправки самолета в ангаре имеется нужное оборудование.

Для гидросамолетов подземные ангары строятся у крутого берега. Тоннель вырывают на уровне воды в глубине берега. Затем его затопляют водой. Гидросамолеты вплавь пробираются в тоннель и стоят на воде в этом ангаре. Для обслуживающего персонала вдоль стен такого ангара устраиваются помосты, имеются и лодки.

На одном из рисунков можно видеть подземную авиабазу. Такие авиабазы построили американцы на Аляске и в других пунктах Америки. Это база глубокого заложения, она закреплена железобетонной отделкой с мощным железобетонным сводом. Этот свод вместе с естественным верхним настилом не даст возможности пробить ангар даже сосредоточенным огнем и при сконцентрированном прямом попадании авиабомб и снарядов. В этом ангаре поражает пролет его: он небывало велик и превосходит максимальные пролеты крупнейших в мире гражданских подземных сооружений.

Такую подземную авиабазу глубокого заложения построили американцы на Аляске и в других пунктах своей страны: 1 — механическая и ремонтная мастерские; 2 — помещение для техников и летного состава; 3 — хранилище для самолетов: 4 — электростанция, склады горючего и смазочного; 5 — броневая установка с зенитными орудиями; 6 — наклонный скат-тоннель, по которому самолеты попадают в ангар.

Здесь ангар солидно вооружен противозенитной артиллерией. Зенитные орудия надежно защищены броневыми прикрытиями, выполненными в общем комплексе подземной базы. Эта авиабаза состоит из хранилища самолетов, механической и ремонтной мастерских, помещения для техников и летного состава, электростанции, склада, где хранятся горючее, смазочное и боеприпасы, и, наконец, броневой установки с зенитными орудиями. Самолеты выводятся из ангара и вводятся в него по наклонному скату — тоннелю. Чтобы не загрязнять выхлопными газами воздух ангара, для передвижения самолетов употребляются аккумуляторные электрокары.

Если в районе аэродрома нет возвышенностей, в глубине которых можно было бы разместить подземные ангары, а сооружать ангары на большой глубине по различным причинам нерентабельно, устраивают ангары, имеющие наклонные выходы и спуски на небольшой глубине, и усиливают верхний настил железобетонной прокладкой — тюфяком. Железобетонную прокладку закладывают на глубине 2—4 м. Вход в ангар открыт. Чтобы замаскировать сооружение, его кругом обсаживают деревьями и кустарником. Газонепроницаемость достигается также шлюзами и повышенным атмосферным давлением внутри ангаров.

Для снабжения воздухом на случай газовой атаки в ангаре хранится запас кислорода в баллонах или же устраиваются специальные фильтры-очистители, выведенные наружу, но замаскированные кустами или деревьями. Подъем самолетов и спуск в ангар производятся при помощи быстродействующей лебедки, работающей от электромотора. Такие ангары за границей называются «подповерхностными».

«Подповерхностный» ангар с открытым входом, замаскированным деревьями и кустарником.

Недостаток подземного ангара периода 1917 г. с современной точки зрения заключается в том, что благодаря мелкому заложению он уязвим. Тяжелые бомбы разрушат такой ангар. Но положительная сторона этого сооружения в том, что здесь самолет имеет возможность без всякой рулежки, без помощи тягача, непосредственно взлетать прямо из-под земли: к моменту выхода из-под верхнего укрепления самолет уже имеет достаточную взлетную скорость.

В новом американском подземном ангаре самолеты будут выбрасываться в воздух при помощи катапульты.

На строящийся в Сиэтле (тихоокеанское побережье Америки) по заданию военного министерства подземный аэродром ассигновано около 50 млн. долларов. Этот ангар представляет сооружение, заложенное на очень большой глубине и вертикальной шахтой связанное с надземной частью — вестибюлем. По неуязвимости и технической оснащенности ангар в Сиэтле будет представлять собой образец новейшей американской техники. Проект тщательно продуман, учтены все возможности и требования боевого использования ангара.

На верхнем рисунке подземный ангар глубокого заложения, строящийся в Сиэтле (США)

Облицовка и крепление шахты сделаны небольшой толщины, так как мощный фундамент надземного вестибюля обеспечивает сохранность шахты. Самолеты, садясь на землю, прируливают к вестибюлю и затем со сложенными крыльями на тележке, передвигаемой по рельсам, подаются в лифт.

Внизу шахты имеется углубление, в которое лифт опускается так, что самолет становится на одном уровне с полом ангара. Наземный вестибюль имеет железобетонный потолок и тщательно замаскирован деревьями и постройками. В этом же вестибюле расположена катапульта, выбрасывающая самолеты в воздух.

Внутри ангара в отдельных отсеках расположены мастерские, склады, водопровод, электростанция и другие службы.

Такова техника подземных ангаров и аэродромных сооружений сегодняшнего дня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.