Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 июня 2022

ПЕРЕДВИЖКА СООРУЖЕНИЙ В XVI ВЕКЕ

В начале нашей эры римляне из завоеванных ими стран вывозили не только ценности, но и монументальные сооружения древнего мира: так, например, из Египта в Рим перевозили громадные каменные обелиски.

Один из таких обелисков, воздвигнутый в Египте приблизительно в 1302—1322 гг. до нашей эры, в начале первого столетия нашей эры был перевезен из Гелиополиса в Рим императором Каем Калигулой. Как он был перевезен, как его установили на новом месте, осталось неизвестным. Во всяком случае этот обелиск простоял в Риме 15 веков, в то время как другие обелиски давно обрушились.

Папа Сикст V, желая сохранить этот единственный памятник старины, решил передвинуть его на другое место. В то время часть города, где находился обелиск, была заброшенной и неблагоустроенной, пьедестал обелиска был завален мусором, а он сам вверху имел отклонение от вертикали на 43 см и грозил обрушиться.

Был объявлен конкурс проектов передвижки обелиска.

18 сентября 1585 г. более 500 граждан демонстрировали свои чертежи и модели. Лучшим был признан проект Доминикуса Фонтона.

Проект приняли и немедленно приступили к его осуществлению. Передвижка на 248 м гранитного монолита высотой в 26,5 и и весом в 325 т представляла, по тому времени, задачу большой трудности.

Проект Фонтона состоял в следующем. Над обелиском была воздвигнута из ореховых и дубовых брусьев разборная 27-метровая башня для прикрепления к ней такелажа. При помощи кабестанов и полиспастов обелиск должен был быть оторван от пьедестала, наклонен и опущен на специальный помост, затем на катках перевезен к назначенному месту и снова поставлен на перенесенный пьедестал.

29 апреля 1586 г. все подготовительные работы были закончены. На площади вокруг обелиска было расположено 40 кабестанов и полиспастов, которые обслуживали 800 человек и 75 лошадей. Плотники загоняли клинья и подводили специальные рычаги под обелиск, помогая этим скорейшему отрыву его от пьедестала.

Вся работа была строго организована. Специальные сигналы определяли очередность работ: звук трубы возвещал начало работы кабестанов, удар в колокол являлся сигналом для прекращения этой работы.

По звуку трубы 800 человек и 75 лошадей одновременно принялись за работу, и через некоторое время монолит был приподнят и отделен от бронзовых прокладок, находившихся под его углами. К концу дня пушечный выстрел оповестил присутствующих, что обелиск поднят на 60 см и под него можно подводить помост.

Несколько дней ушло на отделение прочных бронзовых прокладок от пьедестала, и другие подготовительные работы, после чего приступили к опусканию обелиска на помост. На случай обрыва полиспастов были устроены последовательно укорачивающиеся деревянные подпорки, на которые укладывался постепенно наклоняемый камень. Благополучно опущенный на помост, обелиск на катках был сдвинут на некоторое расстояние, что дало возможность откопать пьедестал и перевезти его на новое место.

После этого помост был продолжен до самого пьедестала, а над последним вновь собрана 27-метровая башня.

Вокруг башни снова разместились 40 кабестанов, которые работали на этот раз почти при удвоенном количестве лошадей. Вскоре обелиск был приведен в вертикальное положение и поднят над помостом, бронзовые прокладки снова заняли свое прежнее место, и вертикальный обелиск был окончательно установлен и закреплен на новом месте.

Т. КАРАВАЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.