Инж. В. СОБОЛЕВ. Пом. нач. экскаваторно-транспортного отдела Москва-Волгостроя
Один кубический метр земли весит около двух тонн. Попробуйте, так сказать, освоить этот вес. Сколько воды утечет, пока вы по частям перебросите с места на место все это количество земли.
А что такое кубический метр на нашем канале? Не более, чем микроскопическая величина. Десятки миллионов тонн вырванной из недр земли — вот та цифра, которая сама по себе может служить ответом на вопрос, что такое канал Москва—Волга.
Большие земляные работы всегда требовали огромного количества людей.
В древние времена на прорытие сравнительно небольших оросительных каналов в Индии, Египте и Средней Азии сгонялись целые полчища. Простыми лопатами они рыли землю, перекидывали грунт, и много лет проходило в тяжелой работе до ее полного завершения.
Проходило время. Постепенно производство земляных работ совершенствовалось: строители вооружились носилками. При их помощи два человека с трудом несли, примерно, три пуда земли. Затем к носилкам присоединилась тачка с одним колесиком, на которой человек перебрасывал уже около четырех пудов. Позднее на земляных работах были использованы лошадь с телегой. Конечно, все эти способы были крайне примитивны, они требовали участия громадного количества людей, но не всегда количество влияло на ускорение работы. Много народу на одном участке создавало сутолоку, люди мешали друг другу, и работа шла очень медленно. Сколько-нибудь значительные постройки тянулись десятки лет.
И странно, что, несмотря на громадное значение земляных работ в любой постройке, усовершенствование их шло крайне медленно.
Около 100 лет тому назад англичанин Отис построил первый серьезный снаряд для механизации земляных работ. Он применялся на постройке железной дороги в Америке и был назван экскаватором. Этот примитивный механизм оказался прародителем современных экскаваторов. Их дальнейшее усовершенствование шло медленно, и только в 1874 г. в Америке были построены практически удобные экскаваторы, близко напоминающие современные машины.
*
Огромный объем земляных работ на канале требовал механизмов и механизмов. Грунт нужно было разрыхлить, отделить его частицы от слежавшейся веками плотной массы. Разрыхлив и отрыв землю, нужно было ее поднять, причем нередко из большой глубины. Но поднять миллионы тонн земли — это еще не решить задачи. Важно весь этот вес перебросить на другое место. Огромную часть всей этой работы на канале выполняли экскаваторы в союзе с автомашинами, вагонами, паровозами. Вряд ли еще какая стройка имела такое количество машин для земляных работ, каким располагали рабочие и инженеры канала. 171 экскаватор, 750 трехтонных грузовиков «ЗИС», 115 паровозов нормальной и узкой колеи, 2 750 платформ — все это было брошено «на землю».
Экскаваторный парк канала располагает различными типами экскаваторов, но большинство из них — это машины советских заводов.
Экскаватор «Ковровец» (постройка Ковровского завода) называют еще по-другому — паровой лопатой. Когда издали смотришь на работу этого механизма, то создается впечатление, будто бы какой-то исполинский человек далеко протянул свою длинную и чрезвычайно подвижную руку. Эта рука, или, как она называется в действительности, рукоять, снабжена черпаком, который в один прием может «зачерпнуть» около четырех тонн земли. На стреле устроена будочка машиниста, управляющего рукоятью. Но это не исчерпывает всей механики паровой лопаты. Вместе со стрелой рукоять смонтирована на особом поворотом круге, при помощи которого она может вращаться в обе стороны на 90° налево и направо. Поворотный круг укреплен на специальном вагоне, идущем на рельсовых звеньях нормальной железнодорожной колеи. В этом вагоне установлены паровой котел, паровые машины, а также паропровод к еще одной паровой машине, называемой напорной. Она помещается на стреле и приводит в движение рукоять. Все остальные машины путем трансмиссионного устройства управляются рычагами, сосредоточенными в будке вагона машиниста.
Таким образом, экскаватором управляют два человека. Один из них сидит на стреле и производит операции только с рукоятью и ковшом, другой работает внизу и управляет всей системой экскаватора. Кроме машинистов, экскаватор обслуживают кочегар и смазчик.
Действуют эти люди так: машинист стрелы пускает в ход напорную машину — рукоять с ковшом выдвигается вперед, падает вниз и углубляется в грунт. Машинист экскаватора немедленно приводит в действие подъемную машину. Она поднимает рукоять вместе с ковшом, который уже заполнен грунтом. После этого в дело вступает поворотная машина, при помощи которой машинист экскаватора повертывает стрелу с рукоятью и ковшом, примерно, на 90°. Теперь ковш с грунтом оказался над платформой или автомашиной. Машинист дергает веревку, ковш открывается и мгновенно выбрасывает несколько тонн земли. Водитель экскаватора повертывает стрелу обратно, снова начинает действовать машинист стрелы, рукоять с ковшом стремительно опускается в забой, цикл повторяется. Хороший машинист экскаватора, сработавшийся со своим товарищем на стреле, может сделать до пяти таких полных циклов, т. е. погрузить до пяти ковшей грунта в одну минуту. Если даже каждый раз будет зачерпываться неполный ковш, который сумеет забирать, скажем 1,8 кбм грунта, то в минуту, он погрузит \(1,8\times5=9\) кбм, т. е. полногрузную железнодорожную платформу нормальной колеи. И действительно, в жизни канала было немало фактов, когда стахановцы-машинисты в удобных забоях железнодорожный состав в 20 вагонов грузили в 25 минут. А ведь это 170 кмб, или 330—340 т. Вдумайтесь, в эти цифры и вам станет понятно, как канал сумел освоить тот огромный объем земляных работ, о котором мы говорили в начале нашей статьи.
*
Второй тип экскаватора, который распространен на постройке канала Москва—Волга, это полноповоротный паровой экскаватор на гусеничном ходу. Он также построен на Ковровском заводе. Этот экскаватор снабжен двойным оборудованием: одно из них представляет паровую лопату с ковшом емкостью 1,5 кбм, таким же, как у экскаватора «Ковровец», но только с большим углом поворота стрелы. Стрела может повертываться на полную окружность — отсюда и название экскаватора — полноповоротный. Второе оборудование этого экскаватора называется драглайн. Это такой же ковш, только другой формы, чем у «Ковровца». Ковш свободно подвешен на тросе, его можно подтянуть к экскаватору и при этом наполнить грунтом.
Экскаваторы "ППГ" грунт не грузят, а перемещают его с помощью драглайна (ковша) на небольшое расстояние вперевалку. |
Полноповоротный экскаватор снабжен длинной стрелой в 18 м. Он применяется в тех случаях, когда нужно, стоя наверху, отрыть глубокую траншею, а грунт выбросить с боку в сторону. Эти экскаваторы грунт не грузят, а перемещают его на небольшое расстояние вперевалку. Если грунт нужно переместить больше, чем на расстояние, равное двойной длине стрелы, то приходится второй раз переваливать грунт, а иногда и третий раз. Такой экскаватор особенно удобен при работе в мокрых местах, где вода мешает опустить вниз в забой экскаватор «Ковровец». В этом случае драглайн идет поверху и черпает грунт даже тогда, когда он сильно насыщен грунтовыми водами.
Экскаваторные работы требуют четкой организации. Эта четкость особенно необходима во время работы на крупных объектах, где экскаваторы вместе с железнодорожным транспортом представляют собой единый, быстро действующий механизм.
Только при этом условии можно было с успехом решить задачу при разработке такого крупного объекта, каким явилась так называемая Глубокая выемка на трассе Москва—Волга. На протяжении 6 км канала нужно было взять и перебросить на свалку около десяти миллионов кубометров грунта. При этом приходилось забираться глубоко в землю, — глубина выемки доходила до 23 м. На этой глубокой выемке одновременно работало свыше 30 экскаваторов разных типов. От экскаваторов поезда, груженые грунтом, неслись на свалку день и ночь. Организация движения была продумана до самых мелочей. Каждый поезд, выходя из выемки, попадал на станционную площадку, где располагается диспетчерский пост. Он распоряжается всем движением поездов, он связан телефоном с каждым экскаватором, с каждым стрелочным постом, с любым тупиком на разгрузке. Каждую минуту диспетчер знает, что совершается на всем протяжении выемки. Он знает, где и какой экскаватор уже нагрузил состав, куда надо посылать порожняк, где закончилась разгрузка, какой поезд прошел ту или иную стрелку, и т. д. 200 телефонов было расставлено на участке Глубокой выемки. Каждые пять минут проходил из выемки через пост груженый состав, каждые пять минут возвращался обратно порожняк. Груженые составы шли на разгрузку — к свалкам. Они располагались по кольцу, благодаря чему поезд без остановок и заездов попадал на указанный диспетчером железнодорожный тупик, где происходила разгрузка. 19 разгрузочных тупиков было на трассе Глубокой выемки, поезда двигались, как хорошо слаженный конвейер, попадали на тупик, разгружались и следовали дальше. Сама свалка была расположена на чашеобразной низине. Поезда выбрасывали туда целые составы земли. Высота отвалов на свалке доходила до 10 и больше метров. К концу работ на прежнем болоте образовалась новая площадь земли.
Глубокая выемка окончена на год раньше срока. Стихли свистки экскаваторов и паровозов, убраны оборудование и железнодорожные пути. И наша «Глубокая» спокойно красуется, прорезая водораздел между реками Химкой и Клязьмой.
Участок Глубокой выемки — это только один объект, где экскаваторы позволили в короткий срок выполнить огромный объем земляных работ. Всего на канале экскаваторы освоили 51 миллион кубических метров грунта. Грандиозность этой цифры трудно себе представить. Если все это количество грунта разместить в нормальные вагоны, то потребуется около 6 млн. таких вагонов. И если вообразить, что мы нагрузили эти вагоны и, сцепив их, образовали поезд, то длина железнодорожного полотна, которое будет заставлено вагонами, окажется равной 54 000 км, т. е. почти всей сети железных дорог Германии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий