Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

16 июня 2022

Китайская бумага

И. МАЛКИН

Где, когда и кем изобретена бумага? Ответить на этот вопрос без оговорок трудно. Исследователь истории бумаги H. П. Лихачев пишет: «Время изобретения бумаги, как и большей части подобных изобретений, точно не известно. В Китае еще века за два до христианской эры производили бумагу из шелка и бамбуковых волокон, но эта бумага по составу и способу выделки отличалась от той бумаги из пеньки и льна, которая стала общеевропейской.

Настоящей родиной тряпичной бумаги является Туркестан, откуда она распространилась по Сирии, Египту и перешла в Южную и Западную Европу».

Существует, однако, широко распространенное мнение, что бумага изобретена во II в. христианской эры китайским министром земледелия Чай-Луном. Мнение это основывается исключительно на рассказах китайских летописцев, которые во многом противоречат друг другу.

По преданию, Чай-Лун родился в городе Квей-Янге, в южном Китае.

В 75 г. он поступил на службу к императору Xo, а в 89 г. был назначен директором императорского арсенала. Работая в арсенале, Чай-Лун изобрел много видов нового оружия, которое долго употреблялось китайскими войсками.

Под конец своей жизни Чай-Лун был назначен главным смотрителем дворца. Вместе с некоторыми придворными Чай-Лун принял участие в неудавшемся заговоре против императора и, чтобы спастись от позорной казни, отравился.

Портрет Чай-Луна, предполагаемого изобретателя бумаги.

Несмотря, однако, на обилие всяких сказаний и записей китайских летописцев и исторических исследователей, никто еще не сумел бесспорно доказать ни первоначального времени, ни места появления бумаги. Называют 95-й, 105-й, 123-й и 153-й годы — разница, как видим, почти в 60 лет. Следовательно, нет достаточных оснований безусловно верить всему тому, что написано об изобретателе и изобретении бумаги.

Известно, что в то время, когда культурные народы Европы, Африки и Малой Азии писали преимущественно на папирусе и пергаменте, китайцы употребляли для письма тонкие, узкие бамбуковые планки, на которых письменные знаки выцарапывались или выжигались раскаленным шилом. Материал для письма получался из тонко срезанной спиралью сердцевины бамбука. На этих своеобразных стружках писали, вернее, рисовали, непрозрачной водяной краской.

Но бамбук не удобен для письма прежде всего из-за своей тяжести. Рассказывают, например, что разные государственные документы, которые ежедневно приходилось просматривать императору Тсин-Ши, весили свыше 50 кг.

Лет за 600 до христианской эры у китайских писцов входит в употребление лакированный шелк. Из шелковых полосок доставлялись книги, которые обрезались по определенному формату. Писать на лакированном шелку кисточкой очень удобно, но шелк был всегда дорог. Поэтому во II в. до христианской эры шелковые обрезки, получающиеся при оформлении книг, стали собирать. Их растирали между камнями, разбивали молотками и смачивали. После такой обработки получался очень тонкий шелковистый войлок, на котором можно было писать кистью. Впоследствии такой войлок для письма стали делать из отбросов шелковичных коконов. Это была очень трудная работа, требовавшая большой сноровки.

Американский ученый Д. Гентер предполагает, что при производстве этого шелковистого войлока должна была возникнуть мысль о создании настоящей бумаги. «При смачивании  обрезков ткани, — пишет Гентер, —  мелкие волоконца всплывали на поверхность воды и сбивались, подобно пушинкам одуванчика, плавающим по пруду или речке. И, несомненно, должно было возникнуть желание собрать эту пленку разрозненных волокон и высушить ее на солнце. Трудность заключалась в отсутствии такого прибора, который давал бы возможность снять волокна с воды и отцедить влагу, для того чтобы волокнистая масса образовала нечто, напоминающее бумажный лист».

Китайцы были плохими валяльщиками, зато их соседи — кочевые народы Восточного Туркестана — уже давно постигли высокое искусство вырабатывать для своих кибиток кошмы из смоченной и сбитой овечьей и верблюжьей шерсти. Следовательно, есть серьезное основание полагать, что туркестанские кочевники скорее, чем китайцы, могли изготовить тончайший войлок из шелка или шелковичных отходов. Изобретение кисти, приготовляемой из крысиных волос, дало возможность писать на таком войлоке.

Вот почему И. П. Лихачев и некоторые другие исследователи и утверждают, что подлинной родиной бумаги является не Китай, а Восточный Туркестан.

*

По сказаниям китайских летописцев, Чай-Лун в 105 г. христианской эры (указываются также и другие даты) доложил императору, что им открыт способ приготовления материала для письма из очесов льна, пакли, луба молодого бамбука, тряпья, соломы, травы.

Возможно, что, побывав в Восточном Туркестане, Чай-Лун близко познакомился с производством войлока, а быть может, и бумаги, и рационализировал это дело. Он открыл основной принцип изготовления бумаги, который заключается в том, что лист формируется путем образования тонкого слоя войлока из разбавленных водой волокон, оседающих на сетке при сцеживании воды. Сделав это открытие, Чай-Лун приготовил и простейшие орудия, при помощи которых сырье разбивается на волокна и превращается в слой тонкого войлока. Для этого Чай-Лун увеличил размеры обычной каменной кухонной ступки, а круглое сито сделал прямоугольным.

По преданию, император Юан-Кинг, ознакомившись с изобретением Чай-Луна, был очень доволен, наградил своего сановника, и вскоре производство бумаги распространилось по всему Китаю.

Сколько во всех этих преданиях и сказаниях истины и сколько фантазии, оказать трудно. Но многое несомненно вымышлено, тем более, что первая биография Чай-Луна написана только в V в., когда многое уже было забыто и приукрашено легендами.

Способ изготовления бумаги, приписываемый Чай-Луну, — очень несложен. Правда, он требует затраты большого количества физической силы, но зато позволяет обходиться без дорогого и сложного оборудования.

Мелкоремесленное, кустарное производство бумаги широко развито в Китае, и поставлено оно, примерно, почти так же, как 1700 лет назад. Чтобы представить себе, как вырабатывалась бумага в Китае много веков назад, вовсе не нужно зарываться в исторические изыскания: и тогда и ныне китайские кустари вырабатывали и вырабатывают бумагу из одного и того же сырья, почти одними и теми же мало меняющимися методами.

Каждая семья работает самостоятельно. Мастерская помещается в той же хижине, где живет хозяин со своими домочадцами. Часть работы производится на крохотном дворике.

В стране, где всегда имеется избыток рабочих, готовых отдать свои силы за горсточку риса в день, кустарь-бумажник, довольствуясь самым ничтожным заработком, не может думать о сколько-нибудь серьезных технических усовершенствованиях. Все его мысли направлены на то, чтобы выработать больше бумаги и сбыть ее скорее и дешевле соседа, такого же голодного бедняка. В работу втягиваются и сам хозяин домашней мастерской, и жена, и дети, начиная с пяти-шести летнего возраста. Для всех находится дело в этом простом, но тяжелом производстве, где все построено, главным образом, на долгих часах напряженной, непрерывной ручной работы.

Еще тяжелее приходится тем рабочим, которые изготовляют бумагу в мастерских, принадлежащих зажиточным хозяевам-предпринимателям. Многочасовой рабочий день в тесноте, среди гниющих отбросов, по колено в воде быстро сокращает жизнь китайского рабочего-бумажника. Но это никогда не смущало предпринимателей: в Китае на место одного умершего рабочего всегда находятся десятки и сотни других. Даже теперь китайский рабочий-бумажник зарабатывает в день от 20 до 50 копеек, а на хозяйских харчах — не более 15 копеек.

За 1700 лет условия труда, так же как и способы производства, почти не изменились. Китайцы делают и продолжают делать бумагу из молодого бамбука, луба тутового дерева —  шелковицы, пеньки, тряпки и шелковичных коконов. Наиболее распространены бамбук и луб шелковицы. Способ их обработки имеет много общего и заключается в следующем. Размоченную в воде кору шелковицы расщепляют ножами на тонкие ленты. Верхние, наиболее грубые слои луба идут на приготовление простой прочной бумаги, более нежные волокна употребляются для изготовления очень красивой и дорогой бумаги.

Грубый луб варится часов 12 в растворе гашеной извести. Чем нежнее волокно, тем меньше длится варка. Для высших сортов достаточно 1—2 часов.

Разваренная и промытая масса укладывается на деревянные или каменные доски и расколачивается деревянными молотками. Окончательно раздробленные волокна погружаются в воду, смешиваются с небольшим количеством клея, и бумажная масса готова.

Обработка бамбука требует большой затраты физической силы. Она начинается с того, что бамбуковые хлысты, очищенные от листьев, опускаются на 15—16 часов в воду. Размоченный бамбук рубят большим ножом. Обрубки связываются в куски, провариваются в щелочном растворе, укладываются в ступу, и начинается самая изнурительная работа — превращение древесины в массу, похожую на кашицу. Чтобы хоть немного облегчить этот тяжелый труд, китайские бумажники заменили при обработке бамбука ручную ступу большой толчеей, в которой тяжелый деревянный пест, прикрепленный к рычагу, приводится в движение ногой.

Измельчение бамбука в толчее длится очень долго. Наконец, когда месиво готово, его опускают в бассейн с холодной водой. Спустя некоторое время в бассейн начинают подливать горячую воду, добавляют немного клея и размешивают бумажную массу веслами, пока она побелеет.

Когда бумажная масса готова, начинается черпание, т. e. самый процесс формирования и приготовления бумажного листа. Вот как описывает это производство старинный китайский автор.

«В бумажный раствор погружают черпальную форму. Это деревянная рама, на которой натянута сетка, сделанная из тонких бамбуковых прутьев. Затем форму вынимают, и на сетке плавает волокнистая масса, а вода уходит сквозь сетку. Так образуется слой волокнистой массы. Сделать его тонким или толстым — дело рук человека. Если формой зачерпнуть мелко, то на сетке получается тонкий слой, а если зачерпнуть глубже, слой получится толще.

Когда вода стечет с сетки, форму опрокидывают, опуская волокнистый слой на гладкую доску. Так можно уложить до 1 тыс. листов. Потом сверху кладут другую доску и прессуют бумагу. При этом опять отделяется вода. Тогда листы поднимают медной иглой и помещают их для просушки на стену раскаленной печи».

Заготовка бамбука.

Варка бамбука в специальном чане.

Черпание бумажных волокон.

Сушка бумажных листов.

Наибольшее распространение получила в Китае бумага, сделанная из бамбука, луба шелковицы, рисовой соломы и водорослей. Тряпка и очесы волокна сравнительно дороги и употребляются мало.

Приготовленная кустарным способом китайская бумага, на которой пишут кисточкой лишь с одной стороны, настолько прочна, что сохраняется многие столетия, почти не изменяя своего внешнего вида. Древнейшие образцы китайской бумаги, относящиеся к IV в. и более раннему периоду, найдены знаменитым шведским путешественником Свен-Гедином в Восточном Туркестане. Там же, в оазисе Турфан, сохранилась бумага, выработанная в 399 г. из растения рами и луба шелковицы.

Бумага в Китае всегда была очень дешева и получила широкое распространение. Уже очень давно там употребляются бумажные носовые платки, салфетки, зонтики. Вместо стекол в окна вклеивается бумага. В IV в. богатые китайцы стали оклеивать свои жилища ярко окрашенными бумажными обоями.

В торжественных случаях из бумаги делаются огромные изображения добрых и злых духов, разных животных, фонарики и многое другое. Еще недавно устраивались огромные пагоды и арки, сделанные из бамбукового каркаса, оклеенного бумагой.

Широко распространенное употребление бумаги натолкнуло китайцев на изобретение печати. Теперь уже окончательно и бесспорно разрушена легенда о том, что книгопечатание изобрел в XV в. немец Гутенберг.

Еще в IV в. в Китае были известны гравированные доски, с которых делались оттиски рисунков и рукописей. Пользуясь печатью, китайское правительство, начиная с VIII в., стало выпускать на прекраснейшей бумаге деньги. Вот что пишет о них знаменитый путешественник Средних веков Марко Поло:

«В городе Камбалу есть монеты великого хана, о котором можно сказать, что он владеет тайной алхимиков, потому что он умеет делать деньги (из бумаги).

Когда бумага готова, ее разрезают на куски различной величины, почти четырехугольники, впрочем, иногда более в длину, чем в ширину. Самый маленький из них ходит за малый грош, несколько побольше — венецианский серебряный грош, другой — два гроша, потом есть пять и десять грошей. Другие куски ходят по одному, по два, по три и даже по десять золотых византинов.

Все эти бумажки такой великолепной и тонкой работы, как будто бы они из настоящего литого серебра или золота.

Чиновники, нарочно для того поставленные, не только выставляют свои имена на каждой бумажке, но и прикладывают к ней свои печати. Когда же все они пo порядку сделают это, главный монетчик, приставленный его величеством, опускает в киноварь вверенную ему печать и прикладывает ее к бумажке, на которой потом и выходит красное крупное клеймо. Таким образом бумажка получает силу настоящей монеты, а кто стал бы подделывать ее, наказывается, как самый важный преступник».

В XI в. кузнец Пи-Шенг изобрел подвижные письменные знаки, сделанные из обожженной глины. Китайский писатель первой половины XIV в. Шен-Куа дает такое описание изобретения Пи-Шенга:

«Его способ состоял в следующем: он брал липкую глину и нарезал на ней тонкие буквенные знаки. Вырезанный таким образом знак представляет отдельную букву. Затем он выдерживал эти буквы на огне до полного отвердения.

До этого он подготовлял железную пластину и заливал ее смесью смолы, воска и бумажной золы. Приступая к печати, он брал железную раму и устанавливая ее на упомянутой выше доске. В эту раму он вставлял отдельные буквы, тесно прижатые друг к другу. Когда рама заполнялась, она образовывала как бы единую твердую массу шрифта. Он помещал ее близ огня и слегка нaгpeвaл. Когда масса на обороте шрифтов слегка нагревалась, он брал совершенно гладкую доску и прижимал ее к поверхности так, что масса шрифтов становилась (на обороте) столь же ровной, как оселок для бочки».

В 1314 г. вышла напечатанная подвижными знаками краткая история китайской типографской печати, написанная Ван-Ченгом. В это время глиняные знаки были уже заменены оловянными и деревянными. В Восточном Туркестане найдено много таких шрифтов, относящихся к самому началу XIV в.

В XV в. в Китае широко распространилось корейское изобретение —  подвижной металлический шрифт.

Искусство приготовления бумаги было объявлено китайским правительством государственной тайной. Всякому, кто осмелился бы рассказать чужеземцу, как делается бумага, грозило тяжелое наказание. Свой замечательный материал для письма китайцы предпочитали вывозить за границу в готовом виде и выгодно продавать.

Конечно, покупатели стремились раскрыть секрет, и вопреки всем запрещениям и угрозам китайских императоров искусство изготовления бумаги постигли и другие страны.

В VI в. бумага проникает в Корею, входившую тогда под названием Кудpy в состав Китайской империи, а из Кореи она была завезена в Японию.

В VIII в. выработка бумаги началась в г. Самарканде, а оттуда через Ирак и Египет проникла в Европу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.