Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

15 июня 2022

Метательные машины

Г. ФИЛОНОВ

Мы говорим о тех временах, когда предки современного человека жили в естественных углублениях скал, или пещерах. Единственной их одеждой была звериная шкура, а тяжелая дубина из дерева с вделанным на конце камнем служила средством нападения и защиты от хищников. Но практика охоты, ведение непрерывной борьбы в суровой обстановке, которая окружала доисторического человека, привели его тяжеломыслящий мозг к тому, что гораздо лучше защищаться, гораздо легче убивать, если он сможет поразить противника раньше, чем последний настигнет его.

Возможно, что первобытный человек в борьбе с каким-то животным, хищным зверем или таким же, как он, покрытым шерстью человеком потерял свое единственное оружие —  палицу. Карабкаясь на крутой склон горы, стремясь уйти от настигающего преследователя, он случайно схватился за выступ скалы, кусок которой остался у него в руке. Звериный ли инстинкт самосохранения, сознательно ли мелькнувшая мысль заставили его сделать незнакомое ему движение — взмах руки, и камень полетел в противника. Удар оказался удачным, опасность избегнута — и вот в дальнейшем на охотах он не раз метал камни и палки.

Так появился первый артиллерист на земле.

Можно с достоверностью утверждать, что метательное искусство выросло из потребности добывать себе охотой пищу и вести непрерывную борьбу за жизнь в суровой обстановке, окружавшей доисторического человека. Таким образом, рука человека была орудием метающим, камень — снарядом, сила мускулов —  двигателем.

Это примитивное оружие не только не исчезло, а, наоборот, получило большое развитие и в более поздние времена. Так, например, когда империалистическая война приняла позиционный характер, находившиеся в окопах солдаты забрасывали атакующих ручными гранатами.

С течением времени человек пришел к убеждению, что сила удара камня, брошенного рукой, невелика и что этот удар следует увеличить.

Нам хорошо известно, что если взять небольшой камень и вложить его в расщепленный конец палки, а затем взмахнуть этой палкой, то камень, вырвавшись из расщепленного конца, полетит со значительно большей силой и на большее расстояние, чем он полетел бы, брошенный рукой. Гак появилась праща, имя изобретателя которой осталось неизвестным.

Итак, из поколения в поколение вырабатывались образцы метательного оружия. Борьба за существование, борьба родов, покорение одних племен другими — все это побуждало человека увеличивать дальность броска, меткость попадания, силу удара.

Основными видами метательного оружия доогнестрельного периода были праща, дротик, лук со стрелами, арбалет, или самострел.

Научившись действовать пращей, человек ею уже не удовлетворяется. Правда, он владел пращей в совершенстве, но камень не всегда наносил смертельную рану, и человек вооружился дротиком — небольшим тонким копьем. Постепенно это копье совершенствуется. Наконечник дротика становится более твердым. Сперва он делался из кости, потом из камня, а со временем из железа и бронзы.

Но опять пытливый ум человека в беспокойстве: он не всегда сможет добросить свой дротик до своего противника — животного или человека. Снова искания, в результате которых человек изобретает новое оружие.

Возможно, что к этому изобретению натолкнула человека случайно встреченная им в лесу странно изогнутая ветка дерева, прекрасно пружинившая. Он изобретает лук, принцип которого основан на упругости дерева и нитей, сделанных из животных и растительных волокон.

Лук метал дротик или стрелу. Тренируясь в стрельбе из лука, человек видоизменял эти средства поражения, добиваясь их лучшего полета. Стрелы совершенствовались. Их наконечники видоизменялись. Они делались из кости, камня, позже из железа, бронзы. На противоположном конце делалось оперение для правильного полета стрелы — наконечником вперед. Длина стрелы была примерно около 2/3 м, и один воин носил их до 40 штук. Длина лука превышала человеческий рост (3— 4 м). Лук изготовлялся из упругих древесных пород, чаще из ивы.

Искусство стрельбы из лука стояло на большой высоте, особенно у степных народов, которые даже с коня на полном скаку били из лука в точку. Скорострельность лука доходила до 12 стрел в минуту.

Стрелы были охотничьи, боевые и зажигательные. Последние обвертывались паклей с серой, пропитывались маслом или нефтью и перед пуском поджигались.

Пробивная способность стрел была велика. На расстоянии 200 м они пробивали дубовую доску толщиной от 3 до 8 см.

С этим оружием человечество вступает в историческую эру классового общества.

Возникают государства, а вместе с ними и раздор между государствами; желание одних воспользоваться бoгатствами других и покорить их себе приводит господствующие классы к необходимости иметь постоянные вооруженные силы.

Появившиеся города были важнейшими политическими и экономическими центрами страны, поэтому они и явились объектами вооруженной борьбы. Желая лучше защитить свои города, их обносили высокими земляными валами, стенами, частоколами, устраивая перед ними глубокие рвы, наполнявшиеся водой.

Естественно, что, чем больше и важнее был город, тем более серьезно занимались вопросами его обороны: строили высокие и толстые стены, копали глубокие и широкие рвы. Примером могут служить стены города древней Ассирии — Вавилона; их ширина позволяла ехать в один ряд шести колесницам, из которых каждая была запряжена шестеркой.

Появление оборонных сооружений вокруг городов заставило нападающую силу искать возможностей их преодоления, чтобы уже на самих стенах и внутри города вести рукопашный бой. Нападающиe заготавливали длинные лестницы и по ним устpeмлялись вверх. Осажденные их сталкивали, обливали кипятком, горящей смолой, сыпали в глаза песок, пускали тучи стрел, сбрасывали громадные камни, скатывали вниз бревна, которые увлекали за собой взбирающихся по лестницам воинов.

Интересы войны поставили перед научным миром того времени задачу изобрести такие орудия нападения, котоpыe смогли бы бросать камин вверх на стены и через них поражать обороняющегося неприятеля.

И вот научная мысль начинает работать над вопросами технического укрепления своей армии, своего государства. Научная мысль становится на службу милитаризации.

Армия получает первые образцы метательных орудий.

История дает указания на метательные машины, применявшиеся при осаде Тира и Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора (VI в. до нашей эры). Особенно широко метательная артиллерия применялась во время ожесточенных Пунических войн между Римом и Карфагеном за гегемонию на Средиземном море (III—IV вв. до нашей эры).

Над созданием таких машин трудился, между прочим, величайший из математиков древности Архимед, который во время осады своего родного города Сиракуз (II в. нашей эры, 2-я Пуническая война) руководил защитой города и изобрел полиспаст, ряд грузоподъемных и метательных машин. Наиболее мощными орудиями артиллерии этой эпохи являлись баллисты и катапульты. Первые были прицельно-действующиe орудия, и их можно приравнивать к типу современных пушек, тогда как катапульты были орудиями с крутой навесной траекторией, и, сравнивая с современной артиллерией, их можно отнести к типу гаубиц или мортир.

Древнеримское осадное орудие.

Каким способом эти машины, эти «орудия» доогнестрельной артиллерии могли бросать различные свои «снаряды» — камни больших размеров, бревна, бочки с горящей смолой и т. д.?

Пучки скрученных волос, кишок, сухожилий, закручиваемые людьми, были тем двигателем, той метательной энергией, которая была нужна для бросания «снарядов» на расстояние.

Каждый из нас хорошо знает, как устроена плотничья пила. Сама пила (стальная лента) очень сильно натягивается закрученным пучком веревок, и если вложенная в этот пучок защелка сорвется с поперечника иглы, то она будет вращаться с большой силой и скоростью. Если на один конец защелки положить хотя бы камешек, то в момент, когда защелка сорвется с поперечника, этот камень получит толчок и полетит вперед.

Вот на этом принципе и были устроены баллисты и катапульты.

Метательная машина, бросавшая свои снаряды по крутой, навесной траектории и носившая название "катапульты".

Снарядами этих машин было все то, что могло наносить противнику физический урон: камни любых размеров, бочки, мешки с песком, горшки с горящими составами. Кроме того, применялось все, что могло нанести, помимо физического урона, моральный: бочки со змеями, скорпионами, туши павших животных и т. д. Когда ловили шпионов, то и их использовали в виде «снарядов» для своей артиллерии. Древняя летопись говорит: «Бросать их, супостатов, чтобы впредь им неповадно было подглядывать».

Снарядами катапульт были камни, мешки с песком и трупы павших животных. В качестве снарядов использовались пойманные шпионы; их бросали обратно за стены осажденного города.

Баллисты были разнообразных типов и отличались друг от друга своими снарядами. Были баллисты, метавшие камни, бочки и туши животных, были баллисты, метавшие стрелы. Большие баллисты бросали камни и другие «снаряды» весом в среднем в 160 кг на расстояние 400 м. Малые баллисты метали полукилограммовые стрелы на 600 м.

Баллиста эпохи Леонардо да Винни, метавшая стрелы больших размеров при помощи громадного лука, укрепленного на ней.

Расчет показывает, что если бы мы захотели бросить снаряд метательной машины с такой силой, с какой он вылетает из 152-миллиметровой пушки, то понадобилась бы работа 20 человек для закручивания пучков в течение одного часа, а если бы мы пожелали достигнуть скорострельности этой пушки (2 выстрела в минуту), то пришлось бы привлечь к этой работе 2400 человек.

Метательные машины были различной величины. Некоторые из них достигали размеров \(13\times6\frac13\) м, \(15\times5\) м и т. д. Перевозка бревен для изготовления одной машины требовала от 25 до 30 повозок. Такие метательные машины мы именуем невробаллистической артиллерией. Это название означает, что при создании этой артиллерии были применены нервные и иные волокна.

До нас дошли данные о том, что на этих машинах с успехом применяли шелковые нити, женские длинные волосы, нервы и жилы животных.

Баллиста для метания стрел. Тетива натягивалась вручную, при помощи поворотных рычагов.

Баллисты и катапульты во многом облегчали ведение боя под стенами городов, но у них отсутствовало одно из серьезных качеств — способность пробивать стены и тем самым дать возможность нападающим прорваться в осажденный город.

На помощь воюющим приходят тараны. Ручные тараны представляли собой тяжелые бревна-стволы, часто с массивными металлическими наконечниками, которыми наносились горизонтальные удары. Подвесные тараны имели тоже бревно, но оно подвешивалось между стойками, установленными на колесах. Тараны на наклонных станках имели также бревно, их укладывали на покатую плоскость на колесах и подвозили под стены осаждаемого города.

Тараны пробивали брешь в стене или сбивали с петель ворота, и нападающие, сметая все на своем пути неудержимым потоком устремлялись в город, чтобы там окончательно решить его судьбу.

Таким образом, метательные машины — это первая осадная артиллерия; здесь мускульная сила человека была заменена машиной.

Позже появляются новые метательные машины, у которых метательной силой является не энергия закрученных пучков, а тяжесть груза, поднятого на определенную высоту. Груз, падая с силой вниз, опускает один конец рычага, а другой резко поднимает вверх, давая толчок снаряду.

Этот груз назывался перевесом, или противовесом, а сама машина «машиной с перевесом», или «машиной с противовесом». Такие метательные машины напоминают журавли деревенских колодцев. Между двух прочно установленных стоек укреплялось коромысло на горизонтальной оси, причем горизонтальная ось проходила не через середину коромысла, а примерно через 1/4 его длины, образовывая две неравных половины: одну в 3/4 длины, а другую лишь в 1/4. Будем эти половины называть плечами. Так вот, к более короткому плечу подвешивался груз — камень или свинец — в виде шара, к более длинному плечу — снаряд. Когда груз быстро опускался вниз, конец длинного плеча со снарядом описывал дугу. Когда же груз принимал крайнее нижнее положение и, таким образом, внезапно останавливался, снаряд самостоятельно продолжал свой путь.

Появление этого типа машин, которые мы именуем барабаллистической артиллерией, было требованием войны, ибо невробаллистические машины приходили в полную негодность и отказывали в действии, когда растительные нити, жилы и нервы намокали от дождей.

Подъем, груза требовал продолжительной работы множества людей. Для выстрела, равносильного нынешнему выстрелу 152-миллиметровой пушки, также понадобилась бы работа 20 человек в течение часа.

Дальность броска снаряда машиной с противовесом увеличивалась после того, как к длинному плечу прикрепляли пращу и в нее вкладывали снаряд.

Эти машины представляли собой комбинацию метательной машины и пращи.

Тип таких машин носил название «фрондибола».

"Фрондибола" — комбинация машины с перевесом к праще.

Согласно летописным данным, Архимед во время 2-й Пунической войны, пользуясь этими метательными машинами, совершенно уничтожил мост, который навели римляне на талерах.

Как ни просты по своему устройству все эти средневековые машины, они все же были построены на очень строгом расчете, и малейшее нарушение конструктивных данных делало машину негодной для метания. Вот исторический пример: в 1870 году во Франции решили построить машину с перевесом. Машину выстроили по всем правилам средневекового искусства, но когда вложили 72-килограммовую чугунную шаровую бомбу и метнули ее, то эта бомба, вместо того чтобы лететь вперед, упала сзади в толпу любопытных, из которых многие пострадали.

Произвели перерасчет, исправили ошибку, и машина дала неплохие результаты. При метании падающие бомбы если и отклонялись от цели, то не более, чем на 3 м.

Через небольшой промежуток времени на усиление вооружения армии появляется усовершенствованный лук, если можно так выразиться — модернизированный лук. Модернизация заключалась в том, что лук прикрепляли шарнирно к желобу, в который вкладывали стрелу. Получался арбалет, или тот же самострел. Для натягивания тетивы использовались специальные рычаги со спусковым механизмом.

Арбалеты считались богопротивным изобретением (их даже предавали в церкви анафеме), тем не менее они работали параллельно с луками. Скорость стрельбы из них была меньшая, чем из луков. Арбалетчики имели небольшой запас стрел — всего 18 штук. Громоздкость конструкции арбалета сказывалась на стрелках. После нескольких выстрелов они приходили в сильное утомление. Но зато действие этого рода оружия по тем временам было довольно внушительное, так как стрелы легко пробивали рыцарские латы.

Как переход от древней артиллерии к новой следует отметить эволюцию самострела, получившего взамен желоба трубку с продольным профилем, в котором могла двигаться тетива лука. Эта трубка таким образом является как бы переходной ступенью от оружий невробаллистической артиллерии к современной артиллерии, стреляющей порохом. Эти измененные самострелы назывались аркебузами.

Из аркебузов стреляли либо свинцовыми шарами, либо стрелами. Тяжелая стрела, выпущенная из аркебуза на расстояние 200 м, пробивала насквозь 15-сантиметровое бревно. Стрела весом в 400 г имела дальность 1300 шагов.

После появления огнестрельного оружия средневековые машины применялись параллельно с ним.

Первые пушки делались из железных полос, сваренных и прокатанных вручную. Они заряжались с казенной части. Ввиду того, что в то время не существовало еще ни артиллерийской науки, ни теории устройства и скрепления артиллерийских пушек, а все выделываемые образцы были результатом труда отдельных мастеров, вкладывавших в работу все свое скромное уменье и подчас богатую фантазию, пушки эти очень часто разрывались, нанося своим войскам большие поражения, нежели противнику.

При выстрелах были сильные прорывы газов и пламени через все щели и отверстия, имевшиеся в стволе орудия. Несмотря на усиленное заматывание тряпками и замазывание глиной этих щелей, все же обслуживающие пушку люди получали ожоги и ранения.

Несмотря на все эти явные недостатки огнестрельной артиллерии, они имели достаточное по тому времени применение, и это можно объяснить тем, что пушки действовали на противника морально.

Атакующие неохотно шли на приступ, когда знали, что у неприятеля есть «стрельба огненная».

Облака дыма, столбы пламени и страшный грохот при выстрелах пушек наводили панику и заставляли бежать. Только этим главным образом можно объяснить совместное действие огнестрельной артиллерии и метательных машин, работа которых была безопасна и проверена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.