Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 апреля 2022

Угроза с воздуха

Е. БОЛТИН

Свыше двух месяцев объединенные силы испанских мятежников и фашистских держав осаждают Мадрид. Все средства современной боевой техники обращены против героических защитников столицы республиканской Испании. Однако, бомбардируя Мадрид с воздуха, поддерживая действия своих войск артиллерией, танками, пулеметами и другими огневыми средствами, мятежники не только не поколебали стойкости республиканцев, но и потерпели сами жесточайшие поражения.

Несколько раз мятежное командование было вынуждено менять свои тактические планы. Не удавалось взять Мадрид лобовым штурмом, оказались безрезультатными различные обходные маневры, провалилось и одновременное концентрическое наступление на столицу со всех сторон.

Все это стоило мятежникам тяжелых потерь и в первую очередь в тех частях, которые играли у них главную роль (марокканцы, иностранный легион). Лишившись своих самых надежных кадров, мятежный генерал Франко опирается теперь на войска интервентов. В тот момент, когда пишутся эти строки, газеты принесли известие, что в очередной атаке на Мадрид принимают участие германские войска под командованием генерала Шперле, что новый десант в Кадиксе состоит из четырех тысяч итальянских «добровольцев».

Позиционный характер боев под Мадридом резко изменил соотношение сил воюющих сторон. Если за время затяжной осады столицы республиканское правительство в результате огромных усилий вооружило свою армию современными средствами ведения войны и каждый день обороны являлся для республиканцев источником накопления сил, — то для мятежников безрезультатное отсиживание в окопах имело обратное значение. Каждый следующий день осады приносил фашистам новые неудачи, катастрофическую убыль в людском составе, тяжелые потери материальной части.

Из газет читатель знает, как с каждым днем неуклонно крепли силы республиканцев. На артиллерийский огонь мятежников республиканцы отвечали еще более эффективным огнем, на танки следовал ответ танками, на атаки — контратаки. Все чаще и чаще боевая инициатива переходит в руки республиканцев. Сплошь и рядом мятежники, выбитые из своих позиций, вынуждены сами переходить в контратаки, нередко заканчивающиеся разгромом мятежных частей и их беспорядочным отступлением.

Действия авиации в боях под Мадридом приобретают исключительное значение. Надо прямо сказать, что в воздухе республиканцы нанесли мятежникам тягчайшее поражение. А ведь как уповали фашисты на свою авиацию! На немецких «юнкерсах» и «гейнкелях», на итальянских «капрони» руками немецких и итальянских летчиков фашисты сбросили тысячи тонн фугасных к зажигательных бомб на город, где находились сотни тысяч гражданского населения. Они пытались претворить в жизнь свои теории о беспощадной воздушной войне. Но, как известно, оборона столицы не ослабела. А ведь весь мир знает, что фашисты поставили своей задачей смести с лица земли Мадрид, не считаясь с тем, что его обитатели — это миллион мирных жителей. И если мятежники не осуществили своего чудовищного замысла, то это случилось отнюдь не потому, что они прониклись жалостью к беззащитному населению столицы. Мятежники потерпели тяжелое поражение на земле, их разгромили в воздухе, и в этом причина крушения погромного плана современных каннибалов.

Самолет правительственной авиации бомбардирует построенный мятежниками мост через Гвадалквивир близ Севильи.

Разгром мятежной авиации оказался настолько ощутительным, что даже фашистские покровители генерала Франко, которые пока не скупятся на своих летчиков и самолеты, не могут восполнить пробел в авиационных частях мятежников. Сейчас республиканская авиация, как количественно, так и качественно, значительно превышает авиацию мятежников.

Почему же фашистским самолетам, особенно в первую половину обороны Мадрида, удавалось засыпать бомбами столицу? Как, постепенно накапливая силы, республиканская авиация добилась превосходства в воздухе? В чем оказалось своеобразие противовоздушной обороны Мадрида? Все эти вопросы столь интересны и актуальны, что на них следует остановиться подробнее.

*

Гражданская война нередко вносит серьезнейшие поправки в арсенал господствующих теорий ведения войны, различных доктрин и истин, которые, казалось бы, не подлежат никакому сомнению. Так, например, героические действия республиканских войск в Испании показали огромную силу оружия в обороне, хотя, вообще говоря, всякое нападение имеет преимущества перед защитой. Это и понятно, ибо в руках наступающего всегда сохраняется инициатива действия.

Авиационное оружие, как никакое иное, имеет ярко очерченный наступательный характер. Такая особенность авиационного оружия вытекает из самой природы авиации. Пехота, танки и другие боевые средства в целях маскировки или тактического маневра могут «замереть» на месте, повернуть назад, уйти в сторону. Все это не свойственно авиации. Лететь к себе в тыл бессмысленно, остановиться в одной точке невозможно, ходить по кругу также не вызывается необходимостью. Отсюда понятно, что авиация всегда стремится вперед, всегда наступает, и если она отказывается от своего наступательного движения, то, значит, она либо поражена, либо утратила свою боеспособность: израсходованы мотороресурсы, боеприпасы и т. п.

В Испании, на фронте: самолет республиканцев сбросил бомбу в расположение мятежников.

Само существо противовоздушной обороны заключается в том, что она призвана нейтрализовать наступательную мощь авиации, то есть либо уничтожить воздушных налетчиков, либо заставить их отказаться от выполнения задания.

Каково соотношение этих двух сил войны, если рассматривать противовоздушную оборону в узком понимании этого слова?

Авиация нападения свободна в выборе объекта бомбардировки, времени, высоты своего полета и средств нападения (бомбы, ОВ и т. д.); таким образом, ей принадлежит свобода маневра в воздухе и выбора направления удара. Противовоздушная оборона же привязана к определенным объектам, должна быть постоянно готова отразить врага и не может заранее знать, где, когда, в каких условиях и какими силами он совершит нападение. Это особенно имеет место тогда, когда земная авиационная культура, требующая различных технических средств, не соответствует возможностям ПВО. Понятно, что насыщенность ПВО такими элементами техники, как звукоулавливатели, радиоприборы управления огнем зенитной артиллерии и т. п., в значительной степени повышает качество всей системы ПВО. Следует отметить, что у республиканцев земные средства ПВО находились на недостаточно высоком уровне, так как испанская армия была всегда слабо насыщена этими техническими средствами.

Но все же, как бы значительна ни была вооруженность земной ПВО, естественное преимущество воздушного нападения очевидно. Это заставляет военную мысль расширять методы борьбы с воздушным противником. Сейчас противовоздушная оборона немыслима без борьбы за господство в воздухе, выражающейся в активных наступательных действиях своей авиации против авиации противника и ее земных баз — аэродромов, складов горючего, боеприпасов, ремонтных мастерских и авиазаводов.

Вообще лучшим средством защиты собственных жизненных центров, помимо обороны в воздухе, является уничтожение противника на своих базах. Мы обращаем внимание читателей на исключительно важное значение этого положения. Ведь авиация привязана к земле и без этой связи не может существовать. Самолеты не могут жить без аэродромов, ангаров, хранилищ горючего. Самолетам нужно заменять износившиеся части запасными, пополнять свои боеприпасы, дать возможность отдыха летчикам и т. п. Все это предоставляет авиации «земля», ее специально оборудованные базы, заводы и пр. Самолеты находятся в воздухе всего лишь около 10—15% времени их нормальной эксплуатации, что, правда, достаточно, чтобы самым решительным образом влиять на ход войны. Но ведь всю остальную жизнь авиация проводит на земле! Вот почему совсем не обязательно драться с самолетами только в воздухе. Важнейшей задачей современной воздушной войны является уничтожение тех жизненных импульсов, которые дает авиации «земля». Это и имело место при обороне Мадрида.

Только в конце октября и в начале ноября, в связи с резким усилением испанской правительственной авиации, последняя предприняла ряд действий, сводящихся к борьбе за господство в воздухе. Самолеты республиканцев действовали по аэродромам и ангарам мятежников и достигли больших успехов. Лишь с 28 октября по 13 ноября правительственные летчики уничтожили на земле 100 германских и итальянских самолетов, привели одновременно в негодность ряд аэродромов, взорвали несколько авиационных складов и т. д. Если бы не эти успехи, то бомбардировки Мадрида были бы еще ужаснее, хотя бы потому, что, в отличие от правительственной авиации, мятежники действуют по населенным центрам, не считаясь с жертвами среди населения.

Кровавый опыт Мадрида говорит и другое. Добиваясь господства в воздухе, надо одновременно создавать мощную ПВО, рассчитанную на отражение прорвавшегося противника. Следует помнить, что какой бы мощной авиацией и наземной ПВО ни обладал обороняющийся, никто не может гарантировать абсолютную неприкосновенность собственной территории. Даже при условии преобладания сил обороны наступающая авиация может иногда прорваться к объекту бомбардировки, и в этом случае успех обороны может решить только хорошо организованная система ПВО.

Борьба с авиацией протекает в огромных воздушных пространствах. В этом — сила воздушного нападения, но в этом же и его слабость.

Радиус действия большинства современных средних бомбардировщиков не превышает тысячи километров. Мы подчеркиваем, что радиус действия — это не то же, что максимальная дальность полета. Рекорды на дальность, как известно, приближаются к десяти тысячам километров: при рекордных полетах самолет обычно уже не возвращается обратно, он отказывается от всякой лишней нагрузки, лишь бы обеспечить себя возможно большим количеством горючего.

Боевой же самолет должен, во-первых, взять с собой максимальный груз, во-вторых, вернуться на свой аэродром без дополнительной зарядки горючим и, в-третьих, иметь еще какой-то запас пути на случай непредвиденного изменения маршрута, воздушного боя и т. д.

Поэтому радиус действия исчисляют, исходя из определенного соотношения веса горючего и боевых припасов, вычитают 20 процентов максимальной дальности полета и остаток делят пополам. Приведем пример. Предположим, что бомбардировщик, максимальная дальность полета которого не превышает 2000 километров, должен бомбардировать объект, удаленный от аэродрома на 1000 километров. Перед самолетом задача — долететь до места назначения, сбросить бомбы и вернуться на базу. Следовательно, его предельный радиус полета уменьшается ровно вдвое, так как необходимо покрыть 1000 километров обратного пути. Учтем еще 20 процентов запаса, то есть 400 километров, и получим, что боевой радиус действия самолета не превышает 600 километров. Таким образом, этот тип самолета не пригоден для бомбардировки объекта, который отстоит от базы на 1000 километров.

Из сказанного можно сделать важный вывод: чем глубже от границы или линии фронта расположен объект воздушного нападения, тем меньшую боевую силу представляет собой бомбардировочная авиация. И это понятно: чем дальше лететь, тем меньше можно взять бомб, потому что за счет уменьшения боевой нагрузки самолета придется увеличить запасы горючего, и, наконец, чем дальше лететь, тем меньше вылетов можно сделать в данный отрезок времени.

Но не только в этом заключается отрицательное влияние пространства на организацию бомбардировочного налета. Ведь чем длиннее путь полета нападающего, тем больше у обороняющегося времени для приведения в готовность своей ПВО, а значит, больше шансов встретить противника на пути его полета. Обороняющийся будет стремиться поднять в воздух возможно больше своей авиации и дать противнику воздушный бой как можно дальше от угрожаемого объекта. Победить в этом бою — значит наилучшим образом выполнить задачу противовоздушной обороны.

Итак, пространство — надежный союзник ПВО. Одной из причин систематических неудач ПВО Лондона в мировую войну было отсутствие пространства: Лондон удален от угрожаемых берегов Великобритании менее чем на 100 километров.

Но еще в гораздо худшем положении оказался Мадрид к началу ноября, когда республиканцы были вынуждены обороняться на линии реки Мансанарес. Взгляните на план Мадрида, и вы убедитесь, что в данном случае оборона была в крайне невыгодном положении, а нападение выигрывало в обратной пропорции.

Действительно, мятежники со своих аэродромов, расположенных в радиусе 100—150 километров и ближе от Мадрида, могли совершать почти ежедневно по несколько вылетов одними и теми же частями (что они и делали) при максимальной бомбовой нагрузке. В то же время летные средства республиканской ПВО не обладали пространством для своего маневра и постоянно были под угрозой внезапного нападения. Такое выгодное для мятежников положение как бы в несколько раз увеличивало их воздушные силы и позволяло безнаказанно совершать воздушные нападения.

Но положение существенно изменилось, когда республиканцы добились преимущества в воздухе. Мятежники в значительной степени потеряли свою боеспособность в воздухе. Были уничтожены не только сотни самолетов мятежников, но и разрушены почти все их базы и аэродромы, расположенные на ближних подступах к Мадриду. Чтобы избежать полного разгрома, мятежники были вынуждены отнести свои авиабазы глубоко в тыл. Отсюда понятно, что налеты на Мадрид стали реже и мятежная авиация менее эффективно поддерживала действия своих войск на земле.

Первое и главное условие успеха ПВО — это своевременное предупреждение о воздушном противнике. Отрезок времени, минимально необходимый для ПВО, зависит в первую очередь от рубежа, на котором оборона рассчитывает ввести в бой свою истребительную авиацию. Этот рубеж должен быть выбран на дальних подступах и, во всяком случае, с таким расчетом, чтобы можно было успеть дать бой противнику и уничтожить его до момента подлета его передовых групп к объекту обороны.

Не приводя здесь расчетов, скажем, что встреча истребителей с противником наиболее выгодна в полосе между 100—50 километрами от объекта обороны. Значит, оповещение о противнике должно поступить в штаб ПВО за такой срок, чтобы можно было успеть поднять истребителей в воздух и выбросить их в любую точку окружности радиусом 100 километров. В среднем, при современной скорости одноместных истребителей свыше 400 километров в час, для этого потребуется не менее 15 минут плюс еще, примерно, пять минут, в течение которых поступает в штаб оповещение о противнике и отдается приказание истребителям подняться в воздух. Принимая среднюю скорость бомбардировщиков в 300 километров в час, мы убедимся, что для своевременного предупреждения системы ПВО нужно, чтобы сеть постов, наблюдающих за движением воздушного противника (так называемых постов ВНОС: воздушное наблюдение, оповещение, связь), была при данных условиях удалена от объекта, примерно, на 200 километров. Иными словами, посты наблюдения располагаются на расстоянии 20 минут полета бомбардировщиков до условной линии встречи с истребителями. Таким образом, в этом случае воздушный бой произойдет в 100 километрах от объекта обороны (за первые 20 минут истребители пролетят 100 километров, и это же расстояние покроют бомбардировщики после того, как они минуют посты наблюдения).

Мы изложили наиболее благоприятный для обороны вариант, но во всяком случае нормальная организация системы ПВО требует удаления постов наблюдения от линии фронта или границы не менее чем на 150—200 километров.

Ясно, насколько далек был Мадрид от этих условий!

*

Истребительная авиация — это органическая часть активной противовоздушной обороны. Успех боевой работы истребителей зависит прежде всего от правильной организации вылета и своевременной встречи с противником. В основном существуют два способа использования истребителей: вылет по приказанию и дежурство в воздухе (патрулирование).

Сущность первого способа заключается в том, что истребители поднимаются в воздух после того, как противник обнаружен системой ВНОС. Встреча с противником и воздушный бой в этом случае обеспечиваются целой системой мероприятий: идет непрерываемое наблюдение за противником с земли, определяются высота и курс его полета. О своих наблюдениях и приказаниях «земля» сообщает истребителям по радио или системой зрительных сигналов. Истребители могут еще не видеть противника, но, взаимодействуя с землей, они знают, где и когда произойдет встреча с врагом, какова его численность и т. д. Как показал еще опыт мировой войны, этот способ является наиболее эффективным.

Второй способ — дежурство в воздухе — заключается в том, что истребители заранее и на известный промежуток времени вылетают в определенный район воздушного пространства и патрулируют, то есть летают в нем. Один патруль из трех самолетов может наблюдать участок примерно 10×10 километров; несколько патрулей могут высылаться на разные высоты и в соседние участки, что обеспечивает охранение целого района. Легко понять, почему этот способ не выгоден. Патруль не знает, когда и откуда покажется враг; непрерывно находясь в воздухе, истребитель неэкономно расходует мотороресурсы и после 1,5—2 часов полета вынужден сесть на аэродром для заправки горючим. Между тем, наступающая сторона, оставаясь свободной в выборе времени удара, может нагрянуть в тот момент, когда силы истребителя истощены или когда он пошел на посадку.

Чтобы не пропустить воздушного противника, патрули истребителей непрерывно летают в определенном районе (10×10 км) на разных высотах. Каждый патруль летает по замкнутой кривой и в направлении, противоположном другому патрулю, находящемуся выше или ниже его. По сигналу одного из патрулей, заметившего противника, остальные бросаются в общую атаку.

Но для осуществления первого способа истребительной обороны нужно пространство, о котором мы говорили выше. При обороне же Мадрида надежного союзника ПВО — пространства — как раз и не было. Правительственные самолеты не могли вылетать по предварительному предупреждению, и они либо патрулировали, либо нападали на противника, когда он уже был над городом. В последнем случае истребители всегда рискуют опоздать и вступить в бой лишь после выполнения бомбардировщиками их боевой задачи. В первое время так оно и было, о чем наши читатели знают из газет.

Но в дальнейшем этот объективный фактор, игравший на руку мятежникам, не давал надлежащего эффекта. Теперь всем известно, что фашистские самолеты благополучно держатся в воздухе только до появления республиканских истребителей. Фашистские самолеты неоднократно обращались в бегство, а если принимали воздушный бой, то несли тяжелые потери. Все реже и реже им удается сбрасывать бомбы.

Другим важнейшим средством борьбы с воздушным противником является зенитная артиллерия. Если истребителям выгодно дать бой противнику на дальних подступах, то зенитную артиллерию целесообразно располагать ближе к обороняемому объекту.

Обычно бомбардировка с воздуха производится с поправкой на высоту полета, с учетом скорости полета, силы и направления ветра, а также инерции падения бомбы в момент ее отделения от самолета. В среднем, для того чтобы попасть в объект бомбометания с высоты 3 километров, самолет должен сбросить бомбу на расстоянии, примерно, в 1 километр от объекта. Условная окружность, образуемая точками сбрасывания бомб вокруг объекта, называется воронкой бомбометания. Особенность полета бомбардировщика заключается в том, что при подходе к ворошке бомбометания, то есть непосредственно перед сбрасыванием бомбы, он должен лететь боевым курсом, то есть абсолютно прямолинейно и на постоянной высоте. Для разных систем самолетов, прицелов и в зависимости от степени подготовки экипажей время полета на боевом курсе будет неодинаковым; но в среднем его можно принять равным 30 секундам. Это значит, что при скорости 300 километров в час и на высоте полета в 3 километра бомбардировщик должен лечь на боевой курс на расстоянии 4 километров от объекта нападения. Это расстояние определяет внешнюю границу так называемого пояса боевых курсов, окружающего объект бомбардировки.

Бомба, сброшенная с самолета, в силу закона инерции некоторое время продолжает движение в направлении полета самолета. Поэтому бомбы сбрасывают не над самой целью, а на определенном расстоянии от нее, зависящем от высоты полета, силы и направления ветра. Так, на высоте 3 километров и при безветрии бомба должна быть сброшена, примерно, на расстоянии 1 километра от цели. Если мы вообразим все точки возможного сбрасывания бомб с данной высоты вокруг цели и все траектории полета бомб, получится фигура, напоминающая воронку. Ее и называют "воронкой бомбометания".

Зенитная артиллерия находится в наилучших условиях стрельбы, когда она встречает противника наибольшей массой своего огня в момент подхода к поясу боевых курсов и на самом боевом курсе. Здесь бомбардировщик связан боевой задачей, он не может маневрировать, ибо всякое отклонение от курса приведет к неточности бомбометания.

Мы знаем, как были расположены зенитные средства Мадрида, мы не знаем также, каким количеством этих средств располагали республиканцы. Но не подлежит сомнению, что организация зенитно-артиллерийской обороны Мадрида встречала большие трудности, вытекающие из самого расположения воюющих сторон. Батареи были вынуждены беспрепятственно допускать противника к западной окраине города, но так как там проходил фронт мятежников, не могли быть достаточно хорошо организованы своевременное предупреждение, целеуказание и т. д.

При подлете к воронке бомбометания бомбардировщик летит на «боевом курсе», то есть абсолютно прямолинейно. Если начертить все возможные боевые курсы вокруг цели бомбометания, получится полоса пространства, опоясывающая внешнюю границу объекта бомбардировки. Зенитная артиллерия может нанести наибольший ущерб бомбардировщикам благодаря тому, что они вынуждены лететь по прямой. Следовательно, выгодно располагать позиции зенитных батарей так, чтобы их огонь был сосредоточен над поясом боевых курсов. Как видно из рисунка, при обороне Мадрида батареи должны были бы располагаться на западном берегу реки Мансанарес, то есть на территории, занятой мятежниками, что, разумеется, было невозможно.

*

Теперь читателю должно быть ясно, что ПВО крупного населенного пункта представляет собой сложную систему средств и мероприятий. Недостаточно иметь истребителей и зенитную артиллерию; надо обеспечить их своевременный ввод в бой и организовать взаимодействие этих средств. Боевое взаимодействие истребителей с зенитной артиллерией может привести к решающему успеху в борьбе с бомбардировочной авиацией.

Что представляет собой современный истребитель? Это легкий одноместный или двухместный самолет с небольшим запасом горючего, но зато оснащенный мощным вооружением. Легко понять, какой массой огня располагает такая машина, если она несет на себе до четырех пулеметов, а иногда и пушку. Прибавьте к этим качествам стремительную маневренность истребителя, его огромную скорость, и вы согласитесь с тем, что в схватке один на один бомбардировщику трудно справиться с этой машиной.

Действительно, в одиночном воздушном бою истребитель нередко имеет преимущество перед тяжелым самолетом. Но совсем иную картину мы наблюдаем во время массового воздушного боя. Сила истребителей значительно проигрывает, когда они нападают на бомбардировщиков, летящих в строю сомкнутой группой.

Это происходит потому, что строй бомбардировщиков позволяет машинам оказывать друг другу взаимную огневую помощь. Зоны обстрела всех пулеметов и пушек создают как бы «огневой еж» вокруг бомбардировочной группы. Естественно, что 10—12 хорошо вооруженных самолетов-бомбардировщиков превосходят своей огневой мощью не только одиночного истребителя, но даже и равную истребительную группу.

Но совсем иначе обстоит дело с зенитным огнем. Чем плотнее строй бомбардировщиков и чем больше их группа, тем легче зенитной артиллерии поразить врага. Поэтому под огнем зенитной артиллерии бомбардировщики стремятся разлететься, разредить свой строй.

Этими противоречивыми условиями полета должна пользоваться система ПВО. Выгодно, следовательно, атаковать бомбардировщиков истребителями до входа противника в зону зенитного огня и заставить его попасть под огонь в сомкнутом строю; когда огонь зенитной артиллерии вынудит группу разомкнуться, отдельные оторвавшиеся самолеты атакуются истребителями; и как только враг вышел из-под обстрела зенитной артиллерии, истребители вновь атакуют его, пока бомбардировщики не успели сомкнуться и восстановить свою огневую мощь.

ПВО Мадрида едва ли была на большой высоте даже до начала фашистского мятежа в Испании. Ее пришлось спешно создавать при совершенно недостаточных ресурсах, в огне гражданской войны. Ей пришлось выполнять свою задачу в невероятно трудных и сложных условиях при наличии явного технического превосходства противника. Поэтому было бы неправильно делать вывод о слабости средств ПВО в борьбе с авиацией; наоборот, мы должны с глубоким чувством солидарности и восхищения отметить мужество и героизм воздушных защитников Мадрида, которые нанесли сокрушительные удары фашистским убийцам, бросившим на республику самые совершенные образцы техники разрушения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.