Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

11 февраля 2022

128 километров

Дивинженер С. ЖУК. Главный инженер Москва-Волгостроя

Для чего мы строим канал Москва—Волга? Этим грандиозным строительством мы разрешаем одновременно три важнейшие задачи. Мы снабжаем волжской водой город Москву, обводняем Москва-реку и соединяем ее кратчайшим судоходным путем с рекой Волгой. Канал позволит удовлетворить острую нужду в воде колоссально выросшей столицы, канал позволит проходить крупнейшим судам от Волги до села Перервы за Москвой, канал резко улучшит санитарные условия города.

Канал будет пропускать к Москве в первые годы до 52,5 кбм воды в секунду, т. е. в 4—5 раз больше, чем давала до последнего времени Москва-река в летнее время.

Представим себе большой бассейн длиной в 42 м, шириной в 25 м и глубиной в 24 м. В таком бассейне можно было бы выстроить шестиэтажный дом. Поток воды канала Москва—Волга заполнил бы этот бассейн в восемь минут, — так велико количество воды, доставляемое каналом. Но в дальнейшем оно еще увеличится до 80 кбм в секунду.

Строительство канала потребовало исполинских земляных и бетонных работ: надо было произвести различные земляные работы в размере двухсот миллионов кубометров и уложить бетона около 3 млн. кбм.

По объему уложенного бетона канал Москва— Волга почти в три раза превосходит такой бетонный колосс, как Днепрострой. Объем земляных работ превосходит в семь раз Беломорско-Балтийский канал.

Если мысленно разрезать земляную поверхность от Волги до Москвы по линии канала, то мы увидим, что она состоит из целого ряда подъемов и спусков. Этот воображаемый разрез, профиль канала, представляет собой ломаную линию, которая полого поднимается от Волги до станции Икша, а затем идет почти горизонтально до станции Хлебникове. Здесь проходит Клинско-Дмитровская гряда, разделяющая бассейны Волги и Москва-реки. Такая гряда называется водоразделом. Далее поверхность земли круто падает по направлению к Москве. Здесь, у деревни Щукино, канал впадает в Москва-реку.

Чтобы осуществить движение судов по этим склонам, канал разбит на ряд отрезков: в каждом из них уровень воды отличен от предыдущего отрезка. Иначе говоря, канал построен как бы ступенями. Профиль его похож на лестницу, полого поднимающуюся от Волги до водораздельной площадки и круто падающую к Москве. Уровень воды в высшей точке этой лестницы (водораздельной площадке) находится на 38 м выше уровня реки Волги, приподнятой Волжской плотиной.

Профиль канала похож на лестницу. Она полого поднимается от Волги, до водораздельной площадки и отсюда круто падает к Москве.

Для того, чтобы перекачивать воду по этим ступеням, мы построили пять насосных станций. На них установлены новейшие, так называемые пропеллерные насосы. Каждая такая станция будет перекачивать огромное количество воды на высоту в среднем 7,5 м. Это крупнейшие насосные станции во всем мире.

*

Общая длина водного пути от деревни Иваньково, на Волге, где начинается канал, до деревни Щукино, на Москве-реке, 128 км. Из них собственно канал занимает 108,5 км, а 19,5 км суда будут плыть по пяти искусственным озерам-водохранилищам: Икшанскому, Пяловскому, Пестовскому, Клязьминскому и Химкинскому.

Кроме того, создаются еще два водохранилища. Одно из них — на Волге площадью в 327 км2 и емкостью в 1120 млн. кбм. Это так называемое «Московское море». Это водохранилище, примерно, лишь в два раза меньше Ильмень-озера, из которого берет начало река Волхов. Оно занимает территорию целого района, и его устройство потребовало переноса в другое место ряда деревень и даже целого городка Корчевы.

Это огромное водохранилище образовали бетонная плотина и земляные дамбы, построенные в районе деревни Иваньково. Они подняли уровень воды на 18 м. Благодаря этому самые большие волжские суда смогут свободно плавать по реке Волге до города Калинина.

Кроме того, таким подъемом воды уменьшается высота ее перекачивания из Волги на водораздел. Иначе говоря, вместо того, чтобы создавать еще минимум две ступени нашего канала, мы начинаем его прямо с уровня воды, превосходящего на 18 м прежний уровень реки Волги в этом месте.

Второе, не относящееся непосредственно к каналу, водохранилище — Акуловское. Оно граничит с Пестовским и Пяловским судоходными водохранилищами и расположено к западу от станции Пушкино Северной железной дороги. Это водохранилище образовано для того, чтобы дать московскому водопроводу совершенно чистую, отстоявшуюся воду. Оно отделено от системы канала двумя плотинами. По нему не будут проходить суда, вокруг него созданы все условия для того, чтобы избежать загрязнения воды.

Все водохранилища будут питаться главным образом водой, перекачиваемой из реки Волги по ступеням (бьефам) канала. Частично же эти водохранилища будут пополняться и той водой, которая стекает в них из рек Уча, Клязьма, Вязь и других. Для этого реки эти преграждаются плотинами.

Не всякую воду мы принимаем в канал, а только такую, которая не загрязнена, которую стоит вести к красной столице. От остальной воды приходится, наоборот, избавляться с помощью специальных сооружений, которые пропускают ее под каналом.

Так как поверхность земли не ровна даже на протяжении одной ступени канала, то приходилось в одних местах делать выемки разной глубины, а в других, наоборот, строить насыпи — дамбы — по обеим сторонам канала, чтобы удержать воду выше уровня низменных мест. Объемы этих насыпей достигают нескольких миллионов кубометров земли.

Если разрезать канал поперек, то его сечение представит собой трапецию. Нижнее, малое основание этой трапеции равно 46 м. Это и есть ширина дна канала. Верхнее основание равно 85,5 м. Это не что иное, как ширина канала по уровню воды. А высота трапеции равна 5,5 м. Это и есть глубина канала посредине.

Почему же были выбраны именно такие размеры канала? Они зависят от размера тех судов, которые будут плавать по каналу. По каналу будут ходить самые большие наливные баржи, поднимающие груз до 18 тыс. т. Ширина такой баржи достигает 25 м. Идет она с осадкой в 4,5 м. По каналу будут ходить большие трехпалубные волжские пароходы. Их ширина доходит до 27 м. Вот чем диктовались размеры канала. При этом ширина канала рассчитана так, чтобы встречные суда могли разойтись в любом месте.

*

Наиболее огромные и интересные сооружения канала — это шлюзы и плотины.

Шлюзы и плотины связаны с целым рядом добавочных устройств: насосных станций, гидроэлектростанций, ограждающих дамб, дополнительных каналов, мостов, водосбросов. Такая совокупность сооружений называется узлом сооружений.

Преградив плотиной Волгу, мы должны были позаботиться и о том, чтобы пропускать суда, идущие от города Калинина к Рыбинску. Поэтому на Волге тоже пришлось поставить шлюз, непосредственно не относящийся к нашему каналу.

Для того же, чтобы большие пароходы и баржи могли ходить по сравнительно мелкой Москва-реке, пришлось поднять и ее уровень.

Но тут встретились затруднения. Если бы мы подняли воду ниже города Москвы (у села Перерва) на такой уровень, чтобы суда могли проходить от деревни Щукино до Перервы, то поднявшаяся вода затопила бы низко лежащие кварталы столицы. Поэтому пришлось разделить и Москва-реку на две ступени: преградить ее первой плотиной у села Карамышево выше города Москвы и построить там же шлюз, а вторую плотину со вторым шлюзом построить ниже Москвы, у Перервы. Каждая из этих ступеней, примерно, на 6 м выше смежной.

Чтобы поднять уровень воды в Москва-реке, надо было построить две плотины — одну выше города Москвы, у деревни Щукино, а другую ниже Москвы, у села Перерва. Так были созданы две водные ступени. На верхнем снимке — общий вид Перервинской плотины.

На нижнем снимке — вид плотины со стороны нижнего бьефа.

Чтобы яснее представить себе общий вид узла сооружений на самом канале, обратимся к сооружениям наиболее близкого к Москве района строительства, так называемого Южного района. Как раз в этом месте, где должен был проходить канал, текли очень загрязненные речки Чернушка и Химка. Чернушку пришлось заключить в бетонную трубу. Помимо этого, канал преграждал выходы из города Москвы в сторону Волоколамска. Надо было пересечь наш водный путь каким-нибудь сооружением, чтобы вывести через него Волоколамское шоссе. Такое сооружение построено. Это большой двойной бетонный тоннель. Особенность его в том, что он построен под каналом. А сверху тоннеля устроена земляная насыпь, между которой и будет проходить канал. Здесь же устроен вход в шлюз и, наконец, над самым шлюзом построен железнодорожный мост.

В Южном районе под каналом проходит в тоннеле Волоколамское шоссе. Под тоннелем в огромной бетонной трубе течет речка Чернушка. В этом месте канала устроен шлюз. Над самым шлюзом проложен железнодорожный мост.
Рис. худ. Дмитлага К. СОБОЛЕВСКОГО

Таким образом, по тоннелю проходят автобусы, грузовики и легковые машины; над тоннелем по каналу будут плыть пароходы, и несколько дальше, над шлюзом, уже проходят курьерские поезда Калининской железной дороги.

Несколько иначе устроен Волжский узел, являющийся начальным (головным) для всей системы нашего канала. Этот узел расположен в 8 км выше реки Дубны, на месте некогда стоявшей деревни Иваньково, которая перенесена в другое место. Здесь построена бетонная плотина, поднявшая уровень воды на 18 м. Здесь мы видим гидроэлектрическую станцию, работающую на перепаде воды, который образовала бетонная плотина. Здесь же находится земляная намывная плотина, преграждающая прежнее русло Волги. Огромный шлюз пропускает здесь пароходы из нижнего участка реки в верхний и в канал. И, наконец, большая дамба связывает все эти сооружения с незатопляемыми берегами волжской речной долины. Вот что такое Волжский узел сооружений.

Старый и новый Дмитров. Рис. худ. Дмитлага Глеба КУН

*

Плотины на канале Москва—Волга строятся бетонные и земляные. Бетонных плотин построено три: Волжская, Карамышевская и Перервинская.

Наибольшая плотина — это Волжская. Она состоит из 8 пролетов по 20 м каждый. Между пролетами расположено семь быков, а по берегам — бетонные устои. Ширина такого бетонного быка равна 8 м. Высота всей плотины достигает 29 м.

Эта плотина похожа на колоссальную бетонную гребенку длиной в 216 м. Между быками и устоями ее проходит вода.

Пролеты плотины закрываются по мере надобности металлическими щитами — огромными стальными пластинами. Так как количество воды, проходящее через плотину, в разное время года не одинаково, то под четырьмя пролетами устроены еще дополнительные отверстия для пропуска воды во время исключительно многоводных, высоких паводков. Пролеты закрываются особыми металлическими щитами. Каждый такой щит в 20 м длиной состоит из ряда мощных стальных балок, на которые со стороны напора воды нашиты железные листы.

Для того, чтобы поднимать и опускать эти щиты, построен мощный, так называемый портальный подъемный кран. По верхней части плотины проложен мост с рельсовым путем. Передвигаясь по этому пути, портальный кран останавливается над любым пролетом и, захватывая щит особым приспособлением, поднимает его на ту или другую высоту. Захватывающее приспособление крана похоже на большой металлический гриб, опрокинутый шляпкой вниз. Эта шляпка защемляется с двух сторон щеколдами, находящимися на щитах.

Мощный портальный кран поднимает и опускает щиты, закрывающие пролеты плотины. Этот кран передвигается по специальному рельсовому пути, проложенному по верхней части плотины.

К числу наиболее крупных земляных плотин принадлежит Химкинская плотина. Наибольшая высота ее — 31 м. Верхняя грань плотины выступает над уровнем воды на три метра. Таким образом, напор, или высота, слоя воды, который давит на плотину, равен 28 м. Чтобы сдержать такой огромный напор, потребовалось уложить более миллиона ста тысяч кубометров земли, т. е. 140 тысяч железнодорожных платформ.

Гребень плотины имеет в ширину 12 м, а ее основание, подошва, достигает до двухсот метров. Это как бы гигантский сплошной крепостной вал, которому в течение столетий придется выдерживать бомбардировку миллиардов частиц воды.

Земля значительно легче пропускает воду, чем бетон. Поэтому, чтобы сделать земляную плотину достаточно стойкой против размывов и проникновения воды, потребовался ряд особых устройств.

Это, во-первых, экран плотины. Экраном называется мощный слой глины, очень плотно утрамбованный. Он кладется на тело плотины со стороны давления воды. Книзу он постепенно утолщается, так как здесь давление воды увеличивается. Чтобы защитить экран от механических повреждений, над ним насыпан еще слой песка.

Ввиду того, что сама плотина построена на водопроницаемом основании, необходимо защитить и это основание от проникновения через него воды. Для этого на глубину 24 м до водонепроницаемого слоя забивается ряд плотно прилегающих друг к другу металлических балок. Он образует непроницаемую для воды стальную стену, так называемый шпунт.

Однако, достигнуть совершенной водонепроницаемости земляной насыпи невозможно. В этой огромной массе земли все же постепенно скопляется некоторое количество воды. И эту воду необходимо как-то выводить из плотины. Для этого со стороны, противоположной экрану, у подошвы откоса устраивается так называемый «обратный фильтр».

Обратный фильтр состоит из нескольких слоев специально подобранных грунтов. Особенность фильтра заключается в том, что он выпускает скопляющуюся в теле плотины воду, но не пропускает вместе с ней частицы грунта. Таким образом, фильтр предохраняет тело плотины от размывания. Это достигается таким расположением грунтов в обратном фильтре, что вода проходит через все более крупнозернистые слои: вначале — через крупный песок, затем — через гравий, потом — через щебень и, наконец, через набросанный булыжник.

Земляные плотины нуждаются еще в особых устройствах: водосбросах и водоспусках.

Весьма возможно, что в водохранилище во время весеннего таяния снегов может скопиться больше воды, чем это требуется для канала. Водосброс представляет собой как бы маленькую бетонную плотину с пролетами и затворами для пропуска воды. Чтобы выпустить лишнюю воду, устраиваются водосбросы. Эти водосбросы сооружаются либо при самых земляных плотинах, либо в виде отдельных сооружений.

Легко понять, что для бетонных плотин водосбросов не требуется, так как взамен их устроены пролеты, закрываемые щитами. В земляных же плотинах таких пролетов нет.

Из Химкинского водохранилища излишек воды будет идти по особому Сходненскому отводному (деривационному) каналу. На этом канале расположена гидроэлектростанция. Таким образом, сбрасываемые воды будут использоваться для получения электроэнергии.

Водосбросы устроены на Пироговской плотине и на тех участках канала, где возможны большие скопления воды от связанных с каналом рек.

Водохранилища на канале Москва—Волга образованы только земляными плотинами. Поэтому для того, чтобы постоянно регулировать уровень воды в водохранилище и обеспечить нормальным питанием водой нижележащие участки рек, устраивается донный водоспуск. Это железобетонная труба, проходящая под всем основанием плотины. Труба эта не вполне круглая, а имеет вид коридора со сводчатым потолком. В этом бетонном коридоре проложены мощные железные трубы.

С помощью такого донного водоспуска можно даже полностью опорожнять водохранилище, например, в случае ремонта плотины.

Поступление воды в водоспуске регулируется металлическими затворами.

Химкинская плотина — односторонняя. Это значит, что ей приходится выдерживать напор воды только с одной стороны — со стороны Химкинского водохранилища. Но на канале Москва—Волга, кроме односторонних плотин, имеются еще и двусторонние земляные плотины: Пестовская и Пяловская.

Цель этих плотин отделить Акуловское водохранилище, которое как бы вклинивается между Пестовским и Пяловским водохранилищами. По этим двум водохранилищам проходит путь судов. Поэтому достичь в них абсолютной чистоты воды невозможно. Вода же Акуловского водохранилища будет использована для московского водопровода. Это вызывает повышенные санитарные требования. Пестовская и Пяловская плотины и отделяют чистые воды Акуловского водохранилища двумя мощными земляными валами от судоходной части канала.

У этих плотин нет экранов. Уровень воды в водохранилищах, которые они разделяют, примерно, одинаков. Поэтому и напор на тело плотины с обеих сторон почти одинаков.

*

Мы уже говорили, что профиль канала Москва— Волга представляет собой как бы водяную лестницу, ступени которой поднимаются от Волги до станции Икша и затем идут вниз к Москве. Но как же может судно ходить по такой лестнице? Ведь для этого ему надо «прыгать» со ступени на ступень высотой иногда почти до 20 м. Вот для этого и строятся шлюзы — сооружения, предназначенные для подъема или опускания судов с одной водной ступени на другую.

Эти ступени разной высоты, в зависимости от характера местности, ее рельефа. Нам приходится поднимать суда в пределах от 6 до 19,7 м. Между тем современная техника дает возможность удобно поднять судно на одну ступень высотой не больше чем 9—10 м. Поэтому в тех случаях, когда приходилось преодолевать большую высоту, мы строили двойные ступени, так называемые двухкамерные шлюзы. Два таких шлюза построены на крутом склоне к Москва-реке между станцией Химки и деревней Щукино. Все же остальные шлюзы — однокамерные.

Вот, например, шлюз около Икши. Он представляет собой огромную железобетонную пустую коробку, установленную на дне глубокого котлована. Коробка эта засыпана с боков плотным грунтом. Называется эта коробка камерой шлюза. Длина ее во всех наших шлюзах одинакова и равна 290 м. Ширина камеры достигает 30 м. А высота всего шлюза равна, примерно, высоте четырехэтажного дома — 16,25 м.

Шлюз представляет собой огромную железобетонную коробку. Высота ее больше четырехэтажного дома. Вдоль стены шлюза можно было бы поставить целый товарный поезд из сорока вагонов.

Толщина стен этой коробки внизу больше, чем вверху, так как в нижней части она испытывает большее давление воды и земли.

Камера шлюза имеет два выхода: один со стороны верхнего участка канала, другой со стороны нижнего участка. Эти входы — верхние и нижние головы шлюза — снабжены затворами, которые устроены различно.

Когда пароход подходит к верхней голове, то особые палы — направляющие стены — как бы подводят его к середине входа в шлюз и не позволяют задеть за откосы канала. Эти палы устроены на свайных основаниях. В тех же местах, где условия грунта не позволили вбивать сваи, там применены железобетонные рамы. На Перервинском шлюзе устроены, например, ряжевые палы — это род бревенчатых срубов, заполненных грунтом.

Это шлюз № 10. Он построен у села Перерва. Здесь образована водная ступень высотой в шесть метров.

Вход в верхнюю голову шлюза закрывается сегментным затвором. Это подвижной щит, выпуклый в сторону напора воды. Он состоит из мощного металлического каркаса, обшитого деревянными брусьями. С помощью специального механизма сегментный затвор опускается в особую бетонную нишу, вращаясь вокруг горизонтальной оси.

Когда пароход подходит к шлюзу со стороны верхнего бьефа, сегментный затвор предварительно несколько поднимается и очень медленно открывает щель по дну канала, чтобы пропустить воду из верхнего бьефа в камеру шлюза. Это переливание воды через узкую щель по дну канала позволяет избегать разрушающего действия сильных струй на суда, которые проходят через шлюз.

Но вот камера шлюза наполнилась до уровня верхнего бьефа. Тогда сегментный затвор быстро опускается в нишу и открывает дорогу пароходу, который и входит в шлюз. Тогда сегментный затвор в верхней голове снова поднимается, отделяя от камеры шлюза верхний бьеф. Затем вода из камеры начинает выливаться в нижний бьеф. Для этого открываются затворы в специальных водопроводных галереях, которые проложены в бетонном массиве нижней головы шлюза.

Легко понять, что вода будет выливаться до того момента, пока уровень ее в камере шлюза не сравняется с уровнем нижнего бьефа. Вместе с выливанием воды будет плавно опускаться и находящийся в камере пароход.

Но вот, наконец, уровни в камере и нижнем бьефе сравнялись. Теперь при помощи электромеханизмов растворяются двустворчатые металлические ворота нижней головы, и пароход выходит в нижний бьеф. Опускание парохода на «нижнюю ступень» закончено.

Таково действие однокамерного шлюза.

Двухкамерный шлюз имеет, кроме нижней и верхней головы, еще и третью, среднюю голову, которая отделяет одну камеру шлюза от другой. Между обеими; камерами устроены двустворчатые ворота и водопроводные галереи, близкие по своей конструкции к воротам и галереям нижней головы.

Пройдя верхнюю камеру, пароход в этом случае поступает не сразу в нижний бьеф канала, а сперва во вторую, нижнюю камеру шлюза. Здесь происходит совершенно такой же процесс выливания воды, с той только разницей, что вместо подъема и опускания сегментного затвора верхней головы открываются средние двустворчатые ворота, и высота воды в обеих камерах шлюза предварительно уравнивается при помощи водопроводных галерей.

На канале построен еще один маломерный шлюз. Он расположен на Москва-реке у села Перервы параллельно шлюзу нормальных размеров.

Длина этого шлюза — 55 м, а ширина камеры — 15 м. Этот маломерный шлюз предназначен для пропуска небольших пассажирских и спортивных судов. Приводить в действие громоздкие механизмы нашего нормального шлюза для пропуска таких судов было бы явно невыгодно.

*

Предположим, что сегментный затвор в верхней голове шлюза необходимо отремонтировать. Для этого надо на время как бы выключить весь шлюз из системы канала.

Это достигается посредством особого заграждения. Оно состоит из 30 деревянных треугольных брусчатых пластин, соединенных по четыре и окованных металлом. Представим себе, что эти плоские треугольники поставлены вплотную друг к другу. Получается призматическая стена, вершина которой возвышается над уровнем воды. Эта очень прочная стена способна выдержать большие напоры. Она представляет собой как бы временную плотину.

В обычное время треугольные пластины — их называют фермами Томаса — лежат плашмя на дне канала так, что вершина одного треугольника входит в развилку соседнего. Когда же нужно поставить заграждение, то фермы эти поднимают особыми цепями. Установка их занимает от 3 до 5 часов.

Любой участок канала может быть выключен с помощью искусственных заграждений — ферм Томаса. Это плоские треугольные пластины, окованные металлом. Они лежат плашмя на дне канала, а когда нужно, их быстро поднимают особыми цепями.

Заграждения Томаса устроены не только около шлюзов, но и в других местах канала. Они нужны для того, чтобы в любое время можно было выпустить воду с любого участка канала и на сухом месте производить необходимый ремонт.

*

На канале устроены еще и так называемые аварийные ворота. Они приводятся в действие гораздо быстрее ферм Томаса — в 15—20 минут. Это два огромных металлических щита весом каждый по 500 т. Обычно они спрятаны в специальных нишах по бокам канала. Как только нужно быстро выключить какую-либо часть канала, щиты эти выкатываются по рельсам навстречу друг другу и, сомкнувшись наглухо, преграждают доступ воде.

Действие аварийных ворот благодаря их колоссальной массивности и мощным электромашинам, обеспечено даже при самом быстром течении, которое могло бы образоваться в случае повреждений плотин или шлюзовых ворот. Такими воротами ограждены Волжское и Химкинское водохранилища.

С помощью целой системы труб и лотков мы распределяем приток воды в канал из речек.

Вода, которая может быть допущена в канал, идет по специальным лоткам. Воды же, недопускаемые в канал, проходят по трубам под его дном.

С помощью целой системы труб и лотков распределяется приток воды в канал из различных речек. Вода, которую нельзя пускать в канал, проходит по мощным трубам под его дном.

Наиболее крупная труба расположена на пересечении канала с рекой Сестрой. Заболоченные воды этой реки нельзя было допустить в наш канал. Поэтому решили пустить реку Сестру под каналом, который в этом месте проходит между высокими насыпными дамбами.

Сестринская труба — огромное сооружение, состоящее из трех параллельных бетонных тоннелей. Их сечение представляет собой квадрат, сторона которого равна 7 м. Длина всей трубы достигает 186 м. Сестринская труба устроена так, что в нее можно спустить через специальное отверстие излишнюю воду из канала.

*

Канал Москва—Волга проходит по сравнительно густо населенным районам. При этом он неизбежно пересекает ряд железных и шоссейных дорог. Только Волоколамское шоссе проходит под каналом в тоннеле. Во всех же остальных местах над каналом проложены железнодорожные и шоссейные мосты.

Наши мосты построены из железобетона или из металла.

Наиболее интересные по конструкции железобетонные мосты — это мост Калининской железной дороги через шлюз у деревни Щукино и мост Октябрьской железной дороги через Химкинское водохранилище, у станции Химки.

Мост около деревни Щукино состоит из двух полуарок, упирающихся в бетонные устои. Полуарки смыкаются так называемым цилиндрическим шарниром. Такие же шарниры имеются и в основаниях полуарок. Это придает мосту большую эластичность. Мост этот проложен над шлюзом. Высота его над наивысшим уровнем воды в шлюзе равна 14 м. Поэтому под мостом могут проходить самые крупные волжские пароходы. А по верху моста по двум путям идут поезда.

У деревни Щукино построен железобетонный мост Калининской железной дороги. Он проходит над шлюзом канала. Под мостом могут проходить самые крупные волжские пароходы. А по верху моста, по двум путям идут поезда.

Пролет моста достигает 120 м. Особенность этого моста и заключается в том, что его пролет — самый большой для железобетонных мостов подобной конструкции во всем Советском союзе.

И с внешней стороны и по конструкции мост представляет собой последнее слово инженерной техники.

 

Не менее интересен и мост через Химкинское водохранилище. В отличие от Щукинского моста езда по Химкинскому мосту совершается не над аркой, а посредине ее. Пролет моста достигает 116 м.

Химкинский мост. Рисунок худ. Дмитлага Глеба КУН.

Замечательная особенность этого моста в том, что он несет на себе четыре железнодорожных пути. Два крайние пути размещены вне арок, на свесах, похожих на массивные длинные балконы.

Несмотря на внешнюю легкость этих балконов, они рассчитаны с большим запасом прочности и могут пропускать как самые тяжелые товарные составы, так и быструю курьерскую «Красную стрелу».

У станции Химки Октябрьской ж. д. проложен над каналом железобетонный арочный мост. Он несет на себе четыре линии ж.-д. путей. Крайние линии размещены вне арок, на специальных свесах, которые похожи на массивные длинные балконы.

Через то же Химкинское водохранилище проложен шоссейный металлический мост — самый большой и, пожалуй, самый красивый. Его длина между береговыми устоями — более 330 м. Он имеет три пролета. Суда будут проходить в средний пролет, высота которого равна 14 м, а ширина — 135 м.

Кроме судоходного, нами построен еще и водопроводный канал, назначение которого — дать Москве питьевую воду.

Кроме судоходного канала, построен еще и водопроводный. Он должен дать Москве питьевую воду. Длина его — 28 километров. На снимке: готовый участок этого канала.

Этот канал берет свое начало из Акуловского отстойного водохранилища и заканчивается под Москвой Сталинской насосно-очистительной станцией. Таким образом, канал тянется на 28 км.

Водопроводный канал представляет собой как бы два параллельных канала — две «нитки». Особые устройства — переключатели — позволяют с помощью поднимания и опускания щитов перебросить течение воды из одной нитки в другую. Таким образом, в любое время можно осмотреть, очистить и отремонтировать любой участок.

Водопроводный канал сможет пропускать 28 кбм в секунду, т. е. будет давать воды почти в три раза больше, чем давала Москва-река в летнее время.

Но водопроводный канал частично проходит по густо населенным районам, и его пересекает много различных дорог. Для того, чтобы гарантировать чистоту воды в этих районах и на пересечениях с дорогами, вода канала направляется по широким железобетонным трубам. 9,2 км канала заключено в эти трубы.

В конце водопроводного канала устроен специальный бассейн, при помощи которого будет регулироваться подача воды на Сталинскую насосно-очистительную станцию. Здесь, в специальном отстойнике, производится очистка воды. Очищенная вода поступает в Москву для распределения по водопроводной сети.

Канал Москва—Волга в корне изменяет транспортное значение Москва-реки. Помимо того, что нами дважды поднят уровень воды в Москва-реке (двумя плотинами), пришлось произвести и другие изменения русла.

В самом деле, Москва-река слишком извилиста для того, чтобы по ней могли проходить и разворачиваться большие, длинные суда. Для того, чтобы пропускать эти суда, необходимо было в обход наиболее трудных излучин прорыть спрямления, т. е. проложить новые русла.

В первую очередь прокладываются Хорошевское спрямление у Серебряного бора и карамышевское спрямление. Первое из них, например, сократит путь от Щукина до Москвы на 4,6 км.

В будущем намечается устройство дорогомиловского спрямления и Андреевского канала. Они не только сократят судоходный путь еще на 14,7 км, но и освободят часть реки, проходящую в центре города, от грузового движения.

Величественные и грандиозные сооружения расположены на канале Москва—Волга. Три железобетонные плотины, восемь земляных, семь водосбросов, шесть донных водоспусков, одиннадцать шлюзов, восемь заградительных и аварийных ворот, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, порт, речной вокзал, тоннели и мосты — вот наиболее крупные и значительные сооружения, которые составят замечательный памятник гениальной сталинской идеи о создании великого водного пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.