Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

27 июля 2022

ВАШИ КРЫЛЬЯ

Л. ЖИГАРЕВ

В книге Ассена Джорданова «Ваши крылья» (Воениздат, перевод с английского, 1937) тема о действующих на самолет силах изложена так: «В полете самолет подвергается влиянию многих сил, обусловленных наличием воздуха, но всех их можно представить в виде четырех главных сил: силы тяжести, подъемной силы, силы тяги винта и силы сопротивления воздуха (лобовое сопротивление). Сила тяжести остается всегда постоянной, если не считать уменьшения ее по мере расхода горючего. Подъемная сила противодействует весу самолета и может быть больше или меньше веса, в зависимости от количества энергии, затрачиваемой на движение вперед. Силе тяги винта противодействует сила сопротивления воздуха (иначе — лобовое сопротивление).

При прямолинейном и горизонтальном полете эти силы взаимно уравновешиваются; сила тяги винта равна силе сопротивления воздуха, подъемная сила равна весу самолета. Ни при каком ином соотношении этих четырех основных сил прямолинейный и горизонтальный полет невозможен».

Книга «Ваши крылья» — это не учебник по аэродинамике, и чтобы понять ее содержание, можно не знать высшей математики. И тем не менее принципы аэродинамики, устройство самолета, мотора, весь путь летчика, от первых самостоятельных полетов до полетов по приборам, — все это изложено просто, понятно, интересно и вместе с тем научно.

Наиболее удачное сочетание научности содержания, простоты и занимательности его изложения дает в результате научно-популярную статью или книгу, т. e. тот жанр литературы, которую с жадностью и любовью читает советская молодежь.

Авиация почетна в нашей стране, она стала достоянием огромной массы советских людей. И неудивительно, что о самолете написано много книг и статей, как популярных, так и специальных. Среди них книга «Ваши крылья» с первых же дней ее распространения завоевала огромные симпатии нашей молодежи. Ассен Джорданов сумел изложить любимую советской молодежью тему с большой выдумкой, доходчиво, увлекательно.

Мы уже приводили цитату из этой книги. Эта цитата характерна для языка книги «Ваши крылья». Как легко убедиться, стиль автора далек от манерности и выдумки в худшем смысле этого слова, когда некоторые наши популяризаторы понимают популяризацию формально, полагая, что чем больше словесных выкрутасов, тем, якобы, совершеннее популяризация.

Автор книги «Ваши крылья» придерживается другой точки зрения. Он прежде всего уважает своего читателя: рассказывает просто, понятно, рассказывает дело, заботится, так сказать, об удобоваримости пищи, но не пытается разжевывать за читателя, полагая, очевидно, что читатель — человек здоровый и разжевать сумеет сам.

*

Говорить просто, понятно, без надуманной занимательности это не значит заниматься переводом языка формул учебника. Научная популяризация включает в себя занимательность и увлекательность. Это положение красноречиво иллюстрирует книга «Ваши крылья». Уже с первых страниц глаз поражает странный, на nepвый взгляд, и несвойственный данной книге рисунок, изображающий карикатурных людей, которые, упираясь в облака, тянут за веревки летящий самолет каждый в свою сторону, создавая равновесие сил. Оказывается, такого типа рисунки разбросаны на протяжении всей книги и как бы заменяют собой заголовки той или иной главы. Автор очень умело использует юмор в качестве одного из элементов популяризации. Карикатурный рисунок является существенным и наглядным дополнением к содержанию книги.

Силы, действующие на самолет.

Юмор автора сказывается также и в своеобразных афоризмах, которые автор выносит из текста, сознательно их подчеркивает, обращая внимание читателя на значительность своих умозаключений. Но такого рода отступлениями автор пользуется скупо и осторожно. Он все время видит перед собой читателя и знает, когда его нужно увлечь, когда можно с ним пошутить, когда нужно сделать ему серьезное напоминание или весьма недвусмысленное предупреждение.

*

Читатель хочет быть пилотом, но, открывая книгу «Ваши крылья», он еще не совсем ясно представляет себе авиацию. Автор это понимает и на первых страницах знакомит читателя с аэродинамикой, говорит о силах, действующих на самолет, рассказывает о самом самолете, его крыльях и т. п. В конце вступительной главы автор разрешает читателю — будущему пилоту — сесть в самолет.

«Я сижу в передней кабине, а вы в задней. Каждое движение вашего управления заставит мое управление двигаться вслед за вашим, а кроме того, я могу разговаривать с вами и учить вас в полете».

Парашют — неотъемлемая принадлежность каждого летчика. Важно научиться пользоваться парашютом еще раньше, чем управлять самолетом. Вот почему после вводной главы следует раздел о парашюте, о том, как он устроен и как им нужно пользоваться.

Дальнейшее развитие содержания книги соответствует последовательности обучения летному искусству. Начинаются первые полеты. Самолет в воздухе. Автор разрешает читателю взяться за ручку управления; он показывает действия руля высоты, руля поворотов, элеронов; он ставит ближайшую цель перед будущим пилотом — овладеть прямолинейным и горизонтальным полетом.

Первый полет.

Чем дальше вы читаете книгу, тем выше становится ваша летная квалификация. Вам уже разрешается совершать посадку, а посадка, как известно, — дело наиболее сложное. Вот почему, подробно разъясняя, как нужно посадить самолет на «три точки», автор заключает эту главу напоминанием, которое он выносит из текста и подчеркивает: «Приземляясь, думай o посадке, а не о попытке посадки», или: «При посадке слишком большая скорость так же опасна, как и слишком малая».

Но вот читатель овладел поворотами, подъемами, скольжениями, он может умышленно ввести самолет в штопор, он изучил мотор, винт, — и автор допускает будущего летчика к первому самостоятельному полету.

Штопор.

«Ваш первый самостоятельный полет» — так называется IX глава книги. Здесь читатель уже почти летчик. Он знает фигуры высшего пилотажа, он уже, быть может, склонен переоценивать свои знания и опыт. Автор предупреждает о необходимости соблюдения строжайшей дисциплины в воздухе. Разбираясь в фигурах высшего пилотажа, читатель усваивает строжайшее правило: «Избегать бессмысленного лихачества». Здесь автор выносит из текста и подчеркивает весьма красноречивое предупреждение: «Лихачество на небольшой высоте (имеется в виду исполнение фигур высшего пилотажа вне допускаемой зоны) может привести к тому, что вашим друзьям придется отнести цветы на вашу могилу».

Главой о первом самостоятельном полете заканчивается первый цикл обучения пилота. Дальше читатель совершенствуется и углубляет свои знания. Он познает визуальную аэронавигацию, его внимание направляется на приборы; он узнает о прочности самолета, о воздухе, о радио в авиации. К XXIII главе читатель уже настолько квалифицирован, что автор знакомит его с наиболее сложным в авиации — с методами слепого полета.

Митинг приборов.

В некоторых разделах книга написана в форме остроумного диалога с читателем. В помощь искусному слову приходит и рисунок, в точности совпадающий с тем, что говорится в тексте, и придающий огромную выразительность этому слову. Замечательное взаимодействие рисунка с текстом делает книгу еще более содержательной и исключительно разнообразной. Рисунок в книге — это не схема и не картинка. Каждый рисунок живет тем содержанием, которому он посвящен.

Раньше для запуска мотора нужно было крутить винт руками, теперь это делает механизм — стартер.

Книга заканчивается небольшой главой о военной авиации и мудрым заключением, опять-таки вынесенным из текста и подчеркнутым: «Самолет сделал отдаленные страны соседями, а некоторые из них, как известно, имеют агрессивные намерения».

*

Обязательно прочтите книгу «Ваши крылья»!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.