E. СИНЕГУБ
С промывных заводов руда по канатной дороге идет на место погрузки.
Марганец мы знаем плохо. Он принадлежит к той семье веществ-«невидимок», которыми человек пользуется очень широко, иногда не зная даже их по имени. В противоположность общеизвестным, но менее распространенным в природе металлам — олову, свинцу, серебру, никелю, марганец не употребляется в чистом виде.
С тех пор как Хиз установил в 1839 году влияние марганца на качества чугуна и стали, а Генри Бессемер открыл способ сталеварения, марганец в сплаве с железом стал играть громадную роль в черной металлургии. Марганец препятствует окислению железа, выплавляемого из руды, он отнимает у железа кислород и восстанавливает чистый металл. При плавке марганец захватывает серу и, образуя с нею нерастворимый шлак, всплывает на поверхность, где легко отделяется от расплава. Часть марганца остается при этом в расплаве и при дальнейшем переделе чугуна в сталь продолжает свое облагораживающее действие.
Марганец очищает металл от остатков серы и парализует ее вредное влияние. Он предохраняет сталь от излишнего окисления и сохраняет в ней необходимое количество углерода. И, наконец, он сообщает стали ее прекрасные технические качества — увеличивает упругость, придает ей прочность, вязкость, ковкость.
В 1880 году P. Гадфильд нашел состав специальной стали, носящей его имя. Она содержит 11—14% марганца и обладает необычайной прочностью и мощным сопротивлением истиранию и износу. Представим себе давление, которое испытывают железнодорожные рельсы, когда на крутом повороте к ним прижимаются огромные колеса мчащегося локомотива — декапода. Попытаемся представить себе силу тех резких коротких ударов, которые мы ощущаем в вагоне, когда поезд проносится через систему стрелок. И рельсы на поворотах, и стрелки, и бандажи колес, долгое время выдерживающие могучие удары, не стираясь, не ломаясь, сделаны из марганцевой гадфильдовой стали.
Вместе с присадками редких металлов — хрома, вольфрама, никеля — марганец участвует в составе специальных сталей, без которых не может обходиться ни один металлообрабатывающий завод. Очень красива серебристо-бледная, хорошо сопротивляющаяся коррозии (разъеданию) сталь с содержанием 17—19% хрома и 5—10% марганца. Высокоценные сплавы типа бронз дает марганец с медью, оловом, никелем, цинком.
90% всего добываемого марганца находит применение в металлургии. Не меньше пользы приносят и остальные 10%. Перекись марганца в смеси с графитом идет на сухие гальванические элементы Лекланше. Соли марганца широко применяются в химической промышленности. Антисептическим дезинфицирующим средством является марганцевокислый калий, обладающий в растворенном виде красивым фиолетовым цветом.
Марганец, невзрачный, темный металл, занимает видное место среди металлов-красителей (железо, медь, хром, кобальт, никель, ванадий), соли которых дают разнообразнейшую палитру цветов.
*
По прихоти природы крупнейшие поставщики металла — Соединенные штаты, Германия, Англии, Франция — лишены марганцевых руд или обладают убогими месторождениями. Соединенные штаты, производящие свыше половины стали, выплавляемой в мире, обеспечены собственным марганцем на 6—8%. В таком же положении находятся и другие государства (а также Бельгия, Чехословакия, Польша и др.). Крупнейшие источники марганцевого сырья находятся в отдаленных заокеанских странах — Индии, Бразилии, Африке (Золотой берег и Южно-африканский союз).
Британская Индия имеет крупнейшие (после СССР) месторождения марганца, но лучшие из них лежат в пустынной местности за 800—1000 км от портов Бомбея и Калькутты.
Наше отечество — обладатель исключительных запасов марганца. С конца прошлого столетия всемирная известность принадлежит Чиатурскому марганцевому месторождению, в Шорапанском районе Грузинской ССР.
Эта грандиозная залежь марганцевых руд — осадков бывшего здесь моря — занимает обширное плато площадью около 130 км².
Общий вид Чиатурского марганцевого рудника. |
Местами рудоносные участки обнажены с трех сторон в виде полуостровов. В этих естественных обнажениях ярко выступают черные пласты руд мощностью (толщиной) от 2 до 5 м (в среднем около 3 м). Рудная толща состоит из чередующихся слоев руды и пустой песчанистой породы. Число рудных слоев колеблется от 5 до 12. Счастливая особенность Чиатурского месторождения — горизонтальное залегание рудоносных пластов.
С промывных заводов руда по канатной дороге идет на место погрузки. |
Здесь представлены все промышленно важные (окисленные) руды марганца: пиролюзит (природная перекись марганца, \({\mathrm{MnO}}_2\)), псиломелан, вад (водные окиси марганца), манганит.
Качество чиатурских руд очень высоко: обычное содержание перекиси марганца — 50—53%; нo нередко попадается исключительно богатая разновидность, состоящая на 85—91% из чистой перекиси марганца. Особо ценящаяся в химической промышленности, она идет в продажу прямо из рудника, без обогащения. На мировом рынке она известна под названием «пероксида», или «браунштейна».
Общий запас чиатурских руд свыше 163 миллионов т; в пересчете на чистый металл это дает свыше 40 миллионов т металлического марганца.
Чиатура была некогда настоящим золотым дном для любителей легкой наживы. Добычей марганца занимались и иностранные фирмы, и грузинские князьки, и местные зажиточные крестьяне, и пришлые арендаторы. В 1906 году здесь хозяйничало 376 предпринимателей. Достаточно было иметь пару кирок и лопат, деревянную тачку, две-три лампы-коптилки, чтобы стать марганцепромышленником. Иные начинали добычу марганца, не имея вообще денег: рабочие недели две работали без денег, а за это время можно было свезти руду в Чиатуру, продать ее и расплатиться.
Обогатительная фабрика в Чиатури. |
Крупные и мелкие «хозяева» выхватывали друг у друга лучшие сорта руды, сваливая в овраги все, что казалось менее прибыльным, засоряя и загромождая отвалами обширные участки. Не менее 60% ценной руды погибало. Иностранные капиталисты посмеивались: «Природа так щедро наградила вас, что это даже вредно для вас же». Иностранцы под видом рядовой руды скупали лучшие сорта пероксида по 8—10 копеек за пуд. Через некоторое время его привозили обратно в Россию в специальной упаковке и продавали российским химическим фабрикам под названием «браунштейна» по 5 рублей золотом за пуд.
В 1925 году советское правительство для технической реконструкции сдало Чиатурское месторождение в концессию американскому концерну В. Г. Гарримана. Вопреки договору, концессионер продолжал систему беззастенчивого хищничества и вместо «американизации» довел богатейший район до упадка. Договор был расторгнут в 1928 году, и тогда же был организован советский Чиатурский марганцевый трест. Только с этого времени гигантское месторождение превращается в передовое предприятие.
Второе марганцевое месторождение Союза, открытое в 1886 году в районе Никополя, тянется пo правому берегу Днепра вдоль железнодорожной магистрали, соединяющей железную руду Криворожья и каменные угли Донбасса. В отличие от Чиатуры здесь проходит один рудный прослой мощностью в 1,5—2 м.
Запасы руд Никополя еще грандиознее, чем в Чиатуре: их около 400 миллионов т; запасов промышленного характера — 90 миллионов т. По качеству никопольские руды несколько уступают чиатурским, хотя между ними есть сходство, вызванное одинаковыми условиями происхождения. Здесь также имеются высшие, пepoксидные сорта; они даже тверже, «кусковатее» чиатурских и лучше переносят перевозку и промывку. Кроме того, географическое положение их более удобно пo отношению к южным металлургическим центрам, а также к Польше, Чехословакии, Венгрии, Германии — давнишним потребителям никопольского марганца.
На "столе Дейстера" марганец отделяется от мелкой породы. |
После революции Никопольское месторождение восстановилось быстрей Чиатурского. В июле 1922 года все марганцевые предприятия были объединены Южнорудным трестом, быстро восстановившим старые рудники и присоединившим ряд новых. В 1926— 1927 годах было открыто месторождение богатейшей руды близ Александровки.
Техническая вооруженность района необычайно возросла. Выстроены крупные обогатительные фабрики, центральная электростанция им. Чубаря, построена пристань на рукаве Днепра, соединенная широкой колеей с рудниками. Мировое месторождение продолжает непрерывно расти и развиваться.
Сейчас мы экспортируем главным образом чиатурские руды (500—600 тысяч т за последние годы); лишь после постройки ферромарганцевого завода в Зестафони (Грузия) часть чиатурской руды пошла на этот завод. Из добываемого никопольского марганца 2/3 питают металлические заводы УССР, Урала и Сибири, около 200 тысяч т. вывозится за границу.
Кроме этих основных месторождений, в СССР разведан ряд более мелких марганцевых районов. Значительные запасы имеются в Грузии (Аджаметы) и на Украине (пo реке Буг); несколько месторождений насчитывает Урал (Свердловская и Челябинская области); небольшие запасы марганца таят недра Башкирии и Средней Волги. В азиатской части Союза нанесены на карту далеко не все месторождения. Пока нам известно Мангышлакское месторождение в Казахстане, сходное с чиатурскими рудами; имеются марганцы в Ойротии и Сибири.
Советский Союз обладает богатейшими в мире запасами марганца. Они обеспечивают могучий рост нашей металлургии и позволяют сохранить наше господство на мироном рынке.
По данным 1933 года, нашим главным конкурентом, Золотым берегом, месторождения которого близки к морским портам, вывезено около 270 тысяч т руды. Британская Индия вывезла в этом году 306 тысяч т. Наш вывоз в 1933 году составлял 655 тысяч т. На нашей стороне не только неистощимые запасы и великолепное качество руды, но и все выгоды социалистического хозяйства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий