Ми в одной стране нет такой огромной водной системы, как у
нас. Общее ее протяжение — 500 тыс. км. Но все наши водные пути были мало
связаны между собой. Волга, Дон и Днепр, текущие в меридиональном направлении,
не имели широтной связи; Днепр вдобавок был надвое рассечен порогами. А
многоводные сибирские реки текли в мертвое ледяное море, и поэтому они имели
только местное значение в верхнем и среднем своем течении.
Старая Россия довольствовалась естественными водными путями.
Искусственных путей почти не прокладывали, ограничиваясь теми, что остались со
времен Петра I и с начала XIX столетия. По водным своим путям царская Россия
перевозила едва 30 млн. т грузов, сейчас грузооборот дошел до 75 млн. т.
Гидравлическая потенциальная мощность рек и озер нашей страны
превышает 200 млн. квт. Площадь в 35 млн. га можно оросить водами тех рек, что
протекают в районах недостаточного естественного увлажнения.
Старая Россия не знала крупного гидротехнического
строительства. Единственным ее «гигантом» была станция мощностью в 1 тыс. квт,
а мощность всех ее гидростанций едва достигала 10 тыс. квт. В двенадцать раз
увеличили мощность гидростанций большевики, увеличили до 1230 тыс. квт.
Поливное земледелие, не очень распространенное до революции, теперь развернуто
на площади в 6 млн. га.
За эти двадцать лет Днепр стал судоходен на всем своем протяжении. По Северному морскому пути изо всех портов Союза пошли суда в великие реки Сибири. Путь из Ленинграда в Белое море сократился на 4 тыс. км.
Беломорско-Балтийский канал через Мариинскую водную систему
соединил Белое море с Волгой. Волею большевиков Волга свернула в другое русло,
волжские воды докатились до Москвы, и — сердце страны — ее столица прямым
водным путем связана с Каспийским, Балтийским и Белым морями.
Колоссальна работа, проделанная за годы советской власти, за две сталинских пятилетки. Но это только начало. За 20 лет создана такая прочная база, что смелый замысел в корне изменить географию страны не кажется фантастическим.
Предстоит создать сверхмагистральный водный путь по Волге.
Чтобы связать ее с Черным и Азовским морями, будет построен Волго-Донской
канал. Через реки Жиздру и Десну Ока будет соединена с Днепром; так возникнет
среднеширотный водный путь Кама—Волга—Днепр. Соединив верховья Волги и Днепра,
мы создадим меридиональный водный путь из Черного моря — через Днепр — верховья
Волги — Мсту — Волхов и Неву — в
Ленинград.
Узким местом в этом сверхмагистральном пути окажется старая
Мариинская система, — она будет реконструирована. Камо-Печорско-Вычегодское
соединение свяжет Волгу с Северным Ледовитым океаном, с бассейном Печоры,
богатым лесом, углем и нефтью. Северный широтный путь пройдет по Вычегде и
Сухоне, с выходом — по Северной Двине — в Белое море, и на Шексну — через канал
между Кубенским озером и Шексной.
Гидроэнергетическое строительство развернется на Волге,
Каме, Оке, Днепре. Основной костяк этой системы — Волга.
Территория ее бассейна равна 1,4 млн. кв. км; населяет его
около 50 млн. человек. Здесь расположены крупнейшие индустриальные сельскохозяйственные
районы Союза. Волга может дать до 10 млн. квт энергии, около 50 млрд. квтч в
год.
Крупнейшими гидротехническими узлами с их огромными
водохранилищами будет реконструирован бассейн Волги. На всем своем протяжении
от Рыбинска до Астрахани река будет иметь глубину сначала в три, а потом в пять
метров. Электростанции на этих узлах дадут стране десятки миллиардов
киловатт-часов энергии. Уже строится крупнейший из волжских гидроузлов —
Куйбышевский, с его гидростанцией мощностью в 2,5 млн. квт, производительностью
в 13,5 млрд. квтч в год.
Эта гидростанция, самая мощная в мире, расположится в самом
центре европейской части страны, даст энергию бедным топливом Центральному
промышленному району, Поволжью, Уралу.
Крупные водохранилища углубят Каму, Печору и Вычегду, Оку и
Днепр. Реконструированный Дон после постройки Волго-Донского канала соединит
мощную волжскую водную сеть с Черным и Азовским морями. Так создастся основная воднотранспортная
сеть всех морей европейской части Союза ССР. Центром этой системы будет столица
Советского Союза Москва.
Реконструкция рек не только увеличит водные пути и
энергоснабжение Союза. Попутно будут обводнены и орошены засушливые земли —
низовья Днепра, Ставропольское плато, заволжские степи. Безводная Калмыкия
получит реку-канал, которая, питаясь водой Волги, по естественной депрессии
пройдет через центр республики. Маловодный Донбасс будет питаться водой Донца.
Разобщенные геологическими явлениями, Черное и Каспийское
моря будут соединены морским каналом. Уже сейчас строится путь до Дивного, по
глубине доступный речным судам. В дальнейшем здесь будет путь для морских
судов. Так будет создан выход из Каспия во внешние моря. Из большого озера он
сделается морем.
Обозначенная на карте схема реконструкции основных водных
потоков европейской части Союза есть предварительный план крупнейшего
гидротехнического строительства Союза ССР. Основные объекты этого плана уже
осуществлены или находятся в стройке, другие проектируются.
Уже сейчас СССР по использованию водных богатств — первая в мире страна.
На протяжении ста тысяч километров по нашим рекам ходят
суда. Даже в Соединенных штатах воднотранспортная сеть равна только 42 тыс. км.
Эффективная гидроэнергетическая мощность наших рек и озер — 65 млн. квт, 35%
мировых запасов гидроэнергии. Реки и озера США дают только 48 млн. квт
эффективной мощности — около 26% мировых запасов.
Какой увидят люди нашу землю в будущем?
Еще несколько большевистских пятилеток — и никто не поверит,
что было время, когда человек пассивно плыл по течению рек, когда реки текли,
повинуясь только наклону земной поверхности.
Социалистический человек подчинил себе реки и моря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий