Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 апреля 2022

Город под ударом

Б. АРСЕНЬЕВ

Противовоздушная оборона современного большого города представляет собой сложную и многогранную проблему. Трудной является задача активной обороны города при помощи авиационных и зенитных средств; но едва ли не еще сложнее проблема ликвидации возможных последствий воздушного нападения, о размерах которых дают нам представление бомбардировки Мадрида испанскими фашистами.

Большинство крупных городов Европы имеет многовековую историю. Они зарождались еще в эпоху феодализма и до сих пор сохранили черты этой эпохи как в отношении планировки, так и характера застройки.

Появление и развитие авиации и первый опыт ее применения против населенных центров в мировую войну 1914—1918 гг. заставили рассматривать пути развития городов под новым углом зрения. Действительно, современный большой город представляет собой, как правило, чрезвычайно уязвимый объект для нападения с воздуха. Огромное скопление людей на сравнительно небольшой территории делает жизнь в городе возможной лишь при условии нормальной работы таких элементов благоустройства, как внутригородской транспорт, электричество, водопровод, газ, отопление, телефон. Жизнь большого города, лишенного хотя бы на несколько дней этих элементарных удобств, должна прийти в полное расстройство.

Организуя воздушное нападение на город, противник попытается сорвать производство, которое с первых же дней войны будет поставлено на службу фронту. Этой цели можно достигнуть не только сплошным разрушением предприятий (что, конечно, весьма трудно), но и дезорганизацией общественной жизни и коммунального обслуживания, что в условиях городской скученности может быть выполнено значительно легче.

Популярная литература по вопросам воздушной войны и ПВО уделяет исключительное внимание средствам воздушно-химического нападения. Однако, серьезной опасностью для городов являются не только ОВ, но и фугасные и зажигательные бомбы.

Опыт Мадрида показывает, какую грозную разрушительную силу представляет собой фугасная бомба. Современная авиация располагает разнообразным набором фугасных бомб весом от 50 до 1000 килограммов. Разрушение большинства городских построек даже не требует таких крупных калибров бомб, как 1000 килограммов, достаточным является калибр в 250—500 килограммов. Пятисоткилограммовая бомба пробивает слой бетона в 1,27 метра, железобетона — от 0,8 до 1,7 метра, кирпичную кладку или крупный булыжный камень на цементном растворе — 1,95 метра, дерево — 3,9 метра, плотную землю —  4,68 метра. Ясно, что только единичные постройки могут устоять против силы подобного удара. Но мощь фугасных бомб заключается не только в пробивной способности, но и в действии «взрывной волны», то есть в движении огромных масс воздуха, происходящем в результате взрыва. Законы действия взрывной волны еще как следует не изучены, но результаты его бывают катастрофичны.

На снимках вверху и на стр. 40 — типы фугасных бомб. Внешняя оболочка этих бомб стальная, внутри — сильный заряд взрывчатых веществ.

В частности, обвалы зданий, имевшие место и в мировую войну, происходили чаще от действия взрывной волны, чем от прямого попадания аэробомбы.

Примером действия 500-килограммовой фугасной бомбы служит разрушение здания министерства общественных работ в Мадриде 14 ноября: огромные мраморные колонны фасада были совершенно разбиты взрывом бомбы, упавшей близ здания и пробившей своды туннеля метро.

На снимках вверху и на стр. 40 — типы фугасных бомб. Внешняя оболочка этих бомб стальная, внутри — сильный заряд взрывчатых веществ.

Сильно застроенный городской квартал, подвергшийся серии попаданий тяжелых фугасных бомб, настолько разрушается, что практически оказывается нежилым: территория улиц и дворов завалена обломками, водопровод и электросеть перестают действовать, возникают неизбежные пожары.

Современный большой город — чрезвычайно уязвимый объект для нападения с воздуха. Огромное скопление людей на сравнительно небольшой территории делает жизнь в городе возможной лишь при условии нормальной работы внутригородского транспорта, электричества, телефона и т. п. Жизнь большого города, лишенного этих удобств, должна прийти в полное расстройство. На снимке — скопление людей на улицах Нью-Йорка.

Не менее опасным является и массовое применение зажигательных бомб. Современные зажигательные бомбы — это легкие снаряды весом от 0,5 до 25 килограммов. Они начинены термитом (смесь окиси железа с порошкообразным алюминием), фосфором или состоят из легкого сплава — электрона. Потушить термитную или электронную бомбу очень трудно. При поливании водой действие горящего термита только усиливается. Это происходит потому, что вода, соприкасаясь с горящим термитом, имеющим температуру горения 3000° Ц, разлагается на кислород и водород. Механическое смешение этих двух газов образует гремучий газ, который взрывается от соприкосновения с огнем.

Наиболее действительное средство тушения термитной бомбы — это прекращение доступа воздуха к ней при помощи песка или огнеупорных щитов.

Главная опасность зажигательных бомб заключается в массовом их применении, вызывающем одновременно множество мелких очагов пожара. Опять-таки опыт Мадрида ясно говорит о том, какие неисчислимые бедствия несут городу подобные пожары.

Реальность и размеры воздушной угрозы заставляют разработать и применить ряд мероприятий, осуществление которых может если не вовсе исключить, то хотя бы резко ослабить результат воздушного нападения. Разработка подобных мероприятий тесно связана с проблемой переустройства старых и строительства новых городов.

Застроенность современных городов (то есть соотношение площади, занятой зданиями, с площадью улиц, дворов, садов, каналов и т. д.) весьма велика, достигая в центре 50 процентов и более. В условиях защиты города мощными средствами ПВО нападающая авиация не сможет применять прицельное бомбометание по городским зданиям. Большие высоты полета заставляют производить бомбометание с расчетом относительно равномерного рассеивания бомб по территории намеченного к разрушению района. В этом случае теоретически можно считать, что в здания попадет процент бомб, равный проценту застроенности. Отсюда очевидно, что чем ниже процент застроенности городской площади, тем меньше будет количество попаданий в дома.

Однако, выше мы уже говорили, что разрушения производит не только прямое попадание бомбы, но также и взрывная волна. Поэтому желательно такое удаление городских зданий друг от друга, при котором взрыв одной бомбы не мог бы причинить серьезных разрушений одновременно двум или нескольким соседним домам. Ясно, что сплошная застройка территории улиц и кварталов менее выгодна, чем расположение на территории квартала отдельных домов, отстоящих друг от друга на известном расстоянии.

Бомбами фашистской авиации разрушено много домов в столице Испании. Вверху—жилой дом в новом квартале Мадрида, разрушенный бомбами фашистской авиации.

Внизу — семиэтажное здание западной части Мадрида, пострадавшее от бомбардировки.

Но как защитить дом от разрушения при прямом попадании авиабомбы? Здесь мы сталкиваемся с проблемой материала и конструкции. Известно, что силе взрыва хорошо сопротивляется железобетон. Он огнестоек и дает возможность оборудовать крыши домов так, чтобы они не пробивались легкими фугасными и особенно зажигательными бомбами, что имеет исключительное значение для борьбы с пожарами.

Фугасная авиабомба причиняет разрушения не только прямым ударом, но и действием "взрывной волны". Чем больше калибр бомбы, тем сильнее "взрывная волна". Бомба весом 50 килограммов (верхний рис.), упавшая в определенном расстоянии от дома, нанесла ему легкие повреждения; бомба весом 300 килограммов, упавшая на том же расстоянии (средний рис.), вызвала серьезные повреждения всего дома; наконец, бомба весом 1000 килограммов (нижний рис.) разрушила дом до основания. Как видно из рисунка, невредимым остался только подвал, который в данном случае оказался надежным убежищем

С точки зрения конструкции выгодно строить здания либо на сплошном бетонном основании, либо на мощных железобетонных опорах, опущенных глубоко в землю. Весь дом должен покоиться на железобетонном или стальном каркасе, который связывает всю конструкцию в единое целое. Немалое значение имеет форма бетонной крыши. Чем круче будет наклон крыши, тем под более тупым углом упадет на нее бомба, а чем тупее угол падения, тем меньше результат взрыва. Отсюда выгодна куполообразная железобетонная крыша с крутыми скатами и без окон. Однако, высокая сопротивляемость может быть достигнута и при плоской крыше, но усиленной достаточной прослойкой железобетона. По мнению французского автора полковника Вотье, дом-убежище, рассчитанный против прямого попадания 1000-килограммовой фугасной бомбы, требует такого устройства: первый удар бомбы воспринимается крышей, покрытой слоем бетона в 1 метр толщиной; под крышей находится чердак высотой в 3 метра, далее идет перекрытие над верхним этажом также с бетонным слоем в 1 метр. 1000-килограммовая бомба уже нe в состоянии пробить это перекрытие, так как всю силу удара воспримет и поглотит крыша.

Если даже допустить возможность применения бомб выше 1 тонны весом, то подобная крыша всё же будет надежной защитой против фугасных бомб меньших калибров.

Мы уже упоминали, что расположение домов на некотором расстоянии друг от друга чрезвычайно выгодно с точки зрения защиты от фугасных бомб. Такое расположение построек отвечает также требованиям противопожарной и противохимической защиты.

Зажигательная бомба, упавшая на широкую улицу или в саду, почти безопасна. Лишенный благоприятной среды для распространения пожара, очаг огня такой бомбы, созданный горящим термитом или другим веществом, может быть легко изолирован. Возможно, он даже потухнет сам собою, так как в современных бомбах заряд горючего рассчитан лишь на 3—5 минут горения. Зажигательная бомба, упавшая на защитную железобетонную крышу, также не причинит особого вреда. Если даже крыша будет пробита, эта бомба не найдет пищи для огня на чердаке, лишенном деревянных частей конструкции.

*

Современный город, кроме своей наземной части, имеет еще крайне сложное и разветвлённое подземное хозяйство, водопроводные, канализационные и газовые трубы, электрические и телефонные кабели, — все это обычно располагается под поверхностью мостовых и может легко подвергнуться разрушению фугасными бомбами.

Нечего и думать о прокладке сетей коммунального обслуживания в землю настолько глубоко, чтобы сделать их полностью недоступными для взрыва: для этого пришлось бы вести всю подземную проводку на глубине не менее 25 метров, что было бы крайне сложно и дорого. Трудно также рассчитывать на возможность сплошной защиты подземной проводки бетонным слоем. Очевидно, следует стремиться к такому устройству подземной сети, которое допускало бы выключение отдельных поврежденных участков, быстрое переключение с одних магистралей на другие и беспрепятственный доступ к поврежденным местам для их ремонта. Этому требованию наиболее отвечает расположение всей проводки воды, газа, электричества и связи в специальных подземных каналах (коллекторах), доступных для осмотра и проверки.

Во время воздушных налетов исключительное значение приобретает вода. Она необходима не только для борьбы с пожарами, но и для ликвидации заражений ОВ. Очевидно, источники водоснабжения необходимо рассредоточить, водоемы укрыть в надежных убежищах, оборудованных для защиты от ОВ, насосные станции снабдить фильтрами, обеспечивающими удаление ОВ из воды в случае ее заражения.

Наиболее сложным вопросом является проблема защиты людей. Как при недавних бомбардировках Мадрида, так и во время мировой войны население городов обычно искало убежища в подвалах домов. Известен случай, когда 100-килограммовая бомба попала в семиэтажный дом в Париже. Она пробила 5 этажей и, разорвавшись во вторам этаже, разрушила до основания весь дом; люди же, спрятавшиеся в подвале, остались живы и невредимы. Но было и другое. Нередко подвалы делались коллективными могилами для искавших в них защиты. Во французском городе Шалоне одна германская бомба «пронзила» дом сверху донизу и похоронила в подвале 54 человека. Такие же случаи имели место в Париже и Лондоне. Как правило, можно утверждать, что обычно городские каменные 5—7-этажные дома пробиваются до основания фугасными бомбами весом даже в 100 килограммов. Более надежно строить убежища в многоэтажных железобетонных домах с бетонной крышей. Подвалы могут защитить от прямого попадания бомб среднего калибра при специальном усилении их железобетонным перекрытием. Правда, устройство таких подвалов крайне дорого и не может быть рассчитано на все население города. Наконец, в городах, имеющих метрополитен, надежным убежищем могут служить подземные станции, если они расположены на глубине не менее 25 метров.

Немалое значение имеет противохимическое оборудование убежищ. Если подвал или туннель, расположенный на значительной глубине, может служить убежищем от фугасных бомб, то он отнюдь не защитит от различных боевых газов. Известно, что большинство газов тяжелее воздуха, поэтому они могут скапливаться в низких местах. Надежную и всестороннюю защиту от газов дают только герметически изолированные подвалы, со специально оборудованными входами, вентиляцией и снабженные фильтрами-поглотителями. Однако, роль газоубежищ могут выполнить и верхние этажи высоких зданий, расположенные выше возможной зоны распространения ОВ.

Во французской специальной литературе выдвигался проект жилого дома, предназначенного для защиты от воздушного нападения. По мысли автора проекта, такой дом представляет собой небоскреб в 50—60 этажей с железобетонным каркасом и защитной крышей. Нижние 5—6 этажей здания должны заниматься конторами и торговыми заведениями. В момент тревоги они полностью освобождаются от людей. Верхние 2—3 этажа в военное время должны также освобождаться от жильцов. Усиленные защитные перекрытия служат дополнительным препятствием для проникновения фугасных бомб в жилые квартиры, которые расположены в средних этажах.

При новом строительстве и реконструкции городов вопросы ПВО стоят в центре внимания многих архитекторов, строителей и военных специалистов. Особенно много внимания проблеме ПВО уделяют во Франции и в Германии. С этими вопросами тесно связано определенное направление в архитектуре, получившее название «урбанизм». Надо сказать, что не все идеи урбанистов целиком отвечают требованиям ПВО; предлагаемые ими рецепты нередко противоречивы и просто фантастичны. Так, например, типичной буржуазной утопией являются выдвигаемые некоторыми фантазерами проекты подземных городов. Спрятать город целиком под землю, лишив его жителей солнечного света, — это не только невыполнимая задача с точки зрения технико-экономической, но и реакционная утопия, утверждающая вечность капитализма и войны. Поэтому такие «проекты» просто не заслуживают внимания.

Проект подземного города — утопия, порожденная страхом перед будущей войной. На рисунке мы видам один из таких проектов: вместительные лифты спускают жителей в подземные дома, защищенные сверху мощным слоем бетона. Турбогенераторы и насосные станции снабжают подземные жилища светом, теплом, воздухом и водой. Если весь проект несбыточен, то этого нельзя сказать об отдельных его деталях. Так, например, проблема частичного переноса городского движения под землю разрешается не только устройством метрополитена, но и сооружением целых подземных улиц и автомагистралей.

Нельзя, однако, сказать этого о проектах частичного переноса городской жизни под землю. Ничего фантастического нет в том, чтобы организовать преимущественно подземное внутригородское движение. Всем известно, какое развитие получил в XX веке метрополитен, который в крупных городах стал одним из основных видов городского транспорта. Метро выгоден не только как мощное убежище на случай налета, но и как средство разгрузки наземного движения, что крайне важно для бесперебойной эвакуации, борьбы с поражениями, пожарами и т. д.

С этой точки зрения интересны проекты, выдвигавшиеся многими парижскими архитекторами и муниципальными деятелями. Они сводятся к устройству под Парижем сети подземных автомобильных магистралей, гаражей и площадей, оборудованных мощной вентиляцией и противопожарными средствами. Подземные улицы предполагалось строить на глубине, примерно, 15 метров.

Один из представителей буржуазного урбанизма, французский архитектор Ле-Корбюзье, еще в 1925 году предложил план коренного переустройства Парижа (нашим московским читателям работы Ле-Корбюзье знакомы по новому большому дому на улице Кирова, выстроенному по его проекту). Сущность этого проекта заключается в том, что центр Парижа (деловые кварталы) обслуживается домами-башнями в форме креста с длиной отрогов в 150—200 метров. Высота дома-башни — до 220 метров (60 этажей); он предназначен для учреждений и торговых предприятий и может вместить 30—40 тысяч сотрудников. Дом-башня строится с учетом воздушной опасности и с соблюдением требований, которые мы излагали выше. Фасады домов отступают от края улиц с таким расчетом, чтобы улица не могла быть загромождена обломками в случае разрушения дома; свободное пространство между домами и собственно улицей используется для подземных помещений и гаражей, покрытых бетонными плитами.

Сущность проекта Ле-Корбюзье заключается в том, что центр Парижа обслуживается домами-башнями в форме креста. Высота дома-башни — до 220 метров. Свободное пространство между домами используется для подземных помещений и гаражей, покрытых бетонными плитами.

Тяжелая индустрия выносится за город в одно или несколько селений, в которых никто не живет. Жилые кварталы, более близкие к центру, застраиваются зданиями в 12 этажей, с фасадами уступной формы («улицы в виде зубьев») и без всяких внутренних дворов; ширина улиц и здесь соответствует требованиям ПВО. Более отдаленные от центра жилые кварталы состоят из 2—3-этажных вилл. Жилые дома Ле-Корбюзье предполагает строить совсем без первого этажа, заменяя его столбами (колонками), на которых покоится все здание; такая конструкция, якобы, обеспечивает дом от разрушительного действия взрывной волны.

В центре города располагается один общий центральный вокзал в три яруса, на его крыше — посадочная площадка для самолетов; под вокзалом — центральная станция метро.

Две перпендикулярные артерии, пересекая Париж крест-накрест, допускают уличное движение большой скорости; прочие улицы обеспечивают доступ к каждому дому-башне и во все кварталы. Число перекрестков, являющихся главным препятствием для скорости движения, резко уменьшается; проект устанавливает расстояние между перекрестками не менее 300—400 метров — предел, определяющий границы квартала, среди которого возвышается дом-башня. Все свободные площадки покрываются зелеными насаждениями.

Не все, конечно, в проекте Ле-Корбюзье соответствует требованиям ПВО — укажем хотя бы на уязвимость центрального вокзала; жилые дома также выгоднее иметь не в форме сплошных зубчатых линий, а в виде отдельных построек, изолированных друг от друга.

Некоторые элементы проекта не новы. Достаточно указать на американские небоскребы, близко напоминающие дом-башню. Но в Америке нет ни одного города, планировка которого соответствовала бы масштабу его небоскребов, так как капиталистические города строятся хаотически, стихийно. В то же время любой капиталистический город недостаточно богат для того, чтобы перестроить свои центральные кварталы до самого основания. Эти два обстоятельства — бесплановость капиталистического строительства и отсутствие средств для коренной реконструкции — делают проект Корбюзье, несмотря на ряд весьма ценных его сторон, невыполнимым в условиях капитализма.

Американские небоскребы близко напоминают дом-башню французского архитектора Ле-Корбюзье. В Америке нет ни одного города, планировка которого соответствовала бы масштабу его небоскребов.

Характерно, что проект Корбюзье явно отображает классовые интересы тех слоев крупной буржуазии, которые финансируют его работы. Действительно, ведь «деловой» центр Корбюзье — это не что иное, как своеобразная цитадель капиталистов, искусственно изолированная от промышленности, рабочих, жилых поселков.

Владея этим центром, буржуазия может легко противодействовать любой попытке уличных демонстраций пролетариата.

Ширина и прямолинейность этих улиц удобны для действий бронеавтомобилей и танков, но никак не способствуют успеху баррикадных боев.

В этом отношении есть нечто общее между современными планами переустройства Парижа и огромными работами, осуществленными в этом городе в эпоху Наполеона III. Префект Сены барон Гаусман, под руководством которого с 1853 по 1870 г. проводилась перестройка Парижа, прямо пишет о том, что «...император, начертывая Севастопольский бульвар и его продолжение до Сены по другую ее сторону, имел в виду столько же стратегическую цель, сколько и при прокладке других улиц, как, например, улица Риволи, прямое начертание которой не отвечало обычной тактике местных инсургентов».

*

Наша социалистическая страна строит десятки новых городов и реконструирует сотни старых. Мы развертываем строительство не для войны, а в интересах новой счастливой и культурной жизни миллионов людей — граждан социалистического общества.

Грандиозные планы реконструкции наших городов и прежде всего Москвы, имея целью улучшить жизнь населения, в то же время полностью отвечают требованиям защиты от воздушной опасности. Непобедимая сила советской авиации и мощь противовоздушной обороны позволяют с полной уверенностью заявить, что центры СССР никогда не подвергнутся судьбе революционного Мадрида.

Первый маршал СССР тов. Ворошилов на митинге в Киеве 16 сентября 1936 года заявил, что «... если враг нападет на Советскую Украину, на Советскую Белоруссию или на другую часть Союза, мы не только не пустим врага в пределы нашей родины, но будем его бить на той территории, откуда он пришел».

В этом — лучшая гарантия спокойствия и мирного развития советских городов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.