Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

15 февраля 2022

Управление издалека

 Инж. А. ЛЕМАН

— Сезам откройся! — воскликнул отважный герой, и скала раздалась, открывая вход в заколдованную разбойничью пещеру. Так рассказывает старинная восточная легенда.

Техника наших дней превращает сказку в реальность. Пароход, плывущий по каналу Москва— Волга, подходит к Перервинскому шлюзу. Он входит в громадные двустворчатые ворота с нижней стороны шлюза. Вот он уже в самом шлюзе. Невольно ждешь, что теперь около ворот появятся люди и будут их закрывать.

Но нет, обе створки ворот вдруг без всякой видимой причины начинают поворачиваться, отходя от стенок шлюза, и приближаются друг к другу.

Если вы внимательно посмотрите на ворота, то заметите, что их сходящиеся кромки сделаны похожими на створки двустворчатой двери. И для того, чтобы они плотно закрывались, левая створка должна прикрыть собою правую, иначе говоря, в момент соприкосновения створок правая из них должна в своем движении опередить левую.

И вот вы видите, как створки все больше и больше сближаются. Кажется, что сейчас они соприкоснутся в неправильном положении, и неизбежна поломка.

Но этого не происходит. Словно какая-то невидимая рука направляет их движение. Вот створки уже почти соприкоснулись. Левая створка при этом останавливается, а правая, не задев ее, проходит мимо. Когда правая створка, пройдя мимо левой, повернется в определенное положение, она останавливается, и одновременно начинает снова закрываться левая створка. Но теперь она уже двигается значительно медленнее, чем раньше, и благодаря этому, догнав остановившуюся правую створку, не ударяет по ней, а медленно нажимает на нее и увлекает вслед за собой.

Створки продолжают медленно двигаться вместе, пока ворота не окажутся плотно закрытыми. Теперь камера шлюза отделена от воды с нижней стороны.

Все эти сложные манипуляции ворота проделывают совершенно точно, как бы повинуясь немым приказаниям. У ворот не видно ни одного человека.

Начинается наполнение камеры шлюза водой.

В XVII веке также строились шлюзы. Это были примитивные и неуклюжие сооружения. Чтобы открыть ворота такого шлюза, четыре человека должны были с огромными усилиями вертеть так называемые кабестаны, на которые наматывались цепи, открывающие створки ворот.

Не так давно еще на нашем старом Перервинском шлюзе ворота открывались также вручную. Двое рабочих должны были долго крутить рукоятки лебедки.

Сейчас пароход находится ниже уровня воды с верхней стороны шлюза. Напор этой воды удерживается большим затвором, имеющим в поперечном сечении вид серпа. Этот затвор может вращаться на двух осях — одна с одной стороны камеры и другая с противоположной стороны. Это так называемый сегментный затвор.

Опять без всякого видимого вмешательства человека он начинает медленно поворачиваться на своих осях, поднимаясь вверх. Немного приподнявшись, сегментный затвор сам собой останавливается.

Через щель, образовавшуюся внизу затвора, вода проходит внутрь камеры шлюза. По мере наполнения камеры уровень воды в ней повышается, поднимая вверх пароход. Когда уровень воды в камере сравняется с уровнем воды вверху шлюза, сегментный затвор снова начинает вращаться на своих осях. Но теперь он вращается уже гораздо быстрее и в другую сторону, опускаясь вниз под воду.

Опустившись под воду, сегментный затвор открывает свободный проход для парохода. И опять создается такое впечатление, будто затвор действует, как разумное существо.

Но зайдите в башню управления шлюзом. Здесь вы найдете разгадку этих необычайных явлений. Здесь, у центрального пульта управления, находится дежурный. Он приводит в действие приборы-автоматы.

*

Чтобы открыть или закрыть нижние ворота, дежурный должен только нажать соответствующую кнопку на пульте. После этого все происходит уже совершенно автоматически. В нужный момент магнитные контакторы включают электромоторы лебедок, которые поворачивают створки ворот. А когда створка должна остановиться, дежурный выключает соответствующие контакторы.

А теперь ворота нового Перервинского шлюза легко и быстро открываются с помощью электричества. В башне управления, на центральном пульте расположены кнопки. Достаточно дежурному нажать пальцем одну из этих кнопок, и электромоторы открывают ворота.

Для управления сегментным затвором дежурный должен нажать только одну из трех кнопок на пульте. Вот он нажимает одну из них, и сегментный затвор подымается для заполнения шлюза водой. Вот дежурный нажал другую кнопку, тотчас же сегментный затвор опускается под воду. А когда нужно, чтобы сегментный затвор встал в рабочее положение и запер бы воде доступ сверху в камеру шлюза, дежурный нажимает третью кнопку. Так легко и быстро управляет дежурный механизмами шлюза, которые весят сотни тонн.

Дежурный не только управляет механизмами шлюза, но и видит все, что делается на шлюзе. Нa его пульте имеются специальные приборы, которые все время указывают, в каком положении находятся створки нижних ворот, какое положение занимает сегментный затвор и на каком уровне стоит вода в шлюзе.

Но дежурный ведь может сделать ошибку и, скажем, попробовать открыть сегментный затвор, когда открыты нижние ворота. Такая ошибка грозит аварией пароходу, находящемуся в это время в шлюзе, так как вода, хлынув сверху, может ударить пароход о стенки камеры. Поэтому приборы автоматического управления шлюзом так связаны друг с другом, что ошибочное распоряжение дежурного не будет выполняться, сколько бы он ни нажимал кнопку.

Так совершенно автоматически управляются шлюзы на канале Москва—Волга. Впервые в Союзе это было осуществлено строителями канала на новом Перервинском шлюзе.

*

В еще большей степени автоматизируется управление насосными станциями, которые расположены по северному склону канала.

Впервые в Союзе здесь совмещается автоматическое управление отдельными насосами с управлением на расстоянии всеми насосными станциями.

В Яхроме находится специальный диспетчерский пункт. Дежурный подходит к пульту. Он нажимает только одну кнопку...

Через несколько секунд на первой насосной станции, находящейся на расстоянии десятков километров от Яхромы, начнет автоматически пускаться пропеллерный насос.

Сначала включаются моторы, которые приводят в действие насосы, смазывающие маслом подшипники пропеллерного насоса. Вслед за тем включается в несколько приемов мощный приводной мотор, — он приводит во вращение уже самый пропеллерный насос.

Но этого мало: чтобы насос начал качать воду, необходимо еще поднять щит, закрывающий воде сверху доступ в насос, а затем необходимо повернуть лопасти насоса в рабочее положение. Как только пропеллерный насос придет во вращение, лопасти его начинают поворачиваться, и уровень воды в насосе повышается. После этого включается электромотор лебедки, которая подымает в течение двух с половиной минут щит весом в 14 т.

Как только щит достигает верхнего положения, он как бы сам собой останавливается. На этом заканчивается пуск пропеллерного насоса.

Все эти операции производятся без всякого вмешательства человека, исключительно аппаратами автоматического управления.

Спустя минуту после того, как начался пуск пропеллерного насоса на первой насосной станции, начнется точно так же автоматический пуск пропеллерного насоса на второй насосной станции. Еще через минуту на третьей, затем на четвертой, и, наконец, через четыре минуты запускается пропеллерный насос на пятой станции

А когда нужно прекратить перекачку воды, то дежурный диспетчер вновь нажимает только одну кнопку. Тогда точно в таком же порядке все пропеллерные насосы останавливаются.

*

Диспетчер на своем пункте в Яхроме должен точно знать, в каком состоянии находятся все отдельные аппараты на подстанциях и как работают пропеллерные насосы.

Подойдите к столу, за которым он сидит. Это так называемый диспетчерский пульт. Перед этим столом вы увидите большой стеклянный щит. На нем расположены различные символы, изображающие отдельные аппараты на насосных станциях и подстанциях при них. Эти символы освещаются различным цветом в зависимости от того, в каком состоянии находится тот или иной аппарат.

О каждом изменении в работе какого-либо аппарата диспетчер узнает по цвету символа на щите. Специальная система управления на расстоянии позволяет диспетчеру узнать о происшедшей аварии через 4 секунды, она же позволяет ему немедленно принять меры к восстановлению нормальной работы.

Для того, чтобы диспетчер мог следить за уровнем воды в канале, у него имеется специальный прибор, который указывает, на какой высоте стоит вода внизу и вверху каждой насосной станции.

В случае, если уровень воды в каком-либо участке канала повысится или понизится больше, чем это допустимо для безопасности судоходства, диспетчер извещается об этом специальными световыми сигналами на щите.

Но это еще не все. Всякое изменение, происходящее с аппаратурой на насосных станциях, дает не только световые сигналы на щите диспетчера, но и сопровождается еще звуковым сигналом. Резкий звонок привлекает внимание диспетчера к щиту.

Так новейшая техника автоматизации, примененная на канале Москва—Волга, позволяет легко и вполне точно управлять огромными и сложнейшими механизмами и дает гарантию бесперебойной и безопасной работы всех сооружений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.