Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 мая 2022

Дмитрий Иванович Менделеев

Воспоминания академика И. А. КАБЛУКОВА

Как сейчас помню, 30 лет назад я вернулся из Москвы к себе в Петровско-Разумовское и застал телеграмму, в которой сообщалось, что скончался Дмитрий Иванович Менделеев.

Утром на другой день я приехал в Петербург и прямо с поезда поехал в Технологический институт, где отпевали Дмитрия Ивановича.

Помню ту огромную процессию студентов и почитателей, которая сопровождала проб Менделеева на Волково кладбище. За гробом несли периодическую систему элементов.

Я позволил себе тогда же, перед открытой могилой, указать, что хотя Дмитрий Иванович и ушел от нас навсегда и мы не услышим больше его громкого голоса, но его гениальное творение, его периодическая система элементов разнесет славу русскому имени по всему миру.

Большинство нашей молодежи относит жизнь и работу Менделеева к далекому прошлому, которое было когда-то, до их рождения. Но для меня и моих сверстников —  немного нас осталось — Дмитрий Иванович жив в нашем сознании и вместе с другими учителями, к которым относится в первую очередь незабвенный А. M. Бутлеров, руководит и теперь нами в нашей деятельности.

Менделеев был не только человеком громадного таланта, граничащего с гениальностью, но он был человеком громадной работоспособности. Уроженец Сибири, он проявил c самого детства свою работоспособность. Он имел замечательную мать. Роль матерей великих людей незаметна, но громадна. Марья Дмитриевна, заметив в своем сыне особые дарования, приложила все усилия для того, чтобы дать ему высшее образование, и привезла его из далекого Тобольска в Петербург, где он, 16 лет, поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института.

В то время Главный педагогический институт славился своими преподавателями. Физику преподавал знаменитый Ленц, лекции по математике читал академик M. В. Остроградский.

Институт Дмитрий Иванович окончил в 1855 году. Тогда ему был 21 год. Еще студентом он написал и напечатал кандидатскую диссертацию «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу».

Затем его отправили в Симферополь. Но там Дмитрий Иванович пробыл недолго и в 1856 году вернулся опять в Петербург и представил магистерскую диссертацию «Удельные объемы». Значит, 22 лет Менделеев был уже магистром. Все это говорит о его необычайных дарованиях и исключительной работоспособности.

*

Интересно указать, как появилась периодическая система элементов.

В марте 1868 года Дмитрий Иванович Менделеев разослал химикам на отдельном листке свою работу «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом составе». Это была небольшая табличка, которая заключала в себе всего 52 элемента. Значит, материал, вообще говоря, был недостаточен. Но уже этого скудного материала было достаточно для прозорливого ума Менделеева, чтобы открыть периодический закон.

Нужно сказать, что некоторые высказывания, близкие ему, были даже до Менделеева. Так, например, кажется в 1833—1835 годах, в Лондоне на заседании Британского общества химии Ньюлендс сделал доклад, в котором дал свою таблицу периодической системы и высказал так называемый «закон октав».

Рассказывают, что когда Ньюлендс сделал этот доклад, то никогда аудитория, наполненная серьезными людьми, не оглашалась таким громким хохотом. Вот как было встречено его предложение! Причем один из почтенных посетителей спросил Ньюлендса с явным издевательством: «Не будет ли какой-нибудь закономерности, если размещать элементы просто по алфавиту?»

Были какие-то попытки найти определенные закономерности. Но разница была следующая: высказывались общие положения, и дальше ни слова. Что же касается Менделеева, то, высказав положение, что свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомного веса, он развил это положение, вывел из него логические следствия, доступные опытной проверке.

Менделеев, например, в первой же таблице ввел некоторые изменения атомных весов. Он дал изменение атомного веса индия и нашел его правильный вес. Затем он изменил атомный вес урана, которому давали 120, а Менделеев предложил 240.

Менделеев развивал неустанно периодическую систему, и она получила всеобщее признание. И любопытно, что через несколько лет осмеянный Ньюлендс получил высокую награду от того же общества, конечно, благодаря Менделееву, вследствие того, что периодическая система получила всеобщее признание.

Но Менделеев не остановился на том, что изменил только некоторые погрешности в наших познаниях о существующих элементах. Он пошел дальше, он предсказал даже свойства еще не известных элементов, которые были впоследствии открыты.

Известно, как высоко оценивал Фридрих Энгельс открытие Менделеева. Энгельс в «Диалектике природы» писал:

«Менделеев, применяя бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом e открытием Леверье, вычислившего орбиту еще не известной планеты, Нептуна».

Напомню, в чем заключалось открытие Леверье. Уран, одна из планет солнечной системы, движется по небесному своду не так, как ей полагается по закону тяготения. Долгое время не знали, какая сила сворачивает Уран с пути. Тогда Леверье и одновременно оксфордский студент Адамс предположили, что Урана сбивает с пути какая-нибудь большая неизвестная планета и влечет за собой. Основываясь на законах небесной механики, они рассчитали положение этой неизвестной планеты. Трубы у них не было. Леверье написал астроному Галле в Берлине письмо, в котором указал точку неба, куда нужно направить трубу. Это было сделано, и планета Нептун, увлекавшая за собой планету Уран, была открыта. Это было торжество небесной механики.

To же самое и с периодической системой Менделеева. Химия, считавшаяся до того времени наукой описательной, становилась благодаря Менделееву в ранг наук, которые не только описывают, но и предсказывают. Французы говорят: знать — это предвидеть.

Хочу рассказать один случай, который показывает, как Менделеев пришел к созданию своей таблицы химических элементов. Однажды известный проф. Геттингенского университета Густав Гамман спросил Дмитрия Ивановича:

— Скажите, каким образом, при каких обстоятельствах у вас появилась мысль о периодичности?

Дмитрий Иванович отвечал, что после избрания его профессором у него остались старые доцентские визитные карточки, и он стал их утилизировать: вписывал на каждую карточку элементы, собирал атомные веса, главные свойства и т. д. Таким образом у него на каждой карточке появились свойства элементов, потом он начал их подбирать, и вот тут ему бросилась в глаза периодичность в свойствах различных элементов.

Конечно, и другой бы мог также подбирать, да у него ничего не вышло бы. Точно так же, как и Ньютон увидал, как падает яблоко, и открыл закон тяготения, — так рассказывает предание. Но многие видели, как падает яблоко, да ничего не открыли. Для этого должна быть прежде всего определенная целеустремленность, которая вместе с глубокими знаниями рождает необычайную научную прозорливость.

В 1894 году Дмитрию Ивановичу пришлось испытать некоторое смущение. Физики и химики были в этом году, можно сказать, сильно сконфужены. Казалось бы, что им твердо известен состав воздуха, который был определен в начале XIX столетия, который много изучали и в котором учитывали сотые доли процента угольной кислоты и самые незначительные примеси водорода. И вдруг Рэлей и Рамзай преподносят такую новость: они открыли в воздухе присутствие еще нового газа, которому дали название «аргон». И его оказалось в воздухе не какие-нибудь пустяки, а целый процент.

Здесь-то и началось затруднение с таблицей Менделеева. Оказалось, что атомный вес аргона 40. Никуда его поставить в периодическую систему нельзя было. Скороспелые на всякие выводы люди начали уже говорить, что система Менделеева потерпела крах.

Но всякое новое открытие в науке дорого тем, что оно является залогом новых успехов. Открытие аргона показало, что мы не совсем хорошо знаем воздух. Начались новые детальные исследования. И вскоре был обнаружен гелий, который до того был в 1868 году открыт благодаря спектральному анализу на солнце. За открытием гелия последовало открытие неона, криптона и ксенона.

И вот открытие этих новых газов, которое на первый взгляд могло поколебать систему Менделеева, на самом деле только дополнило ее. В таблице Менделеева появилась новая группа — нулевая группа, в которую и были отнесены все вновь открытые газы.

Получилась замечательная картина. Если вы посмотрите на периодическую систему элементов, то увидите, например, что элемент фтор стоит перед натрием. Фтор электрически отрицателен, а натрий положителен. Значит, вы здесь видите резкий скачок, и этот скачок существовал до установления нулевой группы. Что же получилось после открытия новых газов? Теперь между фтором и натрием находится в нулевой группе неон, обладающий нулевой валентностью. И как в математике мы от отрицательных величин переходим к положительным через нуль, так и здесь мы переходим теперь от электроотрицательных к электроположительным элементам через элементы нулевой группы.

Так система Менделеева приобрела еще большую стройность и законченность.

Таблица системы элементов на стене кабинета Д. И. Менделеева.

*

У Менделеева была характерная черта его натуры —  он всегда чрезвычайно прямо, а порой даже и резко высказывал свое мнение.

Разумеется, в царское время было весьма много различных поводов к таким резким суждениям. В частности, эта черта Менделеева преградила ему доступ в Академию наук. Я помню, какой шум поднялся по всей России в 1880 году, когда стало известным, что Дмитрия Ивановича Менделеева забаллотировали в Академии наук. И Менделееву посыпались адреса и дипломы со всей страны.

Студенческая молодежь всегда ценила Дмитрия Ивановича за эту черту характера. Молодежь всегда ценит того, кто к ней прямо относится, хотя бы и говорит ей иногда неприятные вещи.

В 1890 году Менделеев должен был выйти из университета в связи со студенческими волнениями, которые тогда были довольно часты. Дмитрий Иванович согласился передать петицию студенческой сходки. Он взял бумагу и отправился к недоброй памяти министру народного просвещения Делянову. Оставил там бумагу, так как не застал Делянова. 16 марта 1890 года петиция была ему возвращена при сопроводительной бумаге такого содержания: по приказу министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику проф. Менделееву, так как министр и никто из состоящих на службе у его императорского величества не имеет права принимать подобные бумаги.

Когда Менделеев получил такой ответ, он решил сразу подать в отставку. Несмотря на то что его просили, —  в университете его любили и он был в силе, — он все же ушел.

Менделеев был бессменным председателем Русского химического общества, и на заседаниях его побаивались.

В 1881—1882 годах я был человеком маленьким, я слушал лекции Менделеева, но к нему не решался близко подходить. Когда я немножко оперился, сделался магистром и когда я был в Петербурге вo время съезда, я уже счел своей обязанностью заходить к нему. Дмитрий Иванович всегда радушно встречал и подолгу удерживал у себя.

Хочется рассказать, какое впечатление он производил своими лекциями. Его лекции посещали не только студенты естественного факультета, а и студенты юридического и филологического факультетов.

Почему? Был ли он блестящим оратором? В известной степени он был блестящим оратором, если считать блестящими ораторами тех, кто воодушевляет слушателей и оставляет в их памяти все сказанное.

Но если подходить только с внешней стороны, чтобы речь шла гладко, всегда без запинки, — этого внешнего лоска у Менделеева не было. Он увлекал слушателей внутренним содержанием своих лекций. Вот что говорит один из его слушателей, проф. Вайнберг:

«Его внешние приемы, интонация, жестикуляция и построение речи было далеким от того, что считается отличительными чертами настоящего оратора. Если бы он этим отличался, то все-таки его лекции посещались бы, может быть, не всеми студентами даже естественного факультета. Но он своим содержанием перед слушателями являлся не только профессором, но и учителем жизни. И я укажу, что он постоянно указывал студентам на их долг перед родиной.

Но еще более, чем непосредственными внушениями, действовал на нас самый способ изложения Менделеевым неорганической химии. Оставим стройность его приемов. Укажу, что Менделеев делал из этого курса энциклопедию естествознания, связанную основной нитью с неорганической химией. Экскурсии в область неорганической химии у него постоянно были. При этих экскурсиях Менделеев оставался на почве чистой науки, но, тем не менее, он часто обращался к практическим вопросам, так как старался приготовить из нас будущих деятелей на пользу России.

Особенно он останавливался на роли фонаря науки в технике и промышленности, и нам часто он проповедовал необходимость светить этим фонарем науки, указывая, что, кроме тех минеральных богатств, которые имели случай выступить на земную поверхность, есть еще гораздо большие массы в глубинах и недрах земли и т. д. Он говорил, что надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины, увидеть в этой темноте. Если вы этот фонарь знаний внесете в Россию, вы сделаете на самом деле то, от чего зависит ее благосостояние и благосостояние ее народа, ее международная свобода. Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная».

Популярность Менделеева была очень велика. Ему буквально не давали покоя.

Помню, это было в 1887 году, 19 декабря. Дмитрий Иванович приехал из Петербурга в Москву и остановился в Чернышевских номерах, там, где теперь гостиница Метрополь. Приехал он потому, что в Петербурге ему не давали работать — все время отрывали. Я пришел к нему. Мы долго беседовали. В тот же день было объединенное заседание математического общества и общества любителей естествознания, посвященное памяти Ньютона. Я сказал Дмитрию Ивановичу об этом заседании. Он ответил:

— Интересно, я пойду.

Я пришел несколько раньше и имел неосторожность заявить, что будет Менделеев. Студенты предложили выбрать его председателем. Пришел Дмитрий Иванович. Он думал, что ему придется спокойно сидеть, а к нему обращаются: пожалуйте председательствовать. Это, конечно, ему не доставило удовольствия.

На другой день я прихожу к нему и смотрю — Дмитрий Иванович укладывает чемодан. Что же оказывается? Уже рано утром к нему стучат. Входит депутация от московского студенчества. Побыли, затем ушли. Через некоторое время — опять делегация от московского студенчества.

Дмитрий Иванович увидел, что заниматься здесь ему не дадут. Он собрался и уехал.

Научный титул Д. И. Менделеева.

*

Мне хотелось бы обратиться к нашей молодежи.

Великие люди умирают, но творения их живут и многому нас поучают. Мы, старые ученые, и вы — всем нам надо учиться у Менделеева. Изучайте его «Основы химии». Эго замечательный труд!

В высшей степени поучительно также издание «Периодические законы», где вы найдете собранными в хронологическом порядке те статьи, которыми были установлены его периодические законы. Это не устарело потому, что относится к истории. Историю наук изучать нужно.

Укажу еще на одну книгу Менделеева — это книга «Исследование водных растворов по удельному весу». Она также в высшей степени важна по методологии. Здесь можно научиться, как из массы противоречивых данных выбирать наиболее верные. И посмотрите: цифры отдельные скучны, но картина цифр бывает замечательно интересна. Здесь указано, как из цифр строились целые системы.

Я обращаюсь к нашей студенческой молодежи с советом изучать это. Вы многое найдете здесь и при изучении этого переживете высокие минуты наслаждения.

Мы живем в таких условиях, о которых Менделеев не мог и мечтать. Он любил просвещение, но при его жизни в аудиториях было мало истинных представителей народа и совсем не было рабочих. В настоящее время двери этих аудиторий широко раскрыты. Можно с уверенностью сказать, что в будущем наша страна будет иметь много талантов и много великих людей, подобных Менделееву.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.