Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 апреля 2022

Фантазия и действительность

ПАРИЖ В ОГНЕ

(Из фантастического романа ГЕЛЬДЕРСА „Воздушная война“.)

„9 июля Париж проснулся после тяжелой, горячей, безветренной ночи.

...На перекрестках скапливаются густые толпы, их разгоняют полицейские: „Опасность воздушного нападения! Никаких сборищ на улицах! Идите в подвалы...“

...Земля вдруг заколебалась... давление воздуха... взрывы. Тотчас же начинается адский шум: рев сирены, резкий треск зенитных орудий, глухие взрывы гранат; но все звуки перекрываются ужасающим свистом бомб... Земля дрожит. Люди в смертельном страхе забиваются в темные туннели метро.

На вокзале, у Оперы один за другим останавливаются два переполненных поезда.

Вдруг оглушительный удар, треск, бледно-жёлтая огненная искра. Рушатся стены, секунда ужасного мертвого молчания, потом стоны, звериные крики. На расстоянии 50 метров от входа бомба в 1000 килограммов пробила мостовую, бетонированные своды туннеля и взорвалась снизу. Сотни людей были раздавлены одним лишь огромным давлением воздуха.

На улицах слышны звонки пожарных: „Пожар!“ Горит не в отдельных местах, а всюду, во всех кварталах. Таково действие термитных бомб, сброшенных тысячами над городом...

Во всех кварталах города портится водопровод, под землей разрушены трубы, зияющие воронки наполняются водой...

Что могут сделать несколько тысяч пожарных против горящего и отравленного газами гигантского города? Для этого едва ли оказалось бы достаточно целой армии пожарных, сотен тысяч людей.

...Взрывы постепенно замолкают, мертвая тишина распространяется над раскаленным городом...“

МАДРИД ГОРИТ

(М. КОЛЬЦОВ, „ПРАВДА“ от 19 XI 1936 г.)

„18 ноября. Мадрид горит. На улицах светло, жарко, но это не день, а ночь. Мадрид горит, его подожгли германские бомбы с воздуха.

Горят общественные здания, гостиницы, лазареты, институты, большой корпус Национальной библиотеки, рынок и церковь на площади Кармен. Горят без конца жилые дома. Пожарные части сбились с ног. А если бы их было и в пять раз больше, все равно не хватило бы сил.

Фашистской авиацией подожжена вся центральная часть города. Пожарные, милиция и добровольцы стараются только предупредить осложнения — взрывы и излишнюю гибель людей. Они спешат перерезать газопроводы, выносят бензин и изолируют соседние дома.

В горестном молчании тысячи людей вытаскивают из квартир свой скарб — тюфяки, детей, завернутых в одеяла, и идут... Куда?

Три часа ночи. Бомбардировка продолжается. Еще вчера фашистской авиации нужны были осветительные ракеты. Сегодня пылающий город сам себя освещает, и опьяненные зрелищем пожаров убийцы все приходят и приходят, все кидают и кидают новые бомбы в уходящих жителей, в пожарных, в новые и новые живые мишени.

...Рынок на площади Кармен пылает горячим жадным огнем. Сюда только недавно привезли продовольствие. Завтра целый район города останется голодным.

...На холме, в красивом парке, пылает дворец герцогов Альба — сокровищница искусств, одна из главнейших достопримечательностей Мадрида и Испании“.

*

Немецкий майор Гельдерс описывает в своем романе фантастическую картину разрушения Парижа в будущей войне.

Испанский мятежный генерал Франко при помощи своих хозяев — германских и итальянских фашистов —  на глазах всего цивилизованного мира с хладнокровием профессионального бандита претворяет фантазию Гельдерса в действительность, систематическими воздушными налетами пытаясь разрушить столицу Испании — Мадрид...

Идея использования авиации для воздействия на крупные населенные центры не нова; она давно проповедуется многими военными деятелями и писателями буржуазии, мечтающими в течение нескольких дней кончить будущую войну средствами авиационного оружия. Они полагают, что сумеют избежать опасности, связанной с формированием массовых армий, вооружением пролетариата, ростом его сознательности и вопиющими противоречиями капиталистического строя, обнажаемыми войной.

Многое в этих мечтах смешно и несбыточно. Об этом лучше всего свидетельствует практика буржуазных стран, которые, готовясь к войне, все же создают массовые армии и возлагают надежды не только на самолеты, но и на танки, пехоту, артиллерию и другие рода войск.

Об этом говорит также и последний опыт двух войн фашизма —  в Абиссинии и в Испании, где авиационное оружие было впервые применено систематически и в массовом масштабе, но все же оказалось не в силах само по себе решить успех военных действий.

История уже знает случаи воздушных налетов на города в мировую войну 1914—1918 гг.

В течение 1917 и 1918 гг. немецкие самолеты неоднократно нарушали воздушные рубежи союзников и вторгались глубоко в их тыл. Однажды ливерпульский вокзал в Лондоне был атакован 14 бомбардировщиками, которые сбросили 72 бомбы. Этот налет повлек за собою наибольшее число жертв за все воздушные нападения мировой войны — 594 убитых и раненых.

7 марта 1918 года германский многомоторный бомбардировщик типа «К» (Гигант) сбросил над районом Уорингтон Кресчент в Лондоне бомбу весом в 900 килограммов. Такая огромная бомба была единственной за всю мировую войну. Она убила 12 человек, разрушила 4 дома, нанесла сильные повреждения 16 домам и легко повредила не менее 400 домов!

За все годы мировой войны на Париж и его окрестности было сброшено свыше 1000 бомб; в большинстве это были мелкие бомбы слабого действия (более половины из них весом до 10 килограммов и лишь 10% весом от 100 килограммов и выше). В границах города Парижа упало около 35% этого количества бомб общим весом свыше 31 тонны. Эта цифра для современной авиации ничтожна; она составляет бомбовую нагрузку всего лишь одной эскадрильи тяжелых бомбардировщиков (10—12 кораблей). Однако, этим относительно небольшим числом бомб было поражено 915 человек. Отметим, что на 1 тонну бомб приходится около 10 убитых и около 20 раненых.

На Лондон за время войны немецкими самолетами было сброшено около 30 тонн бомб, поразивших 1880 человек; при этом в среднем на 1 тонну бомб приходится около 20 убитых и 40 раненых. Статистика говорит, что расход стрелковых и артиллерийских боеприпасов в сражениях наземных армий составлял в среднем 1,6 тонны на одного раненого и около 3 тонн на убитого. Это значит, что скученное население Лондона несло потери от воздушной бомбардировки, примерно, в 60 раз большие, чем действующая армия от артиллерийского и ружейно-пулеметного огня! Добавим к этому, что воздушные налеты нарушали нормальную жизнь городов и предприятий — производительность труда падала, работа шла с большими перебоями.

Со времени мировой войны минуло восемнадцать лет. За это время боевая авиация прошла огромный путь развития. И вот...

«Через восемнадцать лет после налетов на Париж германской авиации, в первый раз после мировой войны, большая европейская столица, миллион собранных вместе мирных жителей подвергаются хладнокровной бомбардировке с воздуха. В первый, но не в последний раз. Первая, но не последняя столица под авиационными бомбами».

Так писал корреспондент «Правды», Михаил Кольцов, еще 1 сентября.

Печальный опыт бомбардировки Мадрида и других городов Испании еще не систематизирован и не изучен. Но то, что уже известно всем по сообщениям газет, далеко превосходит размеры и эффективность воздушных бомбардировок мировой войны.

Испанские фашисты начали применять свою авиацию против мирных городов республики еще с первых дней войны; но в начале мятежа соотношение авиационных сил было не в пользу фашистов, и их авиация как количественно, так и качественно была слаба. Именно этим и объясняется, что до октября налеты на Мадрид были бессистемны и не давали почти никакого эффекта. Активное вмешательство германского и итальянского фашизма резко изменило обстановку. 31 октября впервые со страниц газет закричала крупная цифра жертв: 41 убитый и 130 раненых в Мадриде да 100 пострадавших в Хетафе и Парли... Все это сделали только три бомбардировщика... Дальнейшие события нарастали с катастрофической быстротой: чем меньше надежды оставалось у фашистов на легкое овладение Мадридом, тем беспощаднее и массовее были действия мятежной авиации.

Только за десять дней, с 8 по 18 ноября, от бомбардировок фашистских самолетов пострадало 1936 жителей Мадрида (из них убито 365), то ecть столько, сколько за всю мировую войну в Лондоне! К 17 ноября в Мадриде сгорело от бомбардировок около 60 домов, в том числе ряд крупнейших зданий города.

Масштаб действия фашистской авиации непрерывно возрастал. В августе—сентябре над Мадридом действовали одиночные самолеты; в начале ноября число самолетов обычно не превышало 10—15; 19 ноября город одновременно бомбили 18 «юнкерсов», сопровождаемых 30 истребителями, — всего в воздухе было около 50 фашистских машин... Город подвергался разрушению пo обдуманному, систематическому плану.

«Бомбардировка возобновляется каждые три-четыре часа. И после каждого налета остается все больше и больше пылающих развалин, все больше и больше окровавленного человеческого мяса. А опьяненные убийцы в темносерых стальных коробках еще и еще кружат над городом, еще и еще обрушивают грохот смерти на беззащитных людей. Три-четыре часа проходят. С улиц едва успевают убрать жертвы; в комнатах веют холодные ветры, — трудно в Мадриде найти дом с целыми стеклами окон. И все опять начинается сначала».

(M. Кольцов, «Правда».)

Дальнейшие события известны всем.

Мы не знаем, сколько бомб было сброшено фашистами на Мадрид, как распределяются они по калибрам и каков точный эффект причиненных ими разрушений. Но одно очевидно: теория беспощадного подавления мирного населения при помощи авиации стала практикой. Авиация еще раз доказала свою колоссально возросшую мощь; капитализм цинично продемонстрировал методы будущей войны.

Ведь действия над Мадридом были не более как репетицией «настоящей» большой войны фашизма. Хотя количество средств, пущенных в ход генералом Франко, само по себе и значительно, но оно далеко уступает возможностям таких мощных стран, как фашистские Германия или Италия.

Героический народ Испании оказывает упорное сопротивление фашистским генералам и их вооруженным до зубов бандам. Испанские трудящиеся наносят сокрушительные удары регулярным войскам генерала Франко. К нему на помощь пришли тысячи солдат германского и итальянского фашизма. Десятки самолетов, танков, орудий почти ежедневно прибывают из Германии и Италии.

Однако, мутная волна фашизма разбивается у ворот Мадрида и откатывается назад. Не помогают «юнкерсы» и «капрони», не помогают танки, не помогают «белокурые мавры» и другие мракобесы.

Как ни могуча «техника истребления», но нет силы, которая могла бы сокрушить свободный народ, восставший в едином порыве против поработителей, воплотившихся в омерзительную личину зверского фашизма.

О могуществе испанского народа, о его неукротимой воле к борьбе и победе, обо всем этом говорят факты героической обороны Мадрида, успешные действия правительственных летчиков и дружинников народной милиции. Об этом же говорят героическая борьба испанских женщин, испанского народа и международная солидарность всего прогрессивного человечества, подхватившего боевой клич испанских борцов — «Они не пройдут!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.