Инж. М. ФРИШМАН
Советский Союз — великая железнодорожная держава.
Растет техника нашего транспорта, растут погрузки составов,
увеличиваются мощности паровозов и скорости движения.
Сталинский наказ грузить 80 тыс. вагонов в сутки намного
перевыполнен.
100 тыс. вагонов в сутки — вот цифра, которая стала обычной
в наши дни.
Еще не так давно считалось, что один паровоз может тянуть
железнодорожный состав весом в 1500 т. Теперь же советский паровоз «Феликс
Дзержинский» нередко ведет поезд весом в 11 тыс. т.
Почти в два раза повысились скорости движения поездов. Их
ведут новые люди транспорта, ученики и последователи знатного железнодорожника
Петра Кривоноса.
Для тяжелых поездов, идущих с большими скоростями, на основных железнодорожных магистралях созданы машинно-путевые станции. Они полностью реконструируют путь, обновляют его новыми, значительно более мощными и прочными материалами. Вместо легкого песка под шпалами, вместо слабеньких шпал и рельсов укладываются тяжелый щебень, прочные шпалы, пропитанные креозотом, и тяжелые новые рельсы.
Взгляните на эти рисунки. Перед вами отдельные эпизоды железнодорожной техники, которая сейчас уже уходит в историю. Вот старый путь.
Его рельсы едва держатся на шпалах. Костылей мало, болтов не
хватает. Путь этот уложен с большим подъемом, по-видимому, в гористой
местности. Вы видите, как трудно приходится этим трем паровозам, которые, пыхтя
и обволакиваясь густым черным дымом, медленно везут состав товарных вагонов. До
революции в России был только один «мощный» паровоз серии «Ов». Его
в шутку зовут теперь «овечкой» — из-за слабости сил. Только перед самой
империалистической войной появился более мощный паровоз «Э».
На следующем рисунке изображен другой эпизод железнодорожной техники, уходящей в былое. Пассажирское движение в пригороде. Маленький поезд из крошечных вагонов. Окна их как-то странно схвачены деревянными переплетами, отчего еще темнее внутри. Узкий, грязный вагон со свечными фонарями производит удручающее впечатление. Везет этот поезд пассажирский паровоз серии «Нв». Смешным кажется сейчас этот паровозик с большой трубой по сравнению с нашими большими советскими локомотивами.
Еще ниже вы видите железнодорожный путь, уходящий в нескончаемую даль среднеазиатской пустыни. Кругом одиноко растут жесткие кусты саксаула. Верблюд, который бежит по пустыне, может, долго не пить, а паровозы никак не могут бежать без воды. Через каждые 60—70 км они требуют пополнения своих запасов, которые исчезают в воздухе в виде пара.
Вот стоит стрелочник. Сигнал рожка передает ему команду — перевести стрелку. Двумя руками берется он за тяжелый рычаг. Так управляли раньше движением поездов даже на самых крупных узлах. Малейшая ошибка: рожок неясно проиграл сигнал, человек не понял или перепутал команду, — и стрелка переведена на занятый путь. Аварии почти неминуема.
Посмотрите теперь на другие рисунки, и вы увидите, что мы создали на смену кустарной железнодорожной технике.
Вот они, могучие красавцы-паровозы, выпестованные первой
пятилеткой: «Иосиф Сталин» и «Феликс Дзержинский». Первый — пассажирский,
второй — товарный.
6 ноября 1931 г., к XIV годовщине Октября, в Москву прибыл первый новый паровоз «Феликс Дзержинский», построенный рабочими бывшего Луганского завода, ныне Ворошиловградского. Его мощность в два раза больше мощности паровоза «Э». Скорость его может достигать 90 км в час. Это на нем наши кривоносцы-машинисты ставили рекорды веса поездов — до 11 тыс. т и даже выше.
А в октябре 1932 г. был рожден еще один сверхмощный пассажирский паровоз — «Иосиф Сталин». Он может вести большие пассажирские составы со скоростью до 130 км в час. Прошло пять лет. И в год двадцатилетия Октября построен новый тип паровоза «ИС». Этот красивейший паровоз может двигаться со скоростью 150 км в час.
Вместо старых, грязных, медленно ползущих пригородных поездов вы видите теперь светлые и просторные электропоезда. Широкие удобные скамьи зимой обогреваются электричеством. Вечером электрический свет мягко разливается по всему вагону. Такому электропоезду не нужно много времени, чтобы достигнуть скорости 80—90 км в час. Он быстро набирает скорость и может почти сразу остановиться.
Электрифицированы не только пригородные участки. Знаменитый Сурамский перевал на Кавказе, на котором так мучились старые паровозы, теперь электрифицирован. Мощные советские электровозы «ПБ» («Политбюро»), «ВЛ» («Владимир Ленин») и другие без труда везут по Сурамскому перевалу огромные составы товарных поездов.
Быстро растет протяженность электрифицированных линий на
дорогах СССР. За пять лет, с 1929 по 1934 г., их было проложено только 374 км,
а в 1936 г. длина электролиний дошла уже до 632 км.
Большая экономичность, быстрое развитие высоких скоростей и
свободное преодоление крутых подъемов — вот неоспоримые преимущества
электропоездов. В стране социализма, где создана единая высоковольтная сеть,
дающая дешевую энергию, электрифицированный транспорт имеет все, чтобы
развиваться в гигантских масштабах.
Но не только в электрификации мы достигли крупнейших
успехов. Замечательной победой советской техники является и чудесный паровоз
«СО» с тендер-конденсатором. Отработанный пар не уходит через трубу в небо, он
поступает в тендер и конденсируется (сгущается) здесь в воду, которая снова
идет в паровой котел и снова, в виде пара, движет поршни машины. Паровоз «СО» с
тендер-конденсатором может пройти 1 тыс. км, не набирая воды. Теперь померкла
слава «корабля пустыни», что изображен на одном из рисунков слева.
Взгляните на последний рисунок. Вы видите человека, который
управляет один всей станцией. Он заменяет и стрелочников, и сигналистов. Перед
ним «табло» — схема всей станции, на которой зажигаются контрольные огни. Они
показывают, где свободны пути, где и как переведены стрелки и где открыты
сигналы. Если бы этот человек вдруг ошибся и захотел неправильно перевести
стрелку или открыть сигнал, он не мог бы этого сделать. Ручка аппарата не
поддалась бы. Этот умный аппарат работает теперь на нашем транспорте. Весь
участок пути в 20—30 км со станциями находится под командой одного человека
диспетчера.
Быстро идут поезда по дорогам Страны Советов. Четко и бесперебойно работают эти кровеносные артерии народнохозяйственной жизни и обороны первого в мире пролетарского государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий