Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 мая 2022

Управление издалека

Инж. H. МАЙОРОВ

B 1917 году в Англии., в городе Фарнборо, был сконструирован механизм, правда, весьма условно разрешавший проблему телеуправления самолетом. В то время экспериментальный самолет представлял собой летающую торпеду и предназначался для уничтожения морского корабля; управляемый по радио, этот самолет наносит таранный удар в корабль, взрывчатые вещества взрываются, уничтожая морского противника. Такую картину рисовали себе люди, проектируя самолет-торпеду. Однако, во время первого испытания едва не произошла катастрофа. Самолет не слушался управления и летел на толпы зрителей, многочисленных представителей иностранных армий и фирм. Чудом тогда удалось выровнять самолет, но в тот же день он, сделав что-то вроде полупетли, упал и взорвался. Опыты были запрещены министерством авиации. Только в 1932 году научно-исследовательская секция Воздушного корпуса, находящаяся в городе Фарнборо, возобновила опыты, но уже при помощи новых, более усовершенствованных приборов.

*

Уже в 1935 году в городе Гендоне на выставке перед публикой демонстрировали самолет, названный англичанами «Куинби» (пчелиная матка). Этот самолет, пилотируемый с земли, выполнял взлеты, посадки, виражи, пикирование и другие фигуры высшего пилотажа. Сейчас фирма «Де Xaвеланд» переконструировала этот самолет и поставила его на серийное производство. Эти самолеты оборудованы специальной аппаратурой для радиоуправления и уже налетали тысячи часов. Они управляются по радио с земли или с другого самолета.

Английский самолет "Куинби" в воздухе. Этот самолет управляется по радио. Внизу — пульт управления.

Телесамолет ничем не отличается от обычного самолета и представляет собой обыкновенный биплан с мотором в 200—300 л. с. Его полетный вес —  850 кг, максимальная скорость —  250 км в час.

Первое время телесамолет служил движущейся мишенью для зенитной артиллерии. Зенитчиков эти своеобразные мишени очень устраивали. Стрельба производилась боевыми снарядами, причем во время обстрела телесамолеты, управляемые с земли, выполняли всевозможные маневры и эволюции, лавировали между разрывами снарядов и настолько затрудняли точное прицеливание, что на самолетах, казалось, находились весьма искусные пилоты. Результаты оказались незавидными для зенитчиков: за тысячу часов учебы им удалось сбить только два самолета.

В этом году в Англии на больших маневрах предполагается уничтожить крейсер «Центурион». Бомбить этот корабль будет самолет без экипажа, управляемый с земли. Кстати, крейсер «Центурион» также оборудован телемеханической аппаратурой и уже два года успешно плавает, управляемый по радио на pасстоянии.

В городе Фарнборо, где проводятся военные эксперименты по управлению на расстоянии, идет и другая работа из области телемеханики: конструируется аппаратура, изучаются методы, позволяющие парализовать действия радиоволн на самолет. Англичане предусматривают возможность применения противником телесамолетов и в своих опытах изыскивают способы борьбы уже не с самолетами, а с теми, кто ими управляет. Посредством радио повернуть самолет вопреки воле противника или парализовать управление — вот что преследуют англичане в своих экспериментальных работах.

Американский изобретатель инженер Пуарье у агрегата по управлению самолетом по радио.

*

Под словом «телемеханика» понимается управление механизмами на расстоянии, причем не любыми аппаратами и приборами, а только автоматами. Как только автоматы достигают такой степени совершенства и надежности, что не требуют постоянного присмотра человека, является возможность перенести пульт управления на расстояние.

Наиболее известным механическим «пилотом-автоматом» является автоматический пилот системы «Сперри», который существует уже около 20 лет. В течение этого времени непрерывно производились опыты над разработкой и усовершенствованием этого прибора, и в настоящее время он нашел широкое применение на самолетах.

Как известно, автопилотом «Сперри» пользовался американский летчик Пост, совершая кругосветный перелет. Несмотря на то, что Пост летел на самолете один, он имел возможность в длительном полете отдыхать и заниматься аэронавигационными расчетами, доверяя управление самолетом автопилоту. Автопилот «Сперри» англичане применяют и на своих «телесамолетах», летающих без людей.

Работа автопилота регулируется несколькими жироскопами, при помощи которых обеспечивается автоматическое управление самолетом. Жироскопы вращаются со скоростью 15000— 20000 оборотов в минуту и приводятся в движение сжатым воздухом: Каждый из них представляет собой ротор электромотора, работающего от постоянного или переменного тока. Вся система телесамолета действует мгновенно, так как жироскопы очень чувствительные приборы и даже самые малейшие отклонения передают органам управления самолета посредством электрических и механических приводов. Источником силы для поворота рулей самолета служат так называемые сервомоторы, которые способны изменять направление и скорость своего вращения.

*

Принцип управления самолетом на расстоянии можно свести к двум процессам. С одной, стороны, используется электромагнитная энергия земной радиостанции и самолетной радиоаппаратуры и, с другой — производится механическая работа по управлению самолетом, выполняемая автопилотом.

Наземная аппаратура состоит из коротковолновой станции, обыкновенной антенны и пульта управления. На этом пульте под каждым рычагом имeются надписи: «направо», «налeво», «прямо»; «планирование», «горизонт», «подъем» и т. п. Радиостанция принципиально не отличается от обычной рации, хотя в ее конструкцию внесены некоторые изменения.

Схема телеуправления самолета:
1 — жироскоп элеронов и руля глубины. 2 — жироскоп руля поворотов. 3 — контактный ролик. 4 — контрольная система. 5 — реле. 6 — ветрянка. 7 — шестерня. 8 — рабочий вал автопилота. 9 —  ручка выключателя автопилота. 10 — руль поворота. 11 — руль высоты. 12 — элерон.

Самолет, управляемый по радио, оборудован шестью приемниками. Каждый из них несет свои узкие функции и действует через части автопилота на рули управления самолета и на особые контакты, регулирующие работу мотора. Один приемник принимает сигналы, которые включают автопилот и позволяют самолету подниматься; другой приемник регулирует обороты мотора, дает самолету определенные углы наклона и позволяет планировать; третий приемник ведет самолет на посадку; четвертый приемник поворачивает самолет направо; пятый — налево, а шестой включает и выключает всю самолетную pадиоаппаpaтypy.

Каждый самолетный радиоприемник отстроен от другого. Получив энергию, он усиливает ее и посылает в специальное реле (прибор-автомат), которое под действием слабого электрического тока производит автоматическое переключение в системе автопилота. Жироскопы автопилота под действием реле преобразовывают полученную энергию в механические импульсы, действующие через сервомоторы непосредственно на тросы управления.

Любопытно, что неблагоприятные атмосферные условия опасны для телесамолета постольку, поскольку они вообще представляют угрозу для полета. Если исключить ураган, грозу и другие стихийные бедствия, то ни обычная воздушная болтанка, ни сильный ветер не могут нарушить режим полета, заданный телесамолету радиоприемником. Если даже происходит, например, нежелательный крен, то автопилот автоматически приводит самолет в исходное положение.

Любопытнее всего происходят процессы снижения, планирования, «расчета на посадку», приземления и, наконец, окончания пробега самолета по земле. Земная радиостанция управления передает «радиоприказание» соответствующему на самолете приемнику. Этот приемник сбавляет обороты мотора и, действуя на руль высоты, придает необходимый наклон самолету для планирования. Среди других приборов на самолете имеется чрезвычайно чувствительный прибор —  анероид, который реагирует на мельчайшее изменение давления воздуха в связи с изменением высоты. Когда самолет снижается до высоты 15—20 м, анероид, автоматически сжимаясь, действует на автопилот, принуждая его выравнивать самолет для посадки. В этот момент с пульта управления через соответствующий приемник на самолете выключается вся радиоаппаратура, но так как до этого жироскопы автопилота получили импульсы режима горизонтального полета, то автопилот сохраняет горизонтальность полета до прикосновения самолета к земле.

В момент удара колесами о землю специальный механизм выключает зажигание мотора и одновременно, с постепенно увеличивающимся усилием, тормозит колеса шасси.

Пробег окончен. Машина остановилась. Прекращается работа жироскопов, и этим самым выключается автоматическое управление. Механизмы выключены, нo вся система самолета, управляемого по радио, готова к приему и исполнению новых «радиокоманд».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.