Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 июня 2022

Переписка с читателями

Тов. Краусе (Одесса).

Вопрос: Какими путями достигается в технике повышение скоростей транспортных машин: автомобилей, аэропланов и т. д.?

Ответ: Повышение скоростей транспортных машин (автомобилей, самолетов, поездов и т. д.) может производиться по двум линиям: по линии повышения мощности их двигателей и по линии уменьшения сопротивления, встречаемого машиной при движении.

Путь увеличения мощности двигателя используется уже с момента возникновения механического транспорта. Это можно проиллюстрировать следующими цифрами. Если на заре существования автомобилизма нормальная легковая машина имела двигатель мощностью в 20—25 л. с., то в настоящее время американские легковые машины среднего класса (например Форд) снабжаются двигателями в 60— 80 л. с., а машины более дорогие имеют двигатели мощностью в 100—150 и более лошадиных сил. Еще большее возрастание мощностей двигателей мы имеем в авиации. Если мощности двигателей первых самолетов измерялись десятками лошадиных сил, то в настоящее время самолеты имеют моторы мощностью в 600—800 л. с., не говоря уже о многомоторных самолетах, суммарная мощность которых измеряется тысячами лошадиных сил. Для увеличения мощности двигателей внутреннего сгорания существует очень иного способов.

Простое увеличение размеров двигателя может быть использовано в очень небольших масштабах, так как размеры и вес транспортного двигателя ограничены очень жесткими рамками.

Второй путь — это увеличение числа оборотов рабочего вала. В авиации и автостроении этот способ надо считать наиболее приемлемым, так как им достигается увеличение мощности без увеличения веса и размеров двигателя. Предел увеличению числа оборотов ставит прочность деталей двигателя, которая при условии применения высококачественных сталей и легких сплавов позволяет доводить число оборотов до весьма значительных величин — 4000—5000 об/мин.

Кроме этих двух основных путей, существует еще много способов увеличения мощности: это переход от четырехтактного цикла к двухтактному, применение наддува двигателей и т. д. Наддув, то есть нагнетание воздуха под давлением в цилиндры двигателя, получил особенно широкое распространение в авиации, так как в этом случае мощность двигателя не зависит от высоты, на которой находится самолет.

Другая линия повышения скоростей автомобилей и самолетов — это уменьшение сопротивления воздуха движению. Для самолета сопротивление воздуха является единственным сопротивлением. Для автомобиля это сопротивление поглощает в зависимости от скорости до 60% мощности. Сопротивление воздуха растет пропорционально кубу скорости, то есть при увеличении скорости в два раза мощность, затрачиваемая на сопротивление воздуха, вырастет в восемь раз. Отсюда понятно, какое громадное значение имеет уменьшение этого сопротивления для современных быстроходных машин.

Для уменьшения сопротивления воздуха существует два пути: путь уменьшения лобовой площади машины, то есть площади, в которую ударяет встречный воздух, и путь улучшения обтекаемости машины. Наука о движении воздуха — аэродинамика — говорит, что давление воздуха на какую-либо движущуюся поверхность зависит от ее размеров и форм. Движущееся тело, которое имеет форму, способствующую плавному обтеканию воздушных струй — круглую и утолщенную спереди и тонкую сзади (форму падающей капли), — представляет для воздуха значительно меньшее сопротивление, чем тело того же размера, но неправильной формы. Отсюда стремление в современных автомобилях и самолетах уничтожить выступающие части и придать кузову «зализанную», втянутую назад и закругленную спереди форму.

Только использование всех этих способов сделало возможным такие скорости, как 400—500 км в час для самолетов и 100—200 км в час для автомобилей, не говоря уже о показателях, достигнутых рекордными машинами.

Инж. Ю. КЛЕЙНЕРМАН

Тов. Ф. Чернову (г. Бирск, Башкирия).

Вопрос: 1. Каков может быть максимальный предел затяжного прыжка с парашютом?

2. Может ли парашютист благополучно приземлиться с посторонним грузом?

Ответ: 1. Максимальным пределом затяжного прыжка называется то наименьшее расстояние от земли, на котором парашютист должен раскрыть парашют.

Для обеспечения раскрытия парашюта надо считать минимальную высоту в 200 м. Скорость свободно падающего тела парашютиста равна 50 м в секунду, а время, потребное на полное раскрытие парашюта, равно 2 секундам; это составляет 100 м. Остающаяся высота в 100 м, при снижении на раскрытом парашюте со скоростью в 5 м в секунду, дает 20 секунд на ориентировку и подготовку к приземлению.

Высота в 200 м дана как минимальная, до которой можно допустить лишь весьма опытного, имеющего большую тренировку парашютиста.

2. Людской парашют рассчитан для спуска 80 кг со средней скоростью снижения 5—6 м в секунду. Кроме положенного для парашютиста груза, смонтированного на нем и не затрудняющего его движения, никакой другой посторонний груз не допускается.

Объемный груз сбрасывается отдельно на грузовых парашютах соответственно весовым данным.

Инж. П. ГРОХОВСКИЙ

Тов. Субботину (Ленинград).

Вопрос: Существует ли на планете Марс жизнь?

Ответ: Марс, как и Земля, возник из вещества, выброшенного Солнцем. Дальнейшее его развитие шло, надо думать, аналогично развитию нашей планеты. Следовательно, и на Марсе могли быть такие условия, при которых на Земле образовались простейшие организмы. В настоящее время Марс представляет собой мир, сходный с Землей: сутки там почти равны земным; времена года меняются в той же последовательности, что и на Земле; Марс окружен атмосферой, в которой наблюдаются туманы и облака; хотя температура Марса и несколько ниже земной, но вода встречается на поверхности Марса в жидком виде. Итак, на Марсе имеются все необходимые для жизни условия. Однако, окончательного ответа на вопрос, обитаем ли Марс, наукой еще не дано.

Рекомендуемая литература:

1. Полак, Планета Марс и вопрос о жизни на ней, изд. ОНТИ, 1935 г.
2. Баев, Обитаемы ли планеты? Изд. ГАИЗ, 1936 г.
Обе книжки популярные. Для более подготовленного читателя:
3. Рэсселл, Деган и Стюарт, Астрономия, т. I, Солнечная система. Стр. 264—281, изд. ОНТИ, 1935 г.

М. КАЦНЕЛЬСОН

Многие читатели нашего журнала присылают письма с просьбой указать литературу, которая помогла бы им устроить телевизор.

Читайте журнал «Радиофронт» №№ 3, 5 и 14 за 1935 год и №№ 11, 15 за 1936 год. Эти статьи взаимно дополняют друг друга и являются хорошим материалом для практического телелюбительства (например № 15 за 1936 год, статья «Простой телевизор»). Советуем прочесть также книгу В. Архангельского, Телевидение, Москва, 1936 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.