Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 января 2023

Наш паровоз, вперед лети!

Инж. М. ФРИШМАН

Советский Союз — великая железнодорожная держава.

Растет техника нашего транспорта, растут погрузки составов, увеличиваются мощности паровозов и скорости движения.

Сталинский наказ грузить 80 тыс. вагонов в сутки намного перевыполнен.

100 тыс. вагонов в сутки — вот цифра, которая стала обычной в наши дни.

Еще не так давно считалось, что один паровоз может тянуть железнодорожный состав весом в 1500 т. Теперь же советский паровоз «Феликс Дзержинский» нередко ведет поезд весом в 11 тыс. т.

Почти в два раза повысились скорости движения поездов. Их ведут новые люди транспорта, ученики и последователи знатного железнодорожника Петра Кривоноса.

Для тяжелых поездов, идущих с большими скоростями, на основных железнодорожных магистралях созданы машинно-путевые станции. Они полностью реконструируют путь, обновляют его новыми, значительно более мощными и прочными материалами. Вместо легкого песка под шпалами, вместо слабеньких шпал и рельсов укладываются тяжелый щебень, прочные шпалы, пропитанные креозотом, и тяжелые новые рельсы.

Взгляните на эти рисунки. Перед вами отдельные эпизоды железнодорожной техники, которая сейчас уже уходит в историю. Вот старый путь.

Его рельсы едва держатся на шпалах. Костылей мало, болтов не хватает. Путь этот уложен с большим подъемом, по-видимому, в гористой местности. Вы видите, как трудно приходится этим трем паровозам, которые, пыхтя и обволакиваясь густым черным дымом, медленно везут состав товарных вагонов. До революции в России был только один «мощный» паровоз серии «Ов». Его в шутку зовут теперь «овечкой» — из-за слабости сил. Только перед самой империалистической войной появился более мощный паровоз «Э».

На следующем рисунке изображен другой эпизод железнодорожной техники, уходящей в былое. Пассажирское движение в пригороде. Маленький поезд из крошечных вагонов. Окна их как-то странно схвачены деревянными переплетами, отчего еще темнее внутри. Узкий, грязный вагон со свечными фонарями производит удручающее впечатление. Везет этот поезд пассажирский паровоз серии «Нв». Смешным кажется сейчас этот паровозик с большой трубой по сравнению с нашими большими советскими локомотивами.

Еще ниже вы видите железнодорожный путь, уходящий в нескончаемую даль среднеазиатской пустыни. Кругом одиноко растут жесткие кусты саксаула. Верблюд, который бежит по пустыне, может, долго не пить, а паровозы никак не могут бежать без воды. Через каждые 60—70 км они требуют пополнения своих запасов, которые исчезают в воздухе в виде пара.

Вот стоит стрелочник. Сигнал рожка передает ему команду — перевести стрелку. Двумя руками берется он за тяжелый рычаг. Так управляли раньше движением поездов даже на самых крупных узлах. Малейшая ошибка: рожок неясно проиграл сигнал, человек не понял или перепутал команду, — и стрелка переведена на занятый путь. Аварии почти неминуема.

Посмотрите теперь на другие рисунки, и вы увидите, что мы создали на смену кустарной железнодорожной технике.

Вот они, могучие красавцы-паровозы, выпестованные первой пятилеткой: «Иосиф Сталин» и «Феликс Дзержинский». Первый — пассажирский, второй — товарный.


6 ноября 1931 г., к XIV годовщине Октября, в Москву прибыл первый новый паровоз «Феликс Дзержинский», построенный рабочими бывшего Луганского завода, ныне Ворошиловградского. Его мощность в два раза больше мощности паровоза «Э». Скорость его может достигать 90 км в час. Это на нем наши кривоносцы-машинисты ставили рекорды веса поездов — до 11 тыс. т и даже выше.

А в октябре 1932 г. был рожден еще один сверхмощный пассажирский паровоз — «Иосиф Сталин». Он может вести большие пассажирские составы со скоростью до 130 км в час. Прошло пять лет. И в год двадцатилетия Октября построен новый тип паровоза «ИС». Этот красивейший паровоз может двигаться со скоростью 150 км в час.

Вместо старых, грязных, медленно ползущих пригородных поездов вы видите теперь светлые и просторные электропоезда. Широкие удобные скамьи зимой обогреваются электричеством. Вечером электрический свет мягко разливается по всему вагону. Такому электропоезду не нужно много времени, чтобы достигнуть скорости 80—90 км в час. Он быстро набирает скорость и может почти сразу остановиться.

Электрифицированы не только пригородные участки. Знаменитый Сурамский перевал на Кавказе, на котором так мучились старые паровозы, теперь электрифицирован. Мощные советские электровозы «ПБ» («Политбюро»), «ВЛ» («Владимир Ленин») и другие без труда везут по Сурамскому перевалу огромные составы товарных поездов.

Быстро растет протяженность электрифицированных линий на дорогах СССР. За пять лет, с 1929 по 1934 г., их было проложено только 374 км, а в 1936 г. длина электролиний дошла уже до 632 км.

Большая экономичность, быстрое развитие высоких скоростей и свободное преодоление крутых подъемов — вот неоспоримые преимущества электропоездов. В стране социализма, где создана единая высоковольтная сеть, дающая дешевую энергию, электрифицированный транспорт имеет все, чтобы развиваться в гигантских масштабах.

Но не только в электрификации мы достигли крупнейших успехов. Замечательной победой советской техники является и чудесный паровоз «СО» с тендер-конденсатором. Отработанный пар не уходит через трубу в небо, он поступает в тендер и конденсируется (сгущается) здесь в воду, которая снова идет в паровой котел и снова, в виде пара, движет поршни машины. Паровоз «СО» с тендер-конденсатором может пройти 1 тыс. км, не набирая воды. Теперь померкла слава «корабля пустыни», что изображен на одном из рисунков слева.

Взгляните на последний рисунок. Вы видите человека, который управляет один всей станцией. Он заменяет и стрелочников, и сигналистов. Перед ним «табло» — схема всей станции, на которой зажигаются контрольные огни. Они показывают, где свободны пути, где и как переведены стрелки и где открыты сигналы. Если бы этот человек вдруг ошибся и захотел неправильно перевести стрелку или открыть сигнал, он не мог бы этого сделать. Ручка аппарата не поддалась бы. Этот умный аппарат работает теперь на нашем транспорте. Весь участок пути в 20—30 км со станциями находится под командой одного человека диспетчера.

Быстро идут поезда по дорогам Страны Советов. Четко и бесперебойно работают эти кровеносные артерии народнохозяйственной жизни и обороны первого в мире пролетарского государства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.