Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 февраля 2022

Даты и факты

Рисунки худ. Дмитлага Глеба Кум

1931 г.

15 июня.

Пленум Центрального Комитета ВКП(б) принимает решение о постройке канала Москва—Волга.

1932 г.

1 июня.

Совнарком рассмотрел и утвердил дмитровский вариант направления трассы канала. Начались изыскания и проектировочные работы.

1933 г.

Январь.

На Перерву прибывают первые партии каналоармейцев.

Тишина, веками застывшая над Коломенском, нарушена шумом голосов, автомобильными гудками, ударами топоров.

25 августа.

В Дмитрове собрался последний слет ударников Белморстроя. На слете белморстроевцы — инженеры, техники, работники культурно-воспитательного аппарата, каналоармейцы. Большинство из них просило начальника Дмитлага тов. Фирина оставить их на строительстве нового канала работать по вольному найму.

На слете присутствовала делегация писателей и художников во главе с Максимом Горьким. Великий пролетарский писатель выступил с речью.

21 сентября.

Немного выше деревни Иваньково причалила моторная лодка. Это приехали первые организаторы строительства Волжского узла. Группу возглавлял тов. Крипайтис, почетный чекист, один из лучших строителей Белморстроя.

1934 г.

1 февраля.

На улицах села Иваньково необычайное оживление.

На левобережном участке запыхтел локомобиль и зажглись первые электролампы. Окружающие колхозы оказывают стройке социалистическую взаимопомощь — тысячи подвод везут на участок строительный лес. Начинаются земляные работы.

17 апреля.

В деревне Иваньково на берегу Волги разобрана первая изба. Началась большая работа по переносу селений.

17 мая.

Начато строительство Иваньковской теплоэлектростанции, рассчитанной на 6 тыс. квт. ГЭС предназначена для обслуживания всех сооружений Волжского района.

30 мая.

Подготовлены основания под первые 3 секции камер шлюза № 3. Уложен первый кубометр бетона.

4 июня.

Развертывающееся строительство посетил вождь народов товарищ Сталин. Вместе с ним прибыли товарищи Каганович, Ворошилов, Куйбышев и Ягода. Они осмотрели начавшиеся работы на 7-м и 8-м шлюзах, на Химкинской плотине и на Глубокой выемке.

5 ноября.

Истринский гидротехнический узел закончен и сдан в срок. Приемочная комиссия отметила высокое качество работ и быстрое их выполнение.

Приказом народного комиссара Г. Ягода объявлены широкие льготы каналоармейцам — строителям Истринской плотины. 307 лучших ударников досрочно освобождены из лагеря. 1817 ударникам сокращены сроки пребывания в лагере.

7 ноября.

Годовщину Великой пролетарской революции стройка встречает первыми победами. Среди истринских холмов блещут воды Истринского водохранилища, подпираемые мощной земляной плотиной.

Яркими огнями зажглась новая теплоэлектростанция.

В железобетонную одежду оделся Перервинский шлюз.

Между Дмитровым и станцией Яхрома вытянулся первый законченный километр канала.

Трамбовка глины.

1935 г.

1 февраля.

(Из выступления начальника Дмитлага тов. Фирина).

«... Со стороны многих работников на нашем строительстве было оказано либо прямое, либо замаскированное сопротивление механизации, в первую очередь большой механизации.

Наши незадачливые хозяйственники в целом ряде случаев, для того чтобы вытянуть участок и выполнить производственную программу, не справляясь с механизацией, выезжали на ручной рабочей силе...

Далее так продолжаться не может. Не выйдет! Директивы народного комиссара совершенно ясны. Не меньше 80% земляных работ программы 1935 г. нам придется сделать при помощи механизации, пополнения которой, кстати оказать, начали уже сейчас поступать энергичными темпами».

29 марта.

Центральная приемочная комиссия МВС приняла Перервинский шлюз.

«Перервинский шлюз в целом является самым крупным сооружением шлюза в СССР и входит я систему еще более гигантских шлюзов канала Москва—Волга». (Из акта приемочной комиссии).

8 июня.

Отряд бетонщиков Галины Татарской дал рекордную выработку, уложив за эти сутки 2 037 кбм. Бетонными работами на Волжской плотине руководил старший прораб, комсомолец-инженер Павский.

18 июня.

Земляная перемычка, перегораживающая реку Клязьму, взлетела черными комьями земли. Воды Клязьмы хлынули через пролеты серокаменного бетонного водосброса Пироговской плотины, находящейся под Москвой, невдалеке от дачного местечка Клязьмы.

Еще одно сооружение вступило в строй.

Бетон растет.

28 июня.

(Из приказа № 191 наркома внутренних дел СССР тов. Ягода).

«В мае месяце с. г. экскаваторщики недодали строительству 1 300 000 кубов земли...

Экскаваторщики! Вам всем нужно равняться по лучшим каналоармейцам-экскаваторщикам, работающим на «Ковровце» № 110 в Хлебниковском районе.

Эти машинисты, смазчики, кочегары любят свою машину, ухаживают за ней, не дают ей разбалтываться, держат ее в чистоте, механизмы смазанными — у них не бывает аварий и поломок, они перевыполняют заданные им нормы...»

11 августа.

Первым на Глубокой выемке канала закончил финальный забой экскаватор «Ковровец» № 110. Свой трудный путь с рекордами до 4 000 кбм выработки в сутки «Ковровец» № 110 прошел без аварий и поломок.

1 сентября.

Все строительство охвачено соревнованием за окончание 70 сооружений к XVIII годовщине Октября.

Заканчивается бетонная семипролетная плотина на Перерве. В плотину уложен последний кубометр бетона.

Монтер за работой.

8 сентября.

Опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о строительстве канала Москва—Волга.

Параграф пятый постановления гласит:

«Обязать Москва-Волгострой НКВД СССР закончить строительство и сдать в эксплуатацию канал Москва— Волга к навигации 1937 года».

15 сентября.

Закончена «Глубокая выемка» —  отрезок канала в 6 км, проходящий возле станции Хлебниково. Больше 9 млн. кбм грунта поднято и вывезено из канала. Больше б млн. кбм выбросили на бровки канала одни экскаваторы. Глубина «Глубокой» —  23 м.

20 сентября.

Сдан последний перегон вторых путей Савеловской железной дороги от ст. Влахернская до ст. Икша. Открыто двухколейное движение на всем участке новой дороги протяжением на 32 км. Построено 29 мостов и 5 бетонных труб.

27 сентября.

На гравийных карьерах Водопроводного района бригада Топоркова впервые перестроила свою работу —  по-стахановски, — в два раза увеличив производительность труда.

1 октября.

Ударники Восточного района под звуки песен и музыки уложили последний куб бетона в водосброс № 43.

11 октября.

Машинисты Сахно и Семенов, работая на экскаваторе «Ковровец» № 69, поставили общестроительный и общесоюзный рекорд. Они дали за сутки 4 491 кбм земли.

15 октября.

В тринадцать часов уложена последняя тачка бетона в шлюз № 3.

4 ноября.

Над трассой канала по новому Химкинскому железнодорожному мосту Октябрьской железной дороги прошел первый поезд. На этом мосту уложены четыре железнодорожных пути. Таким образом по Химкинскому мосту могут следовать одновременно четыре поезда.

"ЧТЗ" на Икшанской плотине.

7 ноября.

Обязательство коллектива строителей закончить к Великой годовщине основные кубатурные работы на 70 сооружениях выполнено. Вместо 70 готовы к сдаче 76 сооружений.

20 ноября.

Стахановские методы проникают во все отрасли работ на канале. Каналоармеец Серых в Карамышеве, переоборудовав тачку, поднял выработку до 400—500%.

Стахановец Южного района Тарасов переходит на работу одновременно на трех электросварочных станках.

В районе «Темпы» стахановцы-шоферы Григорьянц и Аршакян переоборудовали кузов «ЗИС» и, совместно с разгрузчиками организовав специальные тупики для разгрузки, при норме в 25, делают по 70—80 рейсов в смену.

22 ноября.

На 15 дней раньше срока закончена железобетонная плотина № 39 в Карамышеве.

Карамышевская плотина состоит из пяти пролетов 20 м шириной. При ней будет гидростанция мощностью почти в 3 тыс. квт.

26 декабря.

Ряд строительных участков проводит стахановские дни под лозунгом: «От работы стахановцев-одиночек к стахановским бригадам, к стахановским сменам»

Машинист стрелы на "Ковровце".

1936 г.

4 января.

Начало нового стахановского года на канале отмечено общестроительными стахановскими сутками.

Задание по земляным работам было выполнено на 102% и по бетону — на 164%. За одни сутки уложено 6 773 кбм бетона и вынуто 161 тыс. кбм земли.

10 марта.

Торжественно праздновался трехлетний юбилей героической работы каналоармейского отряда Мишкина. Этот отряд организовал тачечник-рекордист Мишкин еще на Белморстрое.

Юбилей праздновался в клубе, разукрашенном гирляндами и цветами, беседа велась за богато сервированным столом, среди которого возвышался огромный торт, изображавший Яхромский шлюз, досрочно построенный отрядом Мишкина. На юбилей съехались гости со всего строительства.

1 июня.

26 экскаваторов в мае перевыполнили свои планы. Машинисты Рыбалко и Афонин на «Ковровце» № 30, Алексеев и Суздальцев на экскаваторе «ППГ-80» и Кеуша и Махновский на экскаваторе «ППГ-дреглайн» поставили рекорды всесоюзного значения.

14 июня.

Перервинский шлюз посетили вождь народов товарищ Сталин, товарищи Каганович, Орджоникидзе и Ягода.

Во время осмотра верхней головы шлюза камера канала начала наполняться водой. После сигнала из пульта управления в камеру плавно вошли два парохода: «Память Кирова» и «Динамовец».

Уезжая со шлюза, товарищ Сталин поблагодарил тов. Кочегарова за подробные объяснения при осмотре шлюза.

17 июня.

Ударники экскаваторно-транспортного комплекса «Ковровца» № 30 устанавливают новый мировой рекорд — за «сутки «Ковровец» № 30 под руководством машинистов Рыбалко и Антропова дал 7 672 кбм. 17 июня стахановцы «Ковровца» № 30 досрочно выполнили свой месячный план.

21 июня.

Каналоармейцы Щукинского участка в южном районе уложили последние кубометры бетона на мост № 424. По этому мосту, перекинувшемуся над Щукинским шлюзом, теперь проходят поезда Калининской железной дороги.

23 июня.

Двадцать третьего июня после взрыва двух перемычек, отгородивших от Волги плотину с отводящим и подводящим к ней каналами, река устремилась по новому руслу сквозь пролеты железобетонной плотины. На перепуске Волги присутствовали нарком тов. Ягода, секретарь МК ВКП(б) тов. Хрущев, председатель Мособлисполкома тов. Филатов, члены МК ВКП(б), руководящие работники НКВД, представители печати.

Почетные гости поднялись на катере до павильона. В 13 часов 50 минут перемычки взорваны.

Коричневый столб земли, дыма и воды поднялся к небу, оставляя в перемычке десятиметровую брешь. Через нее вода, вскипая пеной, устремилась в отводящий канал.

16 июля.

После взрывов перемычек воды реки Сестры устремились в бетонную трубу № 170. Река Сестра изменила свое русло.

30 июля.

Ко Дню авиации строители Щукинского участка досрочно закончили все отделочные работы по тоннелю № 410. По нему уже на другой день прошли тысячи московских пролетариев на Тушинский аэродром.

24 августа.

Начата стахановская семидневка,

В шестые сутки стахановской семидневки Бетонный комбинат шлюза № 5 дал небывало высокую выработку — 3140 кбм бетона при теоретически максимальной мощности в 2500 кубометров. Перевыполнен в полтора раза всесоюзный рекорд Белморстроя.

31 августа.

Во всесоюзный стахановский день стройка дала рекордную выработку: 9899 кубов земли. 30 и 31 августа на всех видах работ отмечены стахановскими рекордами. Машинисты-экскаваторщики — комсомольцы Антропов и Серпокрылов — на тяжелых грунтах, при норме в 1000 кубов дали 2300 кбм.

20 сентября.

В Дмитрове состоялось всестроительное и вселагерное совещание стахановцев. На совещании решено с 8 по 18 сентября провести стахановскую декаду.

10 октября.

Объявлен днем мобилизации сил и стахановских рекордов. Все население лагеря было мобилизовано на трассу. В лагере остались только дежурные. План по земле был перевыполнен — стройка дала 258 823 куба земли.

20 октября.

Объявлена перекличка рекордами. Стахановец-каменщик Кучеров поставил всесоюзный рекорд, уложив за смену 40 578 штук кирпичей. Через его руки в этот день прошло восемь с лишним вагонов кирпича. Штукатур Секуренко отштукатурил 81 кв. м, сделав 1 000% нормы. По одному Центральному району в эти сутки было 3 310 рекордистов, выполнивших норму свыше 200%.

Уложен последний кубометр основного бетона в Икшанский шлюз. За 6 месяцев и 11 дней установлено 3 300 т арматуры, уложено 99 537 кубов бетона.

27 октября.

Уложен последний куб бетона в трубопровод № 247, являющийся частью огромного водопроводного канала, который будет подавать воду из Учинского водохранилища в красную столицу.

7 ноября.

137 миллионов кбм земли, около 3 миллионов кбм бетона — вот с чем приходит строительство к XIX годовщине Октября.

Первый пароход на Перерве

1937 г.

В мае по величайшему в мире речному каналу Москва—Волга пройдет первый пароход.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.