На Обводный канал, где помещается 2-й Ленинградский завод русских самоцветов, везут со всех концов страны красивейшие цветные камни.
В глыбах, плитах, обломках лежат на заводском дворе прекрасные дары природы: розовые орлецы, голубые лазуриты, серые яшмы, зеленые амазониты, нефрит цвета морской воды...
Когда здесь накопится 65 т чудесных камней, надо будет выбрать всего 2 т отборного, самого красивого, камня, чтобы изготовить из него замечательный экспонат для Международной Парижской выставки 1937 г. — огромную карту индустрии Советского Союза,
Трудно увидеть где-либо карту таких масштабов. Размер ее около 20 кв. м! Горы, моря, леса — все это делается из цветного камня богатейших расцветок (ведь одна яшма имеет двести оттенков!). Яркокрасные рубины укажут на карте города нашей страны. Дымчатые топазы будут помещены в тех точках, где находятся нефтяные промыслы. Хризолиты покажут местонахождения бумажных комбинатов. Бирюзовый пунктир из аквамаринов укажет трассу Северного морского пути.
Вся эта мозаика будет поддерживаться большой бронзовой, рамой. Ведь карта будет весить целых две тонны! И работают над ее созданием 192 специалиста: полировщики, наборщики, резчики, шлифовальщики, ювелиры, огранщики... Много искусства и вкуса нужно вложить в этот яркий и драгоценный экспонат.
Чтобы везти карту в Париж, она будет разборной и имеет 72 секции, которые будут смонтированы на выставке.
Расцветку всей мозаики подбирают заслуженный деятель искусств проф. И. Бродский и художники Грабарь и Пименов.
Карта из самоцветов — вторая большая работа завода, который несколько месяцев назад, совместно со Свердловской фабрикой, делал из русских самоцветов кремлевские звезды.
Многие, десятилетия карта будет наглядно рассказывать нашим потомкам о двух исторических пятилетках строительства советской индустрии. Изделия из самоцветов очень долговечны. Прекрасно сохранился до наших дней мозаичный стол работы мастера Мартино из цветного камня. Он сделан 157 лет назад — в 1779 г. — на Петергофской гранильной фабрике.
С великим искусством изобразил на столе талантливый резчик по камню крепость, осаду, войска.
Не менее интересен старинный шкаф с самоцветной мозаикой -— «Тропический лес». .Некогда Александру III попалась довольно безвкусная картина «Обезьяны в джунглях». Он приказал изготовить копию из цветного камня. И около пятнадцати лет несколько художников Петергофской фабрики выполняли каприз императора, пока не претворили в камень мельдайшие детали, черточки рисунка.
Теперь только наощупь можно удостовериться, что панно на шкафчике действительно сделано из камня, до того мелки и точно собраны каменные полоски, так незаметны швы, так естественны каменные краски южного леса.
В годы гражданской войны немецкие меценаты из-за границы давали в обмен за маленький шкафчик десять локомотивов.
С екатерининских времен стоит в Эрмитаже гигантская ваза из зелено-желтой ревенской яшмы (Алтай). Beсит она 20 т (1220 пудов). Эта ваза считается единственной в мире, и камнерезы делали ее четырнадцать лет.
С давних времен каторжным трудом уральских и сибирских рабочих добывались «узорчатые каменья». Их доставляли в Петербург, за 4—5 тысяч км, караванами по непролазной грязи Великого Сибирского тракта. Нередко впрягали свыше 100 лошадей, чтобы дотягивать на санях каменные громады, потом грузили их на баржи, и бурлаки тянули по нескольку тысяч километров волоком.
В своей книге «Русские самоцветы» (изд. 1920 г.) академик Ферсман увлекательно рассказывает о старых промыслах самоцветов, об истории гранильных фабрик на Алтае и Урале. Исключительно богаты самоцветами Урал, Алтай, Забайкалье, Саяны — недpa чудесного камня.
Много десятков лет три старейших в России фабрики — в Колывани, Свердловске и Петергофе — изготовляли из самоцветов вазы, обелиски, балюстрады, столы, канделябры, множество безделушек и украшений, подарков послам и царским дворам Европы.
Только зоркий глаз старателя, охотника за камнями, отличает в гранитных породах, в рудниках и карьерах кристаллы топаза, малахитовые жилы или причудливый узор яшмы. Во дворе завода русских самоцветов, в каменных глыбах и обломках, вы никогда не найдете будущего сверкающего самоцвета.
Камень еще тускловат, сер и мутен. Нужные ему блеск, чистоту красок и форму дадут на заводе.
Три ступени обработки проходит камень: предварительное оформление, шлифовку, полировку. Камень надо распилить, оболванить, обточить, резать и гранить, пока матовая и шероховатая поверхность не начнет сглаживаться, пока не исчезнут царапинки и бугристые неровности и солнечный луч не заиграет на зеркально-гладкой каменной плитке.
Резцом для камня служат абразивы, шлифующие и полирующие материалы. Корунд, алмаз, наждак, пемза, измельченное стекло — все они по очереди сглаживают упорную поверхность камня, снимая с него стружку за стружкой, доводя до блеска и желаемой формы.
Постепенно, через ряд вращающихся планшайб и обдирочных кругов, проходит каменная пепельница или чернильный прибор. Их шлифуют сначала грубым карборундом, потом более мелким, потом пемзой, потом войлочными терками. На специальных патрончиках в другом цехе нумеруют самоцветные запонки, трут их порошком зеленого крокуса, полируют на оловянных кругах. Так получают свой подлинный и красочный блеск яшма, лазурит и орлец, использованные в запонке, кольце или серьгах.
Клоун из самоцветов. |
Портсигар из коричневой орской яшмы. |
Пудреница из яшмы. |
Бульдог из уральского ангидрида. |
А рядом в небольшой комнате — цех огранки. Здесь дорогие и ценные камни — лиловый аметист, голубые топазы, зеленые изумруды, синие сапфиры и др. Немногочисленны ряды гравильщиков — рабочих сложной и искусной квалификации.
Умение гранить передавалось по наследству, и имена искуснейших русских гранильщиков Подкорытова и Татаурова известны ювелирам международного рынка.
В технике гранения существует множество видов граней — всевозможнейших сочетаний углов, ребер, форм, размеров. Всякий гранильщик сначала размечает свой камень по линиям граней медным карандашом, потом гранит на станке, диск которого смочен абразивным веществам. В Минералогическом музее Академии наук хранится изумительно граненный сапфир. Если смотреть на него сверху — он густо-голубой; если перевернуть донышком — бесцветный, и лишь в середине яркое, синее пятнышко. Так замысловато играет луч света в гранях синего камня. Знаменитый бриллиант «Савси» (53,5 карата) был огранен в форме груши. Другой бриллиант,«Регент», в Англии кропотливо шлифовали два года.
Опытный гранильщик знает несколько десятков граней: палирная, «розой», бриллиантовая, квадратная и много других.
...Но вот камень отшлифован, огранен. Что же дальше? Теперь очередь за ювелирами.
Немногие люди из молодого поколения освоили эту сложную творческую профессию. Ажурщики, филигранщики, закрепщики, мундировщики — много специальностей в ювелирном искусстве.
Мастер Иванков двумя маленькими плоскогубцами собирает тончайшую серебряную цепочку. Каждое ее ушко меньше 2 мм в диаметре, оно плохо видно простым глазом, и монтировать ее надо с лупой.
Разглядите внимательно эту красивую брошь, изображенную на фото. Такие делает мастер Щепков. Перед ним на карте рисунок — хитросплетенный узор филигранной броши. Он наклеивает по линиям рисунка тончайшие витые проволочки, которые сам свил и вытянул из ценного металла, и нередко в таком узорчике надо собирать до тысячи миниатюрнейших кусочков проволоки, незаметно закрепить их ажур, окружив им драгоценный граненый аметист или голубой топаз. И тогда перед вами возникает красивейшее кружево из металла.
Филигранная брошь. |
Но что это за ступки, валики и мелкие детали, изображенные на снимке? Какое отношение они «имеют к самоцветам? Цветные камни играют теперь большую роль не только в архитектуре — красивых колоннах и балюстрадах, не только в украшениях одежды и быта. Они призваны на службу технике. Устойчивость, крепость, твердость, нестираемость этих камней — важнейшие качества для современной индустрии.
Лабораторная ступка из калканской яшмы. |
Старинный Петергофский завод (под Ленинградом) по-прежнему потребляет агат и яшму, кварцит и халцедон, искусственные рубин и хрусталь, но они идут для нужд промышленности. В часах — это не снашивающиеся от трения опоры для оси маятника, анкерные вилки, подпятники, точные камни мельчайших размеров. Их делают из агата, халцедона, и искусственного сапфира. B ткацком производстве требуются крепчайшие «глазки», через отверстие которых непрерывно идет пряжа. В аналитических весах, подставочках для магнитных стрелок разных приборов, валиках, пестиках, ступках для прокатки или футеровки печей — всюду нужны твердые и устойчивые драгоценные камни. Они нередко служат режущими и буровыми инструментами, ибо твердость их помогает резать стекло и металл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий